Жил-был когда-то «подземельный четвероногий зверь». Живым его люди не встречали, а только лишь кости находили. Зверь тот рыл себе путь под землей рогами и света боялся.
В тех или иных вариациях такое чудовище встречается в мифологии многих народов, особенно часто у северных. Ну а что еще можно подумать, когда выкапываешь останки огромного мамонта?
“В местах, где есть мамонтовые кости, жители не знали и не могли постигнуть, чтобы это были остатки допотопного животного; а потому и сложили повесть о подземном слоне, который живет и роется всегда под землей, как крот, никогда не выходит наружу, а только по смерти своей случайно попадается, потому что земля изрыгает кости его”
Если же кости мамонта находили вблизи реки,в грунте речных берегов или на отмелях, что случалось довольно часто, то начинали рассказывать об огромных рогатых рыбах (бивни, как правило, трактовались как гигантские рога) или рыбах - лосях, водяном быке и так далее По представлению многих народов,это были существующие звери, которые умирали под землей или водой и оставляя после себя гигантские рога. Конечным пунктом многолетних фантазий стал чудесный Индрик-зверь - животное с головой и хвостом коня и телом рыбы. “Индрик-зверь считался хозяином рек и озер, хотя кости его тоже находили в земле. Он упоминался в «Голубиной книге» — народном стихотворении-песне начала XVI века: в нем описывалось происхождение мира и людей. Индрика называли всем зверям отцом, от которого якобы произошли другие виды. А еще именно он, как хозяин водных источников, выкопал все ключи-родники и прочистил ручьи”.
Или дракон. Он же Змей-Горыныч, он же Гидра и, наверняка, кто-нибудь еще. “Стоит отметить, что, несмотря на разницу подходов к объяснению сущности Змея, все они выстраиваются на основе единого образа - чешуйчатого змея с головами, изрыгающими пламя, а также с перепончатыми крыльями, когтистыми лапами и длинным остроконечным хвостом”
Считается, для древнерусской мифологии и вовсе был характерен образ ящера-праотца: в “Великом Новгороде и Пскове - существовал культ чудского двуглавого ящера, заглатывавшего одной своей головой заходящее Солнце, и изрыгавшего утреннее Солнце на небо с помощью второй головы”
Стойкость образа и распространенность его не могли остаться без внимания исследователей и навели их на мысль, о существование реального первоисточника, который, в отличие от вариантов с мамонтом, был бы близок по внешнему виду и функционалу гидре-дракону-змею.
“Наиболее очевидный ответ на этот вопрос дает естественная теория происхождения Змея, согласно которой его прообразом являются реликтовые динозавры, ящеры или иные рептилии (например, игуаны).
На то, что с такими существами наши далекие предки вполне могли сталкиваться, указывают воспоминания ученого-путешественника С. Герберштейна, который в своих «Записках о Московии» (XVI в.) рассказывал об одомашненных жителями северо-западных земель Руси ящерах - «змеях наподобие ящериц, с жирным телом не более 3 пядей в длину и с четырьмя короткими лапами», которых идолопоклонники кормили у себя дома”. Это раз.
“... историк И.И. Кириллов на основе изучения фресок XII в. из церкви Святого Георгия в Старой Ладоге, сделал вывод, что изображенное на них покорение копьеносцем змея не является его убийством - напротив, на данных фресках крылатого змея, скорее, пленяли в целях приручения”. Это два.
Вывод о “летных” способностях драконов можно было сделать, единожды увидев в полете одну ящерицу из семейства агамовых, которая может перемещаться по воздуху на расстояние до 30 метров благодаря длинным реберным костям - аналогу крыльев.
Мифический лев от настоящего отличался огромной кудрявой гривой, когтистыми лапами и загнутым вверх хвостом. Хвостом своим заметал он отпечатки лап своих и запах, чтобы охотники не могли найти его логово. Спал такой лев в пещере с открытыми глазами. “Считалось, что львица всегда рожала детенышей мертвыми, но через несколько дней лев приходил, дул на них, и львята оживали”.
Очень красивым и добрым животным была мифологическая панфирь. Многоцветная “как хитон Иосифа, прекрасна; молчалива и кротка», пантфирь так благоухала, что на аромат сходились другие звери. Поймав добычу, панфирь наедалась до отвала и спала три дня в пещере. Проснувшись она извещала об эти мир громким долгом криком.
Так представляли себе пантеру те, кто не видел животное, зато слышал о нем.
А вот мифические рыбы-киты, которые держали Землю, мало отличались от натуральных, разве что огромными размерами и наличием острых зубов. А, еще у них не было глаз и вела их в море маленькая рыбка, которая погибала, когда умирал кит.
Единорога, как реально существующего зверя, воспринимали и римляне, и греки, и китайцы.
Вот, например, Плиний Старший: "Самый свирепый и яростный зверь из всех - это единорог, или "моноцерос", туловищем он схож с лошадью, головою с оленем, ноги, как у слона, а хвост кабаний, ржет он отвратительным голосом, посреди лба торчит черный рог длиной в два локтя; говорят, что этого дикого зверя невозможно поймать живьем".
Конфуций его тоже упоминал и примерно следующим образом: у него туловище оленя, но меньшего размера, шея волка, хвост быка, один рог, заканчивающийся мягкой шишкой. Мог быть единорог желтым, а мог быть и пятицветным. Покрыт он был драконьей (или рыбьей) чешуей. Имел гриву и раздвоенные копыта.
“В вопросе о происхождении образа до сих пор не существует единого мнения. Большинство ученых полагает, что прототипом его стало реальное животное. Так, в их числе фигурирует даже жираф. В пользу гипотезы свидетельствует отдаленное морфологическое сходство двух животных …
Меньшая часть ученых склоняется к тому, что образ единорога мог быть подсказан некоторыми персидскими барельефами, изображающими быка в профиль, с одним-единственным рогом…”
Грифоны чаще всего изображались с туловищем и лапами льва, а головой орла. Были они гигантскими созданиями, достигающими в высоту нескольких метров. Огромные орлиные крылья в несколько раз превышали его собственные размеры. Когти у грифона были невероятно острыми и мощными - он запросто мог схватить на бегу лошадь и унести ее в небо. Один грифон мог победить сотню львов или орлов одновременно. В некоторых мифологиях у грифонов, вместо хвоста, находилась змея.
Считалось, что только взглянув на человека, грифон сразу видел все его жизненные поступки.
“После археологических раскопок в пустыне Гоби, в ходе которых были обнаружены кости динозавров протоцератопсов, стало понятно, что именно их и могли наблюдали в песках древние люди, принимая за чудесных зверей. Описание грифонов вполне применимо к этим ископаемым: совпадают размеры животных, есть у них и клюв, и роговой затылочный воротник, способный раскалываться от времени, создавая иллюзию ушей и крыльев”.