«А о Пскове городе из летописей неизвестно, кем был создан и какими людьми, известно только, что уже существовал этот город в то время, когда приехал князь Рюрик с братьями от варягов к словенам княжить».
Первое упоминание о городе в «Повести временных лет» датируется 903 годом в связи с тем, что киевский князь Игорь выбрал себе в жены «псковитянку Ольгу». Ольга заложила первый христианский деревянный собор в городе и “подготовила почву для главного религиозного события страны — Крещения Руси”. Ольга стала первой русской святой. “По сведениям местных жителей, под обрывом берега р. Великой у воды лет 50 назад лежал Ольгин камень — довольно крупный валун, на котором был выбит след Ольги, небольшого размера, с изображением пальцев ноги, так что можно было поставить детскую ногу в этот след. Сейчас камень утрачен. Судя по описанию, это был типичный камень-следовик — объект поклонения языческого периода.”
Но первые поселения, по данным археологов, появились здесь в середине 1-го тысячелетия н. э.
В 10 веке поселение состоит из детинца, посада, некрополя и святилища. Детинец размещался на месте Псковского городища на высоком мысу при устье р. Псковы, в северной части сегодняшнего Кремля. “Он имел укрепления, часть которых могла сохраняться от предшествующего периода (остатки древо-земляных укреплений VIII - Х вв. были открыты на краю мыса над рекой Великой)”. Именно детинец хранит в своих слоях следы разных культур:
-
середина 1 тыс. до н.э. - носители прибалтийско-финской “асвенской” культуры
-
первой половины 1 тыс. н.э - носители прибалтийско-финской культуры каменных могильников (названа так по характерным для этого населения особенностям погребальных памятников)
-
середина - третья четверть 1 тыс. н.э. - славянские переселенцы с юга, носители культуры длинных курганов (получили свое название по характерным особенностям погребальных сооружений, имевших вид длинных насыпей).
Судя по всему, времена, когда здесь жили люди, чередовались с периодами запустения. Так было примерно до 7 века, когда здесь снова обосновались прибалто-финны. Они застраивают городище организованными рядами наземных построек с земляными полами и очагами в центре. “Разнообразные находки (лепная кухонная и столовая посуда, украшения, отходы и полуфабрикаты бронзолитейного, железоделательного, камнерезного и косторезного производств, орудия труда, предметы быта) позволяют считать поселение крупным (несколько сотен жителей)”
Культурный слой 10 века содержит в себе уже остатки деревянных срубов с дощатыми полами. Очаги сменились на печи и “переехали” в угол жилищ. На территории детинца нашлись: глиняная посуда, части деревянных ткацких станков, предметы вооружения и торговли.
Находясь как бы в “углу”, между реками Псковой и Великой, Псков являлся стратегическим и торговым пунктом, так как река Великая вместе с прилежащими озерами соединяла его с Псковской и соседними землями. Псков был защищен своим естественным положением и искусственными укреплениями. Детинец, собственно занимавший этот угол, был отделен стеной от посада, другие части Пскова были также обнесены стенами. В Кремле находилась главная святыня Пскова — Троицкий собор.
Псковские земли с 12 века были частью Новгородской республики и управлялись княжьими людьми или новгородскими посадниками. “Псковичи часто посещали по торговым делам Новгород и принимали деятельное участие в новгородском вече; многие из новгородцев, потерпев поражение на вече, бежали в Псков; часто появлялись во Пскове и претенденты на новгородский стол, которые выжидали здесь благоприятного момента”
С 1348 г. Псков стал независимым от Новгорода княжеством - Псковской республикой: «…Чтобы новгородские посадники в Пскове не управляли и не судили, чтобы в церковных делах от имени новгородского епископа судил пскович, чтоб никого из Пскова не вывозили в Новгород для службы в войне…».
К 15 веку Псков сформировал “собственную судебную систему, школу зодчества и иконописную традицию и даже начал чеканить собственные деньги”. Уникальные образцы псковской школы иконописи 14-17 веков и сегодня еще можно увидеть в Поганкиных палатах (Государственном объединенном музее-заповеднике). Там же хранится легендарный Довмонтов меч.
Владелец меча князь Довмонт-Тимофей, правивший в Пскове 33 года во второй половине 13 века, ныне причислен к лику святых. Легенды считают его сыном Миндовга – основателя первой династии литовских князей. Довмонт “ … согласно летописным сказаниям: продолжатель политики Александра Невского, талантливый военачальник, защищавший город от нашествия ливонских рыцарей, строитель мощной псковской крепости, так называемого «Довмонтова города», и храмов…”
При князе, принявшем православие, в городе строятся каменные стены, расширившие крепостные укрепления. После смерти князя меч передавался последующим князьям как символ власти.
В 14 веке площадь оборонительных сооружений значительно расширилась, появились две новых линии каменных стен. Стены выдержали проверку одной из самых тяжёлых осад в своей истории, когда в 1323 году немецкие рыцари стояли под стенами города почти три недели и безрезультатно пытались пробить укрепления с помощью стенобитных орудий. Во второй половине века крепость обзавелась башнями
“Приграничное положение Пскова способствовало росту внешней торговли. Несмотря на постоянные столкновения с Ливонским орденом, псковичи успешно торговали с Нарвой, Ригой, Дерптом, Полоцком, позднее — с городами Ганзейского союза. Псков не только интенсивно поставлял свои товары в Западную Европу, но и являлся крупным передаточным пунктом товаров в русские города и княжества, и в далекие восточные страны. На Запад из Пскова шли караваны с мехом, медом, воском, кожей, щетиной, салом, льном и многим другим. С Запада иноземные купцы везли в Псков золото, серебро, медь, олово, свинец, сукно, полотна, драгоценные камни, вина, пряности, пергамент”.
Исследователи подсчитали, что за 600 лет (12 - начало 18 веков) Псков выстоял в 123 войне с внешними врагами и ни разу не был ими захвачен.