“В год 6596 (1088) взяли (волжские) болгары Муром.
В год 6604 (1096) Олег князь Черниговский, по прозвищу Гориславич придя в Смоленск и взяв воинов, пошел к Мурому, а в Муроме был тогда Изяслав Владимирович (сын Владимира Мономаха). Пришла же весть к Изяславу, что Олег идет к Мурому, и послал Изяслав за воинами в Суздаль, и в Ростов, и за белозерцами, и собрал воинов много. И послал Олег послов своих к Изяславу, говоря: "Иди в волость отца своего к Ростову, а это волость отца моего. Хочу же я, сев здесь, договор заключить с отцом твоим. То ведь он меня выгнал из города отца моего. А ты ли мне здесь моего же хлеба не хочешь дать?". И не послушал Изяслав слов тех, надеясь на множество воинов своих. Олег же надеялся на правду свою, ибо прав был в этом, и пошел к городу с воинами. Изяслав же исполчился перед городом в поле. Олег же пошел на него полком, и сошлись обе стороны, и была сеча лютая. И убили Изяслава, сына Владимирова, внука Всеволодова, месяца сентября в 6-й день, прочие же воины его побежали, одни через лес, другие в город. Олег же вошел в город, и приняли его горожане. Изяслава же, взяв, положили в монастыре святого Спаса, и оттуда перенесли его в Новгород, и положили его в церкви святой Софии, на левой стороне”.
Годом же основания Мурома “Повесть временных лет” указывает 862. Название свое он получил якобы от финно-угорского племени мурома, “а сие племя полагают за одно с Мордвою, Мещерою, и Черемисами принадлежащим к Финнам или Чудьскому народу”. Племя мурома было отличными охотниками. Их боевые топоры славились даже в Скандинавии. Славяне пришли в эти места в начале 9 века.
Первым правителем, приехавшим в Муром из Киева, стал Глеб, сын князя Владимира. Правил он 17 лет, с 988 года, и был убит, по разным версиям, или братом Ярославом Мудрым или воинами Святополка.
В 10 веке город вошел в состав Киевской Руси. Из-за широкой реки, из земли южных кочевников нередко приходила беда. Высокий берег Оки давал отличный обзор и со временем в городе построили крепость - Кремль. Эти земли стали восточной окраиной Руси, сохранив свое оборонное значение до второй половины XVI века - до покорения Иваном Грозным Казани.
Как и в случае с другими древними городами, исследователи до сих пор ломают головы и копья, пытаясь определить истинное местоположение Мурома. “... наиболее вероятной оказывается версия изначального возникновения города на высоком овражном мысу — Кремлевской (Воеводской) горе — левого берега Оки в X-XI вв”. Что же касается указания 862 года как даты основания города, то мы помним, что “Повесть временных лет” была написана в 12 веке и могла оперировать при определении времени больше преданиями, чем реальными событиями. А предания связывают начало Мурома и с Чаадаевским городищем, что находится в 9 км западнее от современного города.
Раскопки позволили ученым сделать вывод, что “городище не обиталось и было убежищем. Есть предположение, что это был пункт сбора дани теми же варягами. Чаадаевское городище в городских преданиях связывают и с переселением туда муромских жителей в период запустения города после нападения татар, моровой язвы и пожаров, где они жили до 1351 года, до возобновления города князем Юрием Ярославичем”.
Скорее всего в этих местах в 8-10 веках был один или несколько муромских поселков, а сам Муром долгое время был “двойным городом” с административным и ремесленным центром на Чаадаевском городище и торговой крепостью на месте современного города. “Стремление отделить торг от главного города мы видим у всех ранних цивилизаций”.
“А во граде Муроме, тогда живяху, погании человеци, мнози и различнии, языцы злии”: славяне, половцы, мещерцы, меря, марийцы и др.
Через эти края лежал торговый путь из Скандинавии на восток. По Оке, потом по Волге через Каспий плыли в другие страны торговые караваны, ехали путешественники и послы. Считался этот путь “из варяг в персы”. Благодаря выгодному географическому положению торговля приносила хороший доход. “Эти поселки играли, по-видимому, значительную роль в торговле по окскому пути, о чем может свидетельствовать огромный (весом в два пуда 38 фунтов) клад восточных монет 715-935 гг”.
В долгом процессе крещения Руси эта земля была одним из последних оплотов язычества на Руси. Муром, отгородившийся от уже крестившихся русских земель непроходимыми лесами, еще долго противился принятию христианства. “Муром жил древним укладом. Многочисленные русалки и водяные помогали городу перевозить по опасной и быстрой Оке грузы. Населенные лешими муромские чащобы и кормили, и укрывали от набегов кочевых орд”.
Когда к Мурому пришел младший сын крестителя всея Руси Глеб, его попросту не пустили в город. Князь Глеб поселился неподалеку и основал Спасо-Преображенский монастырь, считающийся ровесником Киево-Печерской лавры. Сам Глеб стал одним из первых русских святых.
Еще одним святым, подаренным муромской землей был монах Илия, чудотворец Муромский, он же силач Чобитько, он же Илья Муромец, родившийся недалеко от Мурома в деревне Карачарово в 12 веке. Однажды перебил богатырь врагов сапогом за неимением другого оружия, за что и получил в народе прозвище «Чоботок», то есть «Сапожок».
Но все это случилось после его 33-летия, поскольку до того времени он не владел ни руками, ни ногами. “Существует гипотеза, что это было редкое гормональное заболевание, спровоцировавшее в том числе и физические габариты богатыря” и “Согласно рентгенологическим исследованиям, у него было специфическое заболевание — спондилоартроз. По симптоматике эта болезнь похожа на радикулит, и в таком состоянии люди имеют ограниченную подвижность”.
Но как-то в гости к нему заглянули калики перехожие (которые в разных вариантах являются волхвами, старцами или просто хорошими костоправами) и подняли героя с печи, заявив перед уходом,, что теперь Илье нужно отправиться в Киев на службу к князю. Оружие, доспехи и коня он найдёт по дороге, под камнем. Илья выполнил наказ, отправился в Киев и служил князю, став главным действующим лицом многих героических былин:
-
Илья Муромец и Святогор
-
Илья Муромец и Идолище
-
Илья Муромец и Калин царь
-
Ссора Ильи Муромца и князя Владимира
-
Три поездки Ильи Муромца
-
Илья Муромец и Соловей-разбойник
-
Илья Муромец и баба Горынинка
-
Бой Ильи Муромца с сыном
-
Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича
-
Илья Муромец и голи кабацкие
-
Илья Муромец на Соколе-корабле
-
Илья Муромец и Сокольник
-
Камское побоище
После очередного тяжелого ранения богатырь принял постриг в Феодосиевом монастыре, став иноком, а впоследствии был канонизирован. Предполагают, что погиб Илья при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем, когда войска половцев разгромили лавру. “У него рана в области проекции сердца, проникающая в грудную полость. Скорее всего, он умер от этой раны. Кроме того, у него была переломана правая ключица. Сломаны также были второе и третье ребро, рентгенологи нашли костные мозоли. … эти переломы были получены еще при жизни, в каких-то боях, а потом зажили. … Хорошо видно рану на ладони, судя по всему, тоже от какого-то холодного оружия - плоско-колющего предмета».
Первые письменные упоминания о Илье Муромце приходятся на 16 век. А самое раннее изображение города Мурома появилось у немецкого путешественника Адама Олеария, посетившего русское государство в 1633 году в качестве секретаря посольства герцога Фридриха III к царю Михаилу Федоровичу и персидскому шаху Сефи I.
К этому времени выгодное географическое положение превратило Муром в в крупный ремесленный и торговый центр. “Муромские ремесленники выделывали кожи – знаменитую муромскую юфть, известную и в Западной Европе, варили мыло, ткали холсты, ковали оружие. Знали Муромские хлебопеки секрет особых калачей, которые долго оставались свежими”.