Езидизм. Эта уникальная религия содержит разнообразные элементы ислама, зороастризма, манихейства, гностицизма, христианства и иудаизма. Сами езиды зовут свое верование "Шарфадин".
Когда религиоведы заводят речь о происхождении езидизма, то выдвигается несколько версий. Согласно первой езидизм основывается на древней религии месопотамских курдов, но до нас дошел в обновленной форме. Согласно другой, религия езидов абсолютно самобытная, зародившаяся в 11 веке и к курдам отношения не имеющая. Так, например, кровлю езидского храма не отличить от древних армянских церквей, но в религии есть исламские элементы космологии и присутствует культ поклонения пророкам Иисусу, Мухаммеду, Аврааму. Езиды цитируют мусульманских пророков, однако богослужение вращается вокруг святой Троицы, в которой Единый Бог представлен архангелом Малик Таусом, шейхом Ади и Султаном Езидом. Есть у езидов и крест, но он выступает символом 4-х сторон света, объединяющим все народы на земле. Подобно иудеям, езиды считают, что стать их представителем нельзя, можно только родиться. Не предусмотрен и переход в езидскую веру. Езидам запрещено вступать в браки с иноверцами и даже с представителями иных каст. Подобно христианам, езиды помнят о Судном дне, когда душе придется отчитываться за все содеянное перед Богом, но четко разделенных понятий рай - ад не существует. Празднование езидского Нового года проводится в первую среду месяца нисана (март-апрель) и напоминает христианскую Пасху. Они красят яйца, пекут лепешки и куличи, обмениваются ими с соседями.
Езидская Пасха празднуется в третье воскресенье декабря, празднику предшествует трёхдневный пост. Ещё один пост езиды держат в честь Святого Георгия на третьей неделе феврале. А также езиды поклоняются солнцу.
Собственно Бог является всемогущим существом, наделенном сверхъестественной силой, но он бесконечно далек от мирских дел и забот. Он только сотворил космос, но не является ни его защитником, ни покровителем. А сотворил он космос так: «из пыли разбитой жемчужины, которая хранилась 40 тыс. лет, возникло небо, а из осколков — земля, горы и звезды».
Семь ангелов помогали в сотворении мира. «Согласно версии учения езидов о творении, в воскресенье Бог из своей совершенной сущности сотворил Ангела Азраила/Эзезила, он же Малик Таус, Тавус-и Малик, Пир-иТавус-и Малик как верховный первозданный ангел; в понедельник Бог создал ангела Дардаила (ангел понедельника), он же Шайх Хасан; во вторник был сотворен ангел Исраил (Рафаил) (ангел вторника), он же Шайх Шамс ад-Дин; в среду был создан ангел Михаил (ангел среды), он же Шайх Абу-Бакр; в четверг Бог сотворил ангела Анзазила (Гавриила) (ангел четверга), он же Саджад ад-Дин; в пятницу создал ангела Шемнаила (ангел пятницы), он же Насир ад-Дин; в субботу был сотворен ангел Нураил (Тураил) (ангел субботы), он же Фахр ад-Дин. Ангелы были последовательно сотворены в дни недели так же, как один светильник зажигается от другого светильника». Этим ангелам Бог и поручил созданный им мир.
Архангел Малик-Тавус – главный камень преткновения. Во-первых, в некоторых устных легендах Малик-Тавус сам выступает как творец всего сущего. Во-вторых, его изображают в виде павлина, а критики езидизма часто ассоциируют павлина с Иблисом, или с падшим ангелом, изгнанным Богом из рая из-за своей гордыни. После своего низвержения Иблис стал сбивать верующих с истинного пути, стал их врагом. А езидское предание гласит, что Малик-Тавус отказался поклониться и подчинится человеку, ибо был всецело предан Богу как своему Создателю. Но Бог наказал за это непокорного ангела, изгнав его из рая, и назначил его править адом. «В аду Малик-Тавус томился долгих 7 тысяч лет. Видя страдания грешников, он все это время плакал и затопил ад своими слезами. За это Бог простил его и возвысил на небо, сделав главным из ангелов. Ад же перестал существовать. Как мы видим, Малик-Тавус был прощен своим Создателем».
Ну, то есть, никакого поклонения падшему ангелу в религии не наблюдается. Пал, но был прощен. Да еще и ад дискредитировал настолько, что тот был ликвидирован. Павлином же его изображают, потому что павлин считается символом мудрости и величия.
Из тени архангела Малик-Тавуса был создан апостол Шейх Ади – второй из Троицы. И архангел и апостол являются преемниками Бога на Земле, но у Шейха Ади есть отдельные особые божественные функции. В реальности же Шейх Ади был живым человеком, родившимся в 1072 году. Он прожил 90 лет и был самым известным проповедником своего времени, «крупным ученым и философом средневековья». Умер он в Лалеше, где после долгих скитаний обосновался в старой несторианской церкви.
Храм Лалеша в Северном Ираке читается самой большой святыней езидов. Там и находится гробница Шейха Ади ибн-Музаффара. «Проводя параллели, можно утверждать, что Лалеш соизмерим для потомков вавилонян с Иерусалимом у христианина или Меккой у мусульманина». В Лалеше проживает с семьей глава всех езидов Мир-шейх.
В религии народа много запретов. Езиду нельзя убивать, воровать, совершать подлость, одеваться в синее, так как этот цвет считается божественным. Первостепенный долг езида – праведность. Им запрещено есть свинину, петуха, капусту. Нельзя алкоголь. По средам нельзя принимать ванны и бриться. Нельзя произносить слова, в которых слышится «дьявол», их надо заменять синонимами. Есть запреты, связанные с огнём, землёй, водой. Копать могилу умершим могут только представители этой религии.
«Религия езидов в основном опирается на устную традицию. Помимо этого, имеются также две священные книги с изложением догм, канонов и обрядов: Кетебе Джилве («Книга откровения») и Масхафе раш («Черная книга», «черный свиток»)». По свидетельству историков обе книги появились в 11 веке. Они были «написаны» тайнописью, созданной на основе арабского и арамейского алфавитов. Наряду с этим есть предположение, что «эти небольшие трактаты являются позднейшими интерпретациями более древнего и обширного священного предания езидов под названием «Забун» и «Мшур», которое до сих пор хранится в тайне духовными главами общин. Они условно датируются XII в., когда на коже газели арабским шрифтом были составлены 40 списков, в которых были указаны родословные 40 семей езидского духовенства из касты пиров. Затем рукописи были вручены представителям этих родов. Несколько экземпляров хранилось в Ираке и, как минимум, один — в Армении. Вплоть до недавнего времени только езидское духовенство имело право читать и толковать эти тексты. У езидов существует поверье, что, если человек, не относящийся к семье, владеющей списком, прочтет текст — он может ослепнуть или умереть. Поэтому многие видели «Мшур», но мало кто осмелился ознакомиться с его содержанием». В этой версии не понятно только одно. Если в книгах представлены только родословные, то что там толковать?
Часть 2
Часть 1