“Абха́зские не́гры или кавка́зские не́гры — небольшая расово-этническая негроидная группа абхазского народа, проживающая, в основном, в абхазском селении Адзюбжа в устье реки Кодор и окрестных сёлах Абхазии: Члоу, Поквеш, Агдарра, Меркула и др.”
Еще их иногда называют “черные абхазы”. По-грузински негры-абхазы назывались шави каци - «чёрный человек» или шави халхи -«чёрный народ».
По одной из версий, чернокожие люди осели на Кавказе благодаря причуде Петра, который покупал арапов из-за страсти ко всему необычному. Африканцы (кроме одного) не смогли приспособиться к климату Санкт-Петербурга, Пётр передарил их абхазским князьям Чачба (Шервашидзе).
“В дореволюционной традиции русской культуры репрезентация чернокожих предполагала преимущественный упор на экзотику. Арапы и арапки в домах московской и петербургской знати XVIII и XIX вв. — дань европейской моде того же времени на заморские диковины. Русская культура обязана этой моде появлению в ней А.С. Пушкина, чернокожие предки которого оказались парадоксальным образом связанными с самой русской культурой. «Первый русский поэт» нередко называл себя сам и именовался современниками потомком «негра»”
Но, не исключено, что Петр Великий тут ни при чем, а князья сами привезли несколько сотен чернокожих рабов для работ на плантациях цитрусовых.
Или не сами привезли, а купили у работорговцев. Это уже третья версия.
Другие ученые предполагают, что абхазские негры являются потомками колхов, древнекартвельских племен, занимавших территорию юго-восточного и восточного Причерноморья и подаривших Западной Грузии античное название Колхида, которое впоследствии столь полюбилось русским поэтам. Однако достоверных свидетельств о существовании чернокожего населения в Колхиде не имеется.
Еще одна гипотеза делает чернокожих абхазцев потомками коптов, которые неграми не являются вовсе, а являются египетскими (арабскими) христианами.
Следующая теория наиболее распространена среди самих абхазцев: “Мол, чернокожие люди осели на Кавказе после того, как у берегов Абхазии произошло кораблекрушение. Никто не покупал рабов, и они оказались там волей стихии, помешавшей османским торговцам живым товаром доставить его богатым русским в столицу. Эфиопы спаслись и добрались до берега, а затем основали свои поселения, постепенно ассимилируясь”.
А еще на Кавказе популярна легенда о том, полумифические автохтонные древние воины-нарты организовали экспедицию в далёкие страны Африки (а точнее в Восточную Африку, а еще точнее на полуостров Сомали) и вернулись на родину с «чернолицыми людьми», которые были провожатыми для кавказских богатырей в незнакомых им землях и настолько сдружились с ними, что пришли с нартами и на Кавказ. Здесь и остались.
“Я был поражён чисто тропическим ландшафтом. На яркой зелени густых девственных зарослей вырисовывались хижины… крытые тростником, копошились курчавые негритята, везде были… чёрные люди в белых одеждах. Негры ничем не отличаются от абхазцев, говорят только по-абхазски, исповедуют ту же веру… Мне думается, что негры в этих местах являются случайным элементом” - так написал в начале 20 века один из русских этнографов.
Может когда-то они и считались случайным элементом. но сегодня абхазские негры являются полноценной местной народностью. Как и другие абхазы, они занимаются выращиванием овощей и фруктов на продажу, работают на местных предприятиях: ”занимаются выращиванием цитрусовых, винограда, кукурузы, работают на угольных шахтах Ткуарчала, на предприятиях Сухума — трикотажной фабрике, в порту и др.”
Абхазские негры исповали ислам, а какая-то часть представителей данной этнической группы — иудеи. Встречались среди них и христиане-католики. В 19 веке они еще разговаривали только на абхазском, а сейчас - и на абхазском, и на русском. У чернокожих кавказцев вообще не наблюдается каких-либо особенных традиций, присущих жителям Африки и только в названиях территорий были замечены некоторые аналогии. “Абхазский писатель Дмитрий Гулиа в книге «История Абхазии» сравнил данные по топонимике Абхазии и соответствующей местности Эфиопии и утверждал, что некоторые из географических названий «совершенно одинаковы»: Багада — Багада, Гумма — Гумма, Табакур — Дабакур и т. д.“ Ну так и почти все версии появления негров н Кавказе сходятся в одном - прибыли они из Эфиопии, и, возможно, эта линия тянется от фалаша - эфиопских иудеев.
В результате многочисленных смешанных браков и многовекового проживания вдали от изначальной культурной среды во внешности потомков, несмотря на тёмный цвет кожи, проявляются ярко выраженные кавказские черты
“25 лет назад близ Кодора я нашёл лишь двух человек африканской внешности – 65-летнего бывшего водителя автобуса Шамиля Чанба и его дочь. Обоих всерьёз раздражало, если кто-то хоть в шутку называл их неграми. «Я родился на Кавказе! – возмущался Шамиль, размахивая руками. – И отец мой, и дед! Э, я африканский язык не говорю! Русский знаю, абхазский – и всё!» Он гнал крепкий самогон из инжира, по праздникам носил черкеску и умел говорить цветистые тосты на полчаса. Мать Шамиля была белой, а он сам считался мулатом, но слова этого тоже не любил: «Э, негры-мегры, мулаты-булаты. Я кавказский человек, неужели есть разница, какого я цвета кожи?» Люди с типичными африканскими лицами говорили по-русски с абхазским акцентом, соблюдали горские традиции, играли свадьбы со скачками на конях и выстрелами в воздух, готовили лобио (тушёную фасоль) и мамалыгу (кукурузную кашу).”
Эта цитата из статьи, датированной 2020 годом. Это, пожалуй, самый последний профессиональный материал, посвященный теме “небольшой расово-этнической негроидной группе абхазского народа”, которая за 400 лет ассимилировалась настолько, что не считает актуальными связи со своей далекой исторической родиной.