// Новости

БЕСТИАРИЙ СЛАВЯН. УПЫРИ


10.11.2024


Упыри хорошо известны по славянским народным верованиям вплоть до XX века. Это вредоносные покойники, которые по ночам поднимаются из могилы и нападают на людей, сосут их кровь. Собственно, славянские упыри мало чем отличаются от вампиров.

Древнерусское слово oупирь/жлырь встречается уже в XI-XII вв. 

“Древность представлений об опасности мертвеца для живых наиболее ярко представлена в некоторых списках «Слова святого Григория...», памятника, датируемого концом XIII — началом XIV в.; здесь говорится, что славяне клали требы «упырям и берегиням» раньше, чем Роду и рожаницам, а тех, в свою очередь, почитали раньше Перуна (Летописи 1862: 100-101). То есть автор «Слова...» считает ходячих покойников (а именно их и надо понимать как «упырей») самыми древними мифологическими персонажами (и даже божествами) в том числе для времен расцвета язычества.”

По народным поверьям, упырями становились люди, умершие «неестественной смертью» - насильственно убиенные, спившиеся пьяницы, самоубийцы и т.п. Жили упыри на кладбищах, разрывали могилы и поедали трупы, нападали на все живое, до чего могли дотянуться. Особенно опасны упыри были для новорожденных и лиц, готовящихся к вступлению в брак.

Часто упырь - умерший колдун, он встает по ночам из могилы и поедает людей или высасывает из них кровь. Он нападает и на скотину, наносит ущерб хозяйству.

А еще считалось, что сам князь Владимир был колдуном и не утратил свою колдовскую силу даже после принятия христианства. Чтобы князь не смог после смерти превратиться в зловредного упыря, после кончины его не вынесли из дворца через дверь, как других умерших людей, а вытащили через специальный пролом в стене (по другим источникам в потолке): «ночью же межю двема клътми проимаше помостъ». 

Если не соблюдались правильные обряды захоронения или расставание души с телом умершего не было совершено мирно, значит душа на перешла в иной мир и покойник мог вернуться.  Вернувшись, упырь приносил с  собой эпидемии чумы и холеры, или засуху и голод. 

Защите от опасных мертвецов уделяется внимание в поверьях разных славянских народов. Одни клали покойнику 2 камня - на голову и в ноги, либо осиновую колоду, другие в могильную насыпь забивали острый кол, третьи лили на могилу кипяток, четвертые втыкали веретено.  

У А. С. Пушкина был свой рецепт спасения от упыря:

“Съест упырь меня совсем,

 Если сам земли могильной 

Я с молитвою не съем …”

В отдельных регионах верили и в живых упырей - тех, чья душа могла временно покидать тело и вредить людям. Такие упыри прятали душу под камень и, пока она там, не могли умереть. Живые упыри носили на плечах мертвых, потому что те не может самостоятельно ходить по земле и, значит, без живых были не опасны.