В 7 веке одно из крупнейших угро-финских племен - меря основало южнее озера Неро большой укрепленный пункт - Сарское городище. Мерянские поселения в районе озера имелись во множестве. Сарское городище стоит к югу от озера на торговом пути. “Определенно в VIII-IX веках это был более важный центр, чем любое поселение на месте собственно Ростова. Там жили и меряне, и славяне, и скандинавы, возможно”. При раскопках мерянского Сарского городища 7-10 столетия были обнаружены арабские монеты, скандинавские предметы, балтийский янтарь, киевские вещи, “которые свидетельствуют об обширных связях Срединной Руси с другими странами”.
Неро — самое большое в сегодняшней Ярославской области ознол, образовавшегося в результате движения древнего ледника. Люди начали селиться на берегах Неро задолго до прихода меря, около 4,5 - 5 тысяч лет назад. Это были представители Фатьяновской археологической культуры,относящейся к бронзовому веку. В 9 веке вокруг озера появились селения и восточных славян. Одно из них, расположилось совсем рядом с Сарским городищем и стало Ростовом.
Споры о том, считать ли городище “матерью” Ростова, не утихают по сей день. Масла в огонь подливает, в некотором роде, “Повесть временных лет”. Написанная в 12 веке она, датирует основание Ростова Великого 862 годом и связывает с призванием Рюрика на Русь: “И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома …” .
В начальном летописном своде упоминаний о Ростове нет. Но уже в начале 10 века, “судя по изложенному в летописи соглашению князя Олега с Византией, Ростов, или во всяком случае город, носивший это название, был резиденцией одного из русских князей-союзников Олега, очевидно, не принадлежавшего, собственно, к роду Рюриковичей”.
Археологические находки говорят о том, что город точно сложился в 10 веке. “963 год — это древнейшая дендра, то есть дата, определяемая по древесным материалам города, по годовым кольцам — очень авторитетный в археологии метод датирования. И вот к этому времени уже город существовал, ну хотя бы просто как укрепленный град с посадом. … Последнюю точку, по всей видимости, поставило то, что Владимир Святой, когда распределял княжение между своими сыновьями, княжеским городом в этом регионе избрал именно Ростов. … ну и, собственно, в начале II века Сарское городище уже не прослеживается, как сколько-нибудь серьезный центр. Мы не видим там какой-то катастрофы, мы не видим там уничтожения, катастрофического взятия, разрушения. Мы видим постепенный упадок и просто забрасывание территории, население переходит в Ростов”.
Относительно скандинавского присутствия в этих землях некоторые исследователи говорят, что к концу 10 века оно окончательно растворяется, хотя до середины века существовало “второе Сарское городище”, бывшее военным лагерем “с преобладающим скандинавским элементом”. Вероятнее всего “скандинавский элемент” так же переместился постепенно в Ростов и в нем затерялся.
Тогда же, в конце 10 века, здесь возникает городская застройка, которая ограждается по периметру рвом и валом. В 991 году произошло крещение жителей Ростова Великого, в городе возводится первый православный храм – дубовая одноглавая Успенская церковь. После того как она была уничтожена пожаром, по велению Андрея Боголюбского на пожарище был возведен белокаменный Успенский собор.
На этом же месте воздвигнут и нынешний Успенский собор ростовского кремля. “Доподлинно известно, что в одном из прежних храмов, стоявших на этом месте, был крещен Сергий Радонежский, а также то, что одним из настоятелей в свое время был отец знаменитого русского богатыря Алеши Поповича”
На звание “крестителя земли ростовской” претендуют несколько исторических личностей:
-
Добрыня - дядя святого князя Владимира, “якобы крестившего «людей без числа» и воздвигнувшего «многия церкви»”.
-
сам князь Владимир, “который «ходи в Ростовскую землю, и тамо крести всех…»!”
-
легендарный епископ Федор, о котором сказано, что он “бысть первый епископ в Ростове и крести всю землю Ростовскую и Суздальскую”.
-
князь Борис (сына Владимира) и епископ Иларион,” соперничавший с Федором в праве считаться первым ростовским святителем”.
Конечно же, считать 991 годом крещения города не совсем правомерно, ибо распространение христианства в этих землях происходило десятилетиями. “Вот что, например, говорится в житии епископа Леонтия — первого святого Ростовской земли. Он занял ростовскую кафедру в середине XI века. К тому времени, по летописным сведениям, Ростовская земля уже была раз пять крещена. Тем не менее, приехав в Ростов, Леонтий обнаружил на городской площади статую языческого бога Велеса. Избитый толпой язычников, епископ вынужден был уйти из города и поселился в окрестностях Ростова. Отчаявшись убедить взрослых язычников, он стал проповедовать Слово Божие детям, которых привлекал тем, что раздавал им хлеб с медом. Но в начале 1170-х годов Леонтий все-таки принял мученическую смерть от рук ненавидевших его волхвов. В настоящее время его мощи покоятся в Успенском кафедральном соборе”.
Ну, то есть 991 год - дата весьма условная, как и год основания города.
”В конце 10 – 11 вв. город неоднократно отдавался в держание сыновьям киевских князей, в том числе Ярославу Владимировичу Мудрому, Борису Владимировичу”. Великим город был назван в Ипатьевской летописи при описании событий 1151 года во времена князя Юрия Долгорукого.
На эти времена приходится расцвет Ростова Великого, но в 1238 году город был сдан монголам. За время монгольского нашествия он потерял своё политическое и экономическое значение, сохраняя значение важного религиозного и культурного центра Северо-Восточной Руси. В 1470-х годах Ростов с землями своего княжества вошел в состав Русского государства.
В 1650 году митрополит Иона начал масштабное строительство кремля в Ростове. До наших дней сохранились целых 14 памятников, которые входят в ансамбль. Один из них - звонница Успенского собора. Звонница “прославилась на всю страну после того, как на экраны вышел фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».
Съемки проходили на территории кремля, и именно внутри звонницы снималась знаменитая сцена погони.
Потомкам в прекрасном состоянии достались 15 колоколов, из которых самые большие — колокол «Полиелейный» весом в 1000 пудов и колокол «Сысой», который весит 2000 пудов (кстати, митрополит Иона назвал колокол в честь своего отца”.