ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2
ЧАСТЬ 3
«Давным давно в райских небесах Сидпа Йесанг у отца Сидпа Триод и матери Кунще было три сына: Дакпа, Салва и Шепа. По окончанию обучения бонским доктринам у известного мудреца Тобумтри Локги Чечена сыновья отправились к Богу Сострадания Шенлха Одкару и спросили как они могут помочь живым существам избавиться от страданий и достичь просветления. Шенлха Окар посоветовал им воплотиться в мире людей в три разные эпохи: эпоху прошлого, настоящего и будущего. Следуя совету Бога Сострадания, старший брат Дакпа родился в прошлой эпохе, младшему брату суждено явится в будущей эпохе. А средний брат Салва родился в настоящую эпоху под именем Тонпа Шенраб Мивоче.
Он принял форму кукушки синего цвета и вместе со своими учениками отправился на вершину горы Меру. Стоя на вершине горы, он выбрал своих будущих родителей, а также время и место рождения. Так, Тонпа Шенраб Миво родился в месте Барпо Согьед в центре Олмо Лунг Ринга на рассвете дня полнолуния первого (по другим данным – восьмого) лунного месяца в год деревянной крысы по тибетскому календарю».
Тонпа Шенраба Миво считают основателем религии бон (бон-по). Согласно мифам и сказаниям Тонпа Шенраб был принцем, женился молодым и имел 8 сыновей и 2 дочери. В возрасте 31 года он стал монахом и посвятил свою жизнь распространению учения бон - автохтонной религии тибетцев.
Конечно же существуют разночтения, когда речь заходит о времени возникновения бон и его религиозном содержании. Обычно выделяют:
-
«первоначальный бон», предполагал населённость природы множеством вредоносных духов, которых умели умилостивлять шаманы (бон-по).
-
второй исторический период связывают со временем правления царской династии Тибета 6– 9 века, когда внутри религии оформляется пантеон могущественных богов неба, воздуха и земли. В это же время складываются версии божественного происхождения тибетских царей и легенды о мифическом основоположнике бон – Шенрабе Мибо, который позднее был назван воплощением предвечного сострадания.
-
третий период в истории бон начинается в 9 веке, когда он развивается в тесном взаимодействии с буддизмом и постепенное приобретает сходство с ним:
-
в религии бон появляются канонические тексты, храмы, монастыри и т. д.;
-
как и буддийская школа ньингма, бон оперирует понятием девяти колесниц (пути развития способностей человека);
-
бон ассимилирует буддийские учения, включая сложнейший дзогчен, тантрические культы, идею земных воплощений (тулку) божеств и учителей прошлого в действующих проповедниках;
-
священным символом пути является свастика.
В 1072 г. был основан первый большой бонский монастырь. В настоящее время бон продолжают исповедовать в Тибете, Китае, а также в тибетских общинах, рассеянных по всему миру.
Тонпа Шенраб жил на особых небесах Олмо Лунгринг (описание этого места походит на смесь представлений о Шамбале, горе Меру и горе Кайлаш), куда могли попасть только просветленные. Он получил дар Слова и изучил «нерождённый» Закон. В центре Олмо Лунгринга располагалась священная вершина Юндрунг Гуцек – «Девятиэтажная Гора Свастики», символизирующая «Девять Путей Бон», откуда и спустился Тонпа Шенраб в мир людей. У подножья горы брали начало четыре великих реки, растекаясь по четырем направлениям.
По многим описаниям это напоминает священную гору Кайлаш - Драгоценность Снегов, центр мироздания. Существует поверье, что если обойти священную гору 108 раз, сможешь достичь просветления. Кайлаш притягивал аскетов, йогов и паломников на протяжении многих веков. Кайлаш является святыней для миллионов представителей четырех религий: индуистов, джайнов, буддистов и бон-по.
Многие последователи религии бон полагают, что гора Юндрунг Гуцек и является священным Кайлашем. Но в бонских текстах есть свидетельства, что гора Кайлаш была центром реально существовавшего на нашей земле царства Шанг Шунг (Шангшунг), в то время как «гора Юндрунг Гуцек была центром райской земли Олмо Лунгринг, куда можно попасть только путем духовного совершенствования. А к горе Кайлаш может попасть любой обычный человек. Однако также существуют «версии», что Тонпа Шенраб переместил силу и магию, заключенную в горе Юндрунг Гуцек внутрь Кайлаша и в конце своей жизни в нашем мире, и, используя расположенную на Кайлаше ось мира, вернулся на небеса».
Однажды он отправился в долину Конгпо, чтобы усмирить местных злых духов, населявших Тибет, и благословил гору, которая стала известна под названием гора Бонри или Конгпо Бон Ри. В настоящее время эта гора является священной для последователей религии бон, которые совершают коры (ритуальные обходы) вокруг этой горы против часовой стрелки. «На скалах этой горы можно увидеть самопроявленные изображения божеств и слоги мантр».
Тонпа Шенраб для усмирения злых духов заменил кровавые жертвоприношения животных на церемонии с подношением торм красного цвета. Тормы – это конусообразные фигуры, приготовленные из ячменной муки и ячьего масла. Он привнес много различных ритуалов, церемоний и религиозных танцев, которые быстро распространились по всему Тибету.
Согласно бон-по, помимо обучению астрологии, медицине и другим наукам, Тонпа Шенраб разработал самую первую письменность, которой до него вообще не существовало. Эта письменность считается языком Шанг Шунга. Она известна по тексту «Пещера сокровищ» и по нескольким другим, более коротким текстам, которые написаны на двух языках: шангшунгском и тибетском. Свитки на шангшугском были найдены в пещерах Дуньхуана.
Итак: вселенная возникает из 7 яиц, или 2, или 9. В начале всех начал был Намкхатогдэн-пхьед Сум дже. Ему принадлежали «остатки 5 причин», что бы это ни значило. Их собрал отец Кхригьял-кхугпа и легонько выдохнул со звуком «ха» - так возник ветер. При его быстром вращении в виде колеса света образовался огонь. От холода ветра и жара огня появилась роса. На капельках росы собирались пылинки. Они, взбиваемые ветром, накапливались и выросли до размеров гор. Из сути 5 причин возникли яйцо света и яйцо тьмы. Отец разбил яйцо света колесом света, от удара искры рассеялись в пространстве и появились боги тхорса и дарса. Из сердцевины яйца возник Сидпа Сангпо-бумкхри - белый человек с бирюзовыми волосами, царь бытия. Черный Калпамедбум расколол яйцо тьмы во мраке, и тогда появился черный свет, вызвавший незнание и мглу. Черные лучи, направленные вниз, породили глупость и безумие. Из сердцевины яйца возник черный Мунпа-зердан - человек черного света, царь небытия. Сидпа Сангпо-бумкхри стал отцом богов, а Мунпа-зердан - демонов.
Появившиеся из 5 причин роса и дождь превратились в океаны. Дующий ветер бередил воды океана, и на поверхности образовался пузырь, содержащий голубое яйцо света. Когда оно само по себе треснуло, появилась бирюзовая женщина. Сангпо-бумкхри дал ей имя Чхулчам-гьялмо. Они соединились («не склоняя голов и не касаясь носами») и произвели диких животных, зверей и птиц. Когда они вновь соединились («склонив головы и касаясь носами»), у них родились 9 сыновей и 9 дочерей. В роду наследников 9 сыновей появились: боги небес, предки клана Му, из к-рого происходил и Шенраб, прародитель тибетских царей, предки горных божеств. К роду наследников 9 дочерей относятся прародители человека, богиня жизни, 5 богов - защитников человека и др. Правитель тьмы из своей тени создал себе жену Тонгжам-нагмо (царицу тьмы). У этой пары родились 8 сыновей и 8 дочерей. От их потомков появились демоны. Человеком движут 2 силы: бытия и небытия, белая и черная, ему присуще стремление к добру и ко злу.