// Новости

БЕСТИАРИЙ СЛАВЯН. РУСАЛКИ


03.11.2024


Русалки — богини вод и лесов. Их называли по-разному: купалка, лесная девка, шишига, чертовка. 

Славяне верили, что русалки живут в реках, озерах, полях и лесах и по ночам расчесывают длинные зеленые волосы. Происхождение русалок связывали с  утопленницами или ими могли стать проклятые родителями дети. Они выглядят как девушки и женщины с распущенными светлыми волосами в белых одеждах. Еще их представляли как уродливых старух, с бледной кожей и горящими глазами. “Образы русалок отличались в разных регионах: так, в Сибири из-за холодного климата их описывали косматыми и одетыми в лохмотья, а на юге — совсем юными девушками в светлых одеждах”.

Представления о русалках отличались на протяжении веков: от хранительниц полей и лесов до дьяволов в женском обличье. Изначально образ русалки был близок к лесной нимфе, духу природы: в отличие от европейский русалок это были никакие не морские полудевы-полурыбы, а обычные женщины с ногами, без всяких хвостов. 

Очень часто у них не видно лиц, потому что они — покойницы. Причем не любые покойницы, а неправильно умершие и из-за этого не имеющие упокоения на том свете:

  • самоубийцы;

  • те, кто умер без покаяния; 

  • те, кто занимался колдовством; 

те, кто умер до брака (с точки зрения народной традиции неправильной является всякая смерть человека, который не изжил своего положенного века и не выполнил заложенную для него жизненную программу, особенно если он умер, не вступив в брак и не оставив потомства - в первую очередь это касалось девушек, умерших в период между обручением и венчанием).

По этой логике происхождение слова “русалка” сегодня склонны связывать  с летним празднеством роз, посвященным душам умерших. “Розалии” или “русалии" — праздник, который отмечался в античном мире в начале мая, когда расцветали розы. В этот период устраивались поминальные обряды и на могилы умерших возлагали розы и розовые венки Эти празднества существовали и после принятия христианства. “В глубокую полночь при лунном сиянии всплывали на поверхность озера красивые нагие девы с распущенными длинными волосами и с хохотом плескались водою. Обычно показывались они на так называемые «Зеленые святки» (Семик и Троицу), и особенно ночью на Духов день, который и назывался по-особенному - “Ве-лик-день” В этот день нельзя было ходить купаться: считалось, что русалка может насмерть защекотать, причем жертва умирает с хохотом. По поверья отдельным местным поверьям «русалки выходили из воды на целую неделю, “завивали березку... и на срубленное и поставленное во дворе деревцо одна из девушек опрокидывала горшок с водой». 

Они бегали по ржи, качались на ветвях деревьев, танцевали и, устраивали гурьбой хороводы. Они могли приходить в свои дома, и поэтому в домах для них оставляют пищу и одежду.

“После окончания Троицкой недели, в первый день Петровского поста или в воскресенье перед ним, русалки должны уйти назад, в иной мир. Для того чтобы это наверняка произошло, существовал особый обряд, который назывался «проводы русалки», или «изгнание русалки». Для него в последний день Троицкой недели делали соломенное чучело и с пением специальных песен всем селом выносили за границы села, в поле или в лес, а там ритуально уничтожали: топили в реке, сжигали или разрывали на кусочки и разбрасывали по полю. Второй вариант этого обряда — когда какую-нибудь девушку наряжали русалкой (одевали в светлые одежды, закрывали лицо), под руки, с пением специальных обрядовых песен, выводили за пределы села и оставляли. Эта девушка, посидев какое-то время где-нибудь в поле или под кустом, тихонько возвращалась к себе домой и продолжала жить своей обычной жизнью”.

Про русалок говорили, что они пугают людей, могут утопить, защекотать до смерти, навредить посевам, украсть ребенка. Они же помогают земле плодоносить и возвращают пропавшую скотину. На Севере Руси верили, что русалки, словно ведьмы-оборотни, могут превращаться в разных животных: белок, коров, крыс, лягушек и других зверей.