Далёкие предки мерян жили здесь задолго до Рождества Христова. Археологи нашли тут остатки поселения, относящиеся к началу первого тысячелетия нашей эры.
А в начале 9 века на эти земли ПРИШЛИ славяне. “Названия протекавших в этой долине рек – Рпень, Почайна, Лыбедь – были принесены переселенцами-славянами. Они мирно сосуществовали с жившими здесь угро-финскими племенами”.
В конце 10 века киевский князь Владимир Красно Солнышко основал на месте древнего поселения город: “поиде Володимер в землю Словенскую и страну Залесскую, в Суздальстей области и в Ростовстей, и постави тамо над рекою Клязьмою град, и нарече его первым своим именем Володимир, и созда церковь Пресвятыя Богородицы соборную: повеле же людей крестити повсюду и церкви ставити, даде же им первого епископа Феодора".
Другие источники называют основателем города Владимира Мономаха и датируют основание началом 12 века, хотя “ко времени княжения Владимира Мономаха здесь уже существовал лет сто довольно крупный торгово-ремесленный город”. Мономах заложил здесь деревянную крепость и окружил её земляным валом.
В середине 12 века князь Андрей Боголюбский перенёс во Владимир центр Ростово-Суздальского княжества, что в итоге, стало началом существования Великого княжества Владимирского.
По мнению исследователей “ Владимир должен был составить конкуренцию Киеву не только как город величественной архитектуры, но и как сакральный центр, перенимающий у него функции спасения христиан во время Страшного суда”. С этой целью князь Андрей Боголюбский осуществляет несколько значимых архитектурных проектов. Каменное строительство начинается с закладки не дошедшего до нас Георгиевского собора. В период с 1158 по 1164 год возводятся Золотые ворота, в том же 1158 году начинается строительство Успенского собора, расписанного в 1161 году. Вместе с Успенским собором в пригороде Владимира начинает возводиться центральная постройка княжеской резиденции - храм Рождества Богородицы в Боголюбове. “«в Боголюбомъ и въ ВладимерЪ городЪ верхъ бо златом устрои и комары позолоти и поясъ златомъ устрои каменьемъ усвЪти и столпъ позлати изовну церкви»”
Весь этот архитектурный ансамбль, был закончен до 1165 года. Под рукой великого князя город преображается до неузнаваемости, приобретая облик величественной столицы, готовой создать конкуренцию «матери городов русских» Киеву”.
Тогда же начала формироваться закрепившаяся надолго городская структура:
-
с пятью входными воротами – Волжскими, Серебряными, Ириниными, Медными и Золотыми, через которые осуществлялся главный въезд в княжеско-боярскую часть Владимира.
-
со Средним городом, Новым городом и посадом (Ветчаный город).
Средний или «Мономахов» город с детинцем находился в центре. У него были стены из туфа и белокаменные ворота. В детинце располагался Успенский собор с росписями (уже в 15 веке) Андрея Рублёва и Даниила Чёрного, которые частично сохранились.
“Высота строения превышала 32 метра – это выше киевского и новгородского Софийских соборов, построенных в то же время. По пышности внутреннего убранства храму не было равных – там были золоченые скульптуры и двери, витражные стекла, виртуозная резьба по камню, фресковые ковры, пол из медных и керамических плит. Фасады украшали лепные орнаменты и фигурные пилястры с капителями коринфского ордера.”
К «Мономахову» городу примыкал Новый город, где были возведены. Посад располагался с другой стороны от «Мономахова» города и соединялся с ним Серебряными воротами.
Историческим ядром Владимира был так называемый Ветшаный (или Ветчаный) город. Он расположился вдоль дороги из Мономахова города в Боголюбово в 12 веке и тянулся на восток от Соборной площади до излучины реки Лыбедь.
Несмотря на то, что в 1238 году город был сожжен татаро-монголами, он быстро отстроился. В следующий раз он был разорен 1293 году, но уже через 6 лет он становится резиденцией русских митрополитов и остается ею 30 лет.
К середине 14 века город таки уступает роль общерусского политического центра Москве. Интересно отметить, что архитектурное наследие Владимира для московского зодчества послужило прямым образцом. В 70-е годы 15 века русские “мастери каменосечцы” и итальянец Аристотель Фиораванти дважды ( один раз по указанию митрополита Филиппа) ездили во Владимир с целью «видети тоя церкви, меру снятии съ нея». Успенский собор московского кремля строился по образу и подобию собора во Владимире.