// Новости

ЧТО НОСЯТ СНЕЖНЫЕ КОРОЛЕВЫ


07.06.2024


Какой же невероятной красоты могут быть национальные украшения.

Головные украшения идут отдельной строкой в народных комплексах. В традиционной культуре многих народов они выступают «маркирующим элементом, обозначающим социальный статус и переход из одного жизненного цикла в другой». В целом, долгое время во многих культурах эту функцию выполняли волосы, пока их не начали имитировать украшения. Как изменение прически было связано с определенными процессами в жизни женщины, так затем и смена головных украшений свидетельствовала о новых процессах. «По этнографическим материалам XIX в., появление с непокрытой головой было строго запрещено, а срывание головного убора с женщины приравнивалось к обесчещиванию».

Источники 18 описываю разные способы ношения причесок якутскими женщинами: «женщины и девушки носят их как хотят — заплетают косы сзади или сбоку, и косы у них не фальшивые. Якутки к косам иногда прикрепляют бубенчики, бусы и всякие другие безделушки». Другие авторы говорят о двух широких косах или косах, сплетенных втрое.

По поверьям якутов, с наступлением смерти души кут покидают тело человека и для освобождения пути отхода души умершему распускали или обрезали волосы.

«Обрезанные волосы были обнаружены в погребении дочери богача Омуоруйа, более известной в народе как Болу-гур Айыыта (божество Болугура),— одной из главных фигур в якутском культе дев-божеств. Согласно легенде, девушка была насильно выдана замуж, в результате чего она удавилась и превратилась в юер — зловредный дух. Существует поверье, что самоубийцам отрезали косу, чтобы отсечь множительную магию волос». Но если учесть известные случаи, когда в женские погребения клал отрезанные волосы, то вполне можно предположить, что отрезание женских волос входило в погребальную обрядность независимо от причин смерти.

Непосредственное отношение к волосам имеют якутские начельники бастынга, накосники и частично шапки дьабака. «Письменные источники содержат противоречивые сведения о бастынга. Часть исследователей и путешественников утверждают, что это украшение замужних женщин, часть — что девочек и девушек». Начельники тоже были обнаружены в якутских погребениях.

Основой начельника является мягкий кожаный обруч, который расшивают бисером и металлическими бляшками. К обручу крепятся нагрудные и наспинные подвески из металлических пластин и крупных бусин. Нагрудные подвески на двух цепях пришивали к височной или затылочной части обруча. На груди цепи соединяли с центральной круглой пластиной, к которой в свою очередь прикрепляли «продолжения» цепей.

«Расположение подвесок начельников не изменилось на протяжении XVIII и XIX вв. Отличием поздних начельников является материал изготовления: если раньше использовали большое количество бисера, крупных бусин и пластинок из желтого металла, то подвески XIX в. практически полностью выполнены из серебра».

Наспинные подвески были аналогами нагрудных. Центральная подвеска была самой широкой, две боковые чуть уже. Передние и задние подвески могли достигать бедер. В более ранние времена каждая подвеска начельника соответствовала определенной косе. В зависимости от социального положения женщины могли носить разное количество кос и соответствующий вид начельника.

Косоплетки и накосники. Косоплетку в 18 веке делали из ровдужной ленточки, на которую нанизывали крупные бусины, металлические трубочки и подвески на обоих концах. Накосное украшение представляло собой небольшую кожаную полоску, расшитую бисером, к нижнему краю которой прикрепляли систему цепочек из металлических пластинок и бусин. Постепенно подвески стали дублировать косы и постепенно заменили их.

«В более ранние времена, которые на данный момент невозможно точно обозначить, количество кос указывало на социальный статус женщины. … в XVIII в. знаковая функция причесок практически была забыта. В связи с новой регламентацией поведения и внешнего облика женщины, вызванной изменениями в якутском обществе, в XIX в. эта функция полностью изживает себя, и социально-знаковая роль кос частично переходит к лентам шапки дьабака».

Не только для имитации кос использовал «волшебную» шапку. Она являлась обязательным атрибутом в обрядах, связанных с зачатием. Обычно шапка надевается лицевой стороной вперед, но в обряде проводов Айыысыт ее надевали лицевой стороной назад. Айыысыт - богиня плодородия и деторождения. Имя ее означает "подательница рождения", и ее также можно назвать "матерью колыбелей". Ее полное имя Айыыһыт Хотун означает "рожающая, питающая мать". Айсыт приносит душу с небес при рождении ребенка и заносит каждую душу в Золотую книгу Судьбы. Надевая во время обряда дьабаку задом наперед, женщины поворачивали как бы ее вперед «женским началом» и испрашивали душу ребенка. При этом, намазывая лицо и волосы маслом, сильно хохотали, так как Айыысыт была особенно благосклонна к веселым, доброжелательным женщинам. Надевание шапки задом наперед связано с устранением изображения солнца – туоьахта, которое является символом Айыы Тойона, - мужского начала. По верованию якутов, в этом обряде мужчины не должны были участвовать, а ритуальный хохот и смех отождествлялись с животворящим началом.

«В шапке дьабака вышитые серебряной нитью ленты, ниспадающие на спину  могли олицетворять поводья, дарованные божествами Айыы, а также символизировали девичью вольность в добрачной жизни. После выхода замуж ленту срезают, получается как бы «птица с обрезанными крыльями».