// Новости

ЧТО В СРЕДНЕЙ ПОЛОСЕ - УТКА, ТО НА СЕВЕРЕ - ОЛЕНЬ


26.03.2023


«В стаде почти всегда находятся три или четыре оленя, прирученных к ловле. Инстинкт сего животного непонятен: если он встретится с диким оленем, вдруг, скрывая все знаки своего обмана, подражает ему в щипании травы, в бегании и во всех движениях, а тот подходит к нему ближе, не примечая сих сетей; тотчас они играют вместе, сцепливаются своими рогами, расцепляются, сходятся опять, бегают и друг за другом гоняются. В сих игривых беганиях прирученный олень мало-помалу приводит свою добычу против ружья звероловца».

Это охота с оленем-манщиком. Некоторые северные аборигены практиковали ее до середины 20 века. Считается одним из самых интересных видов охоты. Правда, как указано в других источниках, приводили подсадные олени свою добычу не «против ружья звероловца», а против лука. Бесшумный лук  давал охотнику возможность подстрелись постепенно не одного оленя.

«Подсадной уткой» становился одомашненный «ручной» олень. Его некоторое время приучали полностью повиноваться своему хозяину.

Чаще всего в качестве манщиков использовали  самок оленей – важенок, близких по окраске к дикому оленю. Дрессировка начиналась летом с того, что оленей обучали «ходить» на специальном ремне с особым наголовником. Длина ремня могла достигать 50 метров. Животное обучали подчиняться охотнику с ремнем и не наступать на этот ремень. «Охотник сначала просто водил оленя на ремне, ударяя его всякий раз, когда олень наступал на ремень. Обучив его не наступать на ремень, охотник учил оленя подчиняться движениям самого ремня»

Охотник, прикрываясь зверем, почти вплотную подходил к дикому оленю с подветренной стороны и поражал его. «Когда охотник замечал стадо диких оленей, он против ветра пускал манщика к ним. Манщик все время находился на привязи у охотника, который полз следом. Хороший охотник с искусно дрессированным манщиком мог убить много оленей из стада, раньше, чем остальные дикие олени это обнаруживали». Понятно, почему лук был предпочтительнее ружья. Правда олень привыкал к своему дрессировщику и только он мог впоследствии достаточно эффективно управлять оленем-манщиком.

Примерно так охотились нганасаны, ненцы, саамы, юкагиры, эвенки.

Для отлова диких животных манщиков тоже использовали, но только самых ретивых. «Проворнейшим оленем ловят и живых; для сего вешают на рогах сего петлю, которую он, играя, надевает на рога своего противника; чем более он старается вырваться, тем более узел затягивается, и тем другой сильнее тащит его к себе, чтобы дать время придти к себе своему хозяину».

Манщиком с петлей на рогах мог быть и необученный трехлеток. «У нганасан таким быкам или вешали на рога петлю ремня, закрепленного на олене, или укрепляли на рогах ножи. Иногда, чтобы вызвать диких самцов на борьбу, на рог домашнего оленя надевалось кольцо из кожи полового члена дикого самца, а рога и голова смачивались мочой оленей. Такой бык в разгар гона пускался в стадо диких, где вступал в драки с самцами, раня их, или запутывая рога ременной петлей». Охотнику оставалось только подобрать добычу. Ну, или добить ее, в случае необходимости.

Роль охотника в этом случае сводилась к тому, направлять  его в стадо «манчишным ремнем», добить или просто подобрать добычу.

Многие исследователи считают, что именно с этих охот начиналось классическое северное пастбищное оленеводство.