// Новости

БЕСТИАРИЙ СЛАВЯН. ДОМОВОЙ И КИКИМОРА


29.10.2024


Покровитель и хозяин дома - домовой - его считали духом покойного предка. Домового обычно представляли с лицом хозяина дома, или как  абстрактного старичка с лицом, покрытым белой шерстью. Он никому не показывался на глаза, жил за печкой, на чердаке или в хлеву: “Довелось выйти в сени, вдруг на перекладине вижу - лежит фигура, похожа на человека, черная как уголь, длинная сажени в три, почти в длину всего переклада; только увидала меня, как тотчас скрылась неизвестно куда”. Иногда домовые показывались, меняя внешность - то кошкой прикинутся, то крысой, то неведомой зверушкой. 

Перед постом ему было принято ставить угощение в виде блюда с молоком. А если слышали в доме какой-то шум, необъяснимые стуки, шорохи, то кидали под печку пятачок, и все шумы сразу же прекращались. А можно было под блюдце положить пуговку или маленьких веточек. С ними домовой любил играть.

Древние славяне верили, что если домовой дотронулся ночью до спящего, значит предсказал будущее: коснулся его мягкой, мохнатой рукой - нужно ждать счастья, богатства или свадьбы; коснулся гладкой и холодной - жди беды, бедности или болезни. 

Называли домовых разными именами: “Хозяин, Дедушка, Суседушка, Большак, Хатник, Дымовой, Клетник, Попечник, Господарик или Навной. Любопытно, что Навным обычно именуются домовые, которые навевают хозяевам тоскливые мысли о прошлом”. 

Хороший домовой оберегал домочадцев, охранял хозяйство от воров и присматривал за детьми, ухаживал за полюбившейся ему скотиной: кормил и лечил животных, чистил их, заплетал гриву. “Нелюбимое животное домовой, напротив, мучил: если скотина внезапно умирала, говорили, что дух ее невзлюбил”. Если его сердили домочадцы, он мог щипать спящих, ломать или прятать вещи, пугать, портить и воровать продукты, погубить цветы. Ночью могла вдруг упасть полка с посудой, начаться потоп или пожар. Тогда домового нужно было задобрить подношениями: цветными лоскутками и монетами. И вообще, домовые очень любили порядок в доме и тишину.

Крестьяне были уверены, что «никакой дом не состоит без домового».  В отдельных местах было поверье, что домового таки можно увидеть если между заутреней и обедней на Пасху засесть на чердак. Домовой там “ сидит около трубы - старый, седой, со свиной щетиной на голове, но кто его увидит, долго не проживет”. В ночь с 12 апреля на день св. Иоанна Лествичника, домовой начинал беситься,  в этот день его очень боялись и остерегались, потому что домовой мог в этот день задушить кого-нибудь. 

При переезде домовому уделяли особое внимание. “Когда уезжали из старого дома, брали икону, огонь в горшочке, а хозяин на веревочке тянул за собой по улице лапоть со словами: «Батюшка домовой, вот тебе сани, поезжай с нами!». Считалось, что в этом лапте выезжает из дома домовой”.

День рождения домового некоторый и по сей день отмечают 10 февраля.

Жил домовой не один, а с женой - Кикиморой. Кикимора жила под полом в домах, банях, кабаках и других постройках, выходит только по ночам, с растрепанными волосами. Почиталась славянами как ночное божество. Особого вреда кикиморы не приносили, но пугали людей по ночам. “Считалось, что происходили кикиморы от умерших — убитых детей и мертворожденных, самоубийц и украденных нечистью”. Или, что “кикиморы суть женщины, унесенные в младенчестве чертями и посаженные на несколько лет колдунами к кому-нибудь в дом”.

Если кто-то из домашних увидел кикимору, значит в доме не все благополучно. “Также считалось, что кикимору могли подсадить в избу из мести — так делали недовольные плотники, если им не заплатили за работу. Тогда злой дух не ограничивался рукоделием, а ломал и крушил вещи, стучал и шумел по ночам. Словом, выживала Кикимора жадного хозяина из дома. Избавить от беспокойного жильца за хорошую плату могли сами плотники …”

Кикимора могла предстать в облике как длинноволосой девушки, так и маленькой девочки или сгорбленной старухи. В более поздних легендах и мифах кикимора (может развелась с домовым?) переселились в леса и стала  кикиморой болотной - “поросшая мхом скрюченная старушка в лохмотьях”.