Согласно “Повести временных лет” в год 6370 (862) местные племена - словене новгородские, кривичи, чудь, весь и меря изгнали за море одних варяг, “не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом”. Решили племена поискать себе князя, который бы владел ими и судил по праву. “И пошли за море к (другим) варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». В целом при этом в 9 веке территория вокруг Белого озера и от реки Суда до реки Шексны представляла собой периферию территории племени весь
Эта история в некоторых вариация известна всем как призыв Рюрика на княжение. В итоге Рюрик сел в Новгороде,Трувор, — в Изборске. На Белоозеро пришел княжить Синеус.
Княжил Синеус недолго, он и брат его Трувор умерли через 2 года. “И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро”. Рюрик владел городом 17 лет, вверив управление наместникам-боярам.
Отдельные исследователи акцентируют внимание на том, что в истории Белоозера не фигурируют никакие скандинавы, ибо: “приглашены были «свои» же славянские князья с берегов Балтики (Полабская Русь) — одного с ними языка, культуры и происхождения, сами имена которых читаются по-русски («рюрик», «рорик», «рарог» — на славянских языках означает сокола, который и являлся символом семьи Рюриковичей впоследствии)”.
Пока это были территории племени весь, в районе Белого озера не бурлила цивилизация, о чем свидетельствует “отсутствие напластований IX и начала X в. Весь комплекс находок из древнейших городских отложений указывает на середину X в. как на начальную точку отсчета истории Белоозера (или в более широком хронологическом диапазоне - на вторую треть X в.” Так что, где территориально в 9 веке осел Рюрик “со товарищи” остается под вопросом.
Результаты раскопок позволяют довольно точно определить отдельные периоды существования города и очертить его территорию.
Первоначальное поселение вероятнее всего располагалось на северном берегу Белого озера, откуда в X веке было перенесено на южный, к истоку Шексны. К концу 10 века его площадь составляла около полутора гектар. В 11 веке территория поселения увеличилась в пять раз - до 7 га, и ко второй половине 12 века до 54 га.
“Анализ распределения предметов, включенных в группу маркеров высокого социального статуса, позволяет говорить о наличии на территории города не одного, а целого ряда участков, где прослеживается ощутимая концентрация таких находок и где, следовательно, проживала наиболее знатная и зажиточная часть городского населения. В данной структуре территориального распределения «престижных» вещей нельзя не видеть определенных аналогий с социальной топографией Новгорода”
В 1352 и 1363-1364 годы случается эпидемия чумы, с которой связывают запустение старого города и его перенос. Однако не все исследователи связывают “переезд” с эпидемией: “Постепенный упадок старого Белоозера происходил, по-видимому, … по мере трансформации хозяйственной системы региона, что нашло отражение в изменении структуры расселения. Старое Белоозеро возникло в незаселенном районе, в котором на протяжении X - XI вв. так и не сложилось развитой сети сельских поселений, что объясняется весьма ограниченными возможностями для занятия земледелием, в результате чего экономика носила преимущественно промысловый характер. Добыча пушнины и торговля ею являлись главными видами хозяйственной деятельности обитателей города и основой их благосостояния. Соответственно, упадок Белоозера был обусловлен кризисом данного хозяйственного уклада, вызванным истощением промысловых ресурсов. Новый административный центр края сформировался в совершенно иных топографических и ландшафтных условиях, пригодных для ведения земледельческого хозяйства, в районе с достаточно развитой системой сельских поселений”.
“В 1397 году по указанию от Пресвятой Богородицы, бывшему ему в видении, прибыл в обширную область древнего Белоозера архимандрит Симонова монастыря Кирилл вместе с симоновским же иноком Ферапонтом, своим собеседником, и здесь на пустынных берегах Сиверского озера, среди дремучих лесов, положил основание монастырю, ставшему впоследствии известным под именем Кирилло-Белозерского”.
С момента своего возникновения Белоозеро являлось узловым пунктом на водных путях в Заволочье и Поморье. Раскопки обнажили очень насыщенный культурный слой. Здесь найдены были многочисленные орудия труда, бытовые предметы, включая керамические амфоры, сохранившиеся детали одежды и украшения, Раскопаны деревянные мостовые, усадьбы, кузницы, мастерская ювелира, резчика по кости. Дошли до нас многие предметы христианского культа и даже актовые пломбы и печати, включая печати киевских князей Святополка Изяславича и Владимира Всеволодовича (Мономаха). Это позволило археологам сделать вывод о том, что “Белоозеро не уступает крупным древнерусским городам, являясь значительным торгово-ремесленным и административным центром, во многом сходным, вероятно, по своей структуре с Новгородом”.
Новая столица Белозерья сформировалась в густо заселенной хлебопашцами округе, в то время как прежняя была ориентирована на водный путь, связывавший город с местами охотничьих промыслов и дальними рынками сбыта пушнины.
Некоторое время сосуществовали 2 города на Белом озере и этот факт был отмечен в трех летописных статьях. Последнее упоминание о «старом городке Белозерском» относится к 1398 году, когда он был захвачен и сожжен новгородским войском. Немного раньше, в начале 1380-х годов, Белозерское княжество, просуществовавшее около 150 лет, лишилось своей независимости после гибели на Куликовом поле белозерских князей и перешло под власть московского князя Дмитрия Донского. Позже по завещанию оно досталось его сыну Андрею. Через 100 лет князь Михаил Андреевич передал Белозерье Ивану III.
Во времена правления Ивана III Белоозеро расцветает и укрепляется. Насыпаются огромные земляные валы, строится мощный деревянный кремль, окруженный рвом с водой. На территории кремля было пять источников, уровень воды в которых был выше, чем в самом Белом озере и неприятель в случае осады не мог отрезать город от питьевой воды. “Город был настолько хорошо защищен, что именно сюда Иван III отправил свою жену с детьми и царскую казну перед войной с ханом Ахматом в 1480-м году”.
В таком виде город просуществовал до 1612 года, когда его захватили польско-литовские войска. Поскольку Белоозеро удачно расположено на торговых водных путях из Петербурга в Москву, его вновь отстраивают и он успешно функционирует до начала 17 века, “когда торговый путь перемещается в Архангельск”.
“Название Белозерск Белоозеро получило при Екатерине II, которая нередко переименовывала привычные названия рек и городов на новый лад”