“Здесь можно постоять на том самом месте, откуда, по преданию, сбросили в реку кровожадного языческого бога Перуна, искупаться в озере, на берегу которого пел свои чарующие песни купец Садко”
Во введении к «Повести временных лет» рассказывается о том, как словене поселились у озера Ильмень. Словене - восточнославянский племенный союз - “сделаша град и нарекоша и Новгород”. А потом призвали во град Рюрика.
Это по одной из версий - Рюрик «седе Новегороде», а по другой, Рюрик, придя к Ильменю, «сруби город над Волховом и прозваша и Новгород».
Как постепенно выяснили исследователи, в целом нет противоречий между этими двумя версиями.
Результаты длительных раскопок свидетельствуют о том, что на возвышенности на территории будущего Новгорода собирались народные собрания словен, а в нескольких километрах от возвышенности в середине 9 века находилось укрепленное поселение. Это поселение, называемое «Рюриково городище», вполне можно рассматривать как укрепленную резиденцию правителя. То есть “можно говорить о существовании на земле словен двух центров общественной жизни - места созыва племенных собраний на территории будущего Новгорода и укрепленной резиденции князя на Рюриковом городище”. Раскопки Рюрикова городища, показали, что в середине 9 века здесь существовало укрепленное поселение — местопребывание социальной элиты
Проводя аналогии со скандинавскими политическими структурами исследователи предполагают, что и в Новгороде власть правителя сосуществовала с властью народного собрания. Рюрик мог быть военным главой, взимал средства с населения на содержание себя и дружины. Первоначально князю не разрешалось претендовать на доходы, превышающие княжеское жалованье - «дар». Князь не обладал ни законодательной, ни судебной властью, а мог рассчитывать только на получение части судебных штрафов. В начале 10 века начинается противостояние между князем и вече. Новгородские бояре постепенно добились еще большего ограничения полномочий князя, получив сначала право неподсудности князю, а затем и право приглашения/изгнания князя. Что и случилось в 1136 году, когда в назначенный Киевом князь Всеволод Мстиславич вместе с женой, детьми и тёщей был арестован, а затем изгнан из города. В итоге князьям с начала 12 века вообще было запрещено владеть землями на территории Новгородской земли,а с конца 13 века князей и вовсе перестали приглашать. Великий Новгород становится столицей Новгородской вечевой республики. Вече решает вопросы войны и мира, принимает законы и заключает договоры с другими землями. Вече же избирает владыку - архиепископа Новгородского, который с 15 века является главой Новгородской республики.
Конец республики приходится на 1478 год, когда московское войско одержало победу над новгородцами в битве на реке Шелонь. Новгород и все его земли вошли в состав централизованного государства Московская Русь.
Когда мы говорим “Новгород и все его земли”, имеем в виду, что все владения Новгородские разделялись на три вида: сам господин Великий Новгород, Новгородская земля и волости Новгородские.
Землю Новгородскую составлял край ближайшей к Новгороду, занятый древнейшими одноименными колониями составляющий одно целое с самим Новгородом. “Волостьми Новгородскими назывались те земли, которые хотя и были подчинены Новгороду, но не составляли с ним одного целого и скорее представляли Новгородские провинции в чужой земле, притянутые к Новгороду силою и большею частью не колонизованные Новгородским племенем, даже иногда управляемые своими племенными князьями и старшинами”.
Новгород состоял из двух сторон - Софийской и Торговой, которые в свою очередь делились на 5 концов. Каждый конец имел свое собственное концовское вече, занимавшееся автономный управлением “района”.
В Славенском конце изначально жило восточнославянское племя ильменских словен. Название Людина конца произошло от названия карельского племени людики. Про Неревский конец говорят, что его название связано с племенем меря, “другие же связывают его с загадочным племенем нерева/нарова, происхождение которого очень сложно определить — некоторые источники называют их финно-уграми, другие — народом прибалтийской языковой семьи, то есть родственниками литовцев и латвийцев”.
На Прусской улице проживали купцы-пруссы - представители одного прибалтийского народа, по соседству поселились купцы из эстонского народа чудь, и улицу их назвали Чудинцевой. В городе постоянно проживало много иностранных купцов, преимущественно норвежцев и шведов, а в 11 веке там даже появляется Готский двор - представительство для германоязычных купцов. В Готском дворе была даже своя собственная католическая каменная церковь — собор святого Олафа.
Позже был построен Немецкий двор.
Евреев в Новгороде было больше, чем в других русских городах. Прежде всего, их привлекала торговля на пути из варяг в греки, в которой они часто выступали в роли посредников. А архиепископ Лука Жидята, протеже Ярослава Мудрого, был не только духовным, но и политическим руководителем города, “полномочия которого можно сравнить с властью современных мэров. Кроме собственно иудеев-евреев, в Новгороде постоянно бывали и хазарские купцы, этнические тюрки, но тоже иудеи, которых тоже называли жидами”.
Первое упоминание Новгорода в иностранных источниках приходится, возможно, на середину 10 века в записках Константина Багрянородного о кораблях, приплывающих в Константинополь: “из внешней Руси, из Невогарды, в которой жил Святослав, сын русского князя Игоря”.
Как Хольмгард город упоминается трижды в рунических надписях. “... во всех видах древнескандинавских источников, за исключением вис, Хольмгард упоминается более ста раз. Для сравнения отмечу, что из двенадцати древнерусских городов, известных по этим источникам, только Ладога (Aldeigja, Aldeigjuborg) упоминается в источниках около сорока раз, а такие города, как Киев (Kwnugardr, Kanugardr, Kianugardr) или Полоцк (Pallteskja, Pallteskjuborg) — не более десяти раз”.