// Новости

НЕИСПОВЕДИМЫ ПУТИ ТВОИ. ЧАСТЬ 1.


19.02.2023


История религий для совсем нелюбопытных может быть изложена в одном предложении: «Все были политеистами, потом стали монотеистами».

Чуть более любопытные спросят:

- Что, прямо все?

- Подавляющее большинство

Еще более любопытные могут поинтересоваться:

- И это подавляющее большинство стало верить в одного единственного бога?

- Нет, религий несколько.

- То есть, все стали просто верить в одного из нескольких богов?

Вот тут-то и разверзнутся хляби информационно-конфессиональные. Потому что не просто.

Взять, к примеру, ассирийцев, одних из первых христиан. Были они в это время под Персией, и отношение к ним было вполне терпимым с 1 века по начало 4. Настолько терпимым, что в начале 3 века у ассирийцев Персидского царства насчитывалось уже 20 епархий. Однако, после того как христианство стало государственной религией Византии, соседки и противницы Персии,  христиан, в данном случае ассирийцев, стали считать врагами страны и жестоко преследовали.

В 5 веке у константинопольского патриарха Нестория случились теософские разногласия с церковью. Он утверждал, «что в Христе больше человеческого естества, чем божественного начала. А раз это так, говорил он, то Деву Марию следует называть не «Богородицей», а «Христородицей». Третий Вселенский собор осудил Нестория. Однако сирийские ассирийцы приняли это учение. Вслед за ними несторианами стали и ассирийцы Ирана. Исследователи, правда,  видят в этом форму политических протестов больше, нежели религиозного согласия с Несторием, но в рамках нашего рассказа это не важно.

Духовное руководство ассирийцев-несторианцев бежало от преследований Визнтии со своими сторонниками в Персию, где их встретили с распростертыми объятьями. Царь Пероз утвердил несторианство обязательным для всех ассирийцев своей страны. Против несогласных снаряжались даже военные экспедции. В конце века Селевкийский собор объявил несторианство официальной религией персидских ассирийцев. Был избран первый патриарх. Ассирийская церковь стала называться церковью Востока, возглавил ее патриарх-католикос (Католико́с (греч. καθολικός — «вселенский, всеобщий, соборный»)).

«Отношение персидских царей к ассирийцам часто менялось в зависимости от личных капризов, внутренних и внешних условий и т. д. В последние десятилетия правления Сасанидов они в очередной раз подверглись жестоким гонениям и поэтому арабских завоевателей встретили как своих спасителей. Кстати, задолго до этого они установили хорошие отношения с арабами. Знакомство с ассирийцами пророка Мухаммеда — исторический факт, засвидетельствованный и в ассирийских, и в европейских источниках»

Вплоть до конца 14 века  наука и искусство ассирийцев были в самом расцвете. Ассирийские лекари славились на всем Арабском Востоке. Все закончилось с нашествием Тамерлана. Ассирийцев – христиан не просто гнали, их уничтожали. Уцелевших разметало по трем регионам: Индия, Кипр, Курдистан. В Курдистане оказался и патриарх, там же обосновалась самая большая диаспора.

Курды принимали их спокойно, но тут до Ближнего Востока дотянулись руки католиков. И не отдельных миссионеров. В 16 веке там функционировали уже целые католические миссии. Они сеяли раздор между ассирийцами и курдами, чтобы вынудить первых укрыться под сильным крылом папы. Их действия увенчались определенным успехом. Часть несторианцев откололась и избрала нового патриарха – сторонника Рима. Присоединившихся к католической церкви ассирийцев стали называть халдеями или ассирохалдеями.

«Ассирийский патриарх автокефальной церкви, не признавший власть папы, вынужден был снова искать убежище в горах Курдистана. И до недавнего времени в память о первом основателе этой патриаршей резиденции в селе Кочаник (Турция) ассирийские несторианские патриархи при восшествии на престол принимали его имя — Мар Шимун (святой Симон)». Вообще, несторианский патриарх был руководителем не только духовным, но и светским, вплоть до начала 20 века. Обладал неограниченной властью. Сан его был наследственным, переходил от дяди к племяннику. Содержание его (и остального духовенства) обеспечивалось обязательной податью паствы и административными штрафами.

Сам патриарх не мог вступить в брак. Никогда не ел мяса. Даже мать будущего патриарха (то есть племянника настоящего) не могла есть мяса в период беременности. Епископат тоже был безбрачен. Священники более низкого ранга могли жениться. Более того, «в отличие от священников Русской Православной Церкви, обязанных заключить брак до рукоположения, священники Ассирийской Церкви Востока могут вступать в брак и после принятия сана, а овдовев, могут заключить второй брак».

На данный момент последователей Ассирийской церкви Востока насчитывается около двухсот тысяч и они разбросаны по миру. Резиденция патриарха находится в США. Российские приходы подчиняются епископу Северного Ирака и СНГ.