// Новости

ПАЛЕОАЗИАТСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ СЕМЬЯ


05.06.2025


Палеоазиатские (еще их называют “палеосибирские”) языки некоторые источники относят к одной из языковых семей, другие же считают, что это “скорее географическая и историческая классификация для группы малочисленных, генетически разнородных и часто изолированных языков, распространенных в Северо-Восточной Сибири и на Дальнем Востоке России. Термин "палеоазиатские" (буквально "древнеазиатские") отражает представление о том, что носители этих языков являются древнейшими обитателями этих регионов, предшествовавшими тунгусо-маньчжурским, тюркским и самодийским народам”.

Языки распространены на обширных территориях Сибири к востоку от Енисея (Чукотка, Камчатка, Колыма, Сахалин, низовья Амура), но они не родственны между собой. Они принадлежат к нескольким независимым языковым семьям и изолятам. Многие из них демонстрируют уникальные, архаичные черты, не имеющие аналогов в соседних алтайской и уральской семьях. Практически все палеоазиатские языки находятся под угрозой исчезновения, число носителей чаще всего исчисляется сотнями или даже десятками человек, в основном пожилого возраста.

В палеоазиатские традиционно включены:

1.  чукотско-камчатская семья с чукотским (луораветланским) языком на Чукотке, корякским (нымыланским) на Камчатке и Чукотке, алюторским, который часто считается диалектом корякского, керекским (исчез в конце 20 века), ительменским (камчадальским) на западе Камчатки;

2. юкагирская семья с северноюкагирским языком в низовьях Колымы, южноюкагирским, последний носитель которого умер в начале 1990-х, чуванским, исчезнувшим в 18 веке;

3. енисейская семья, включающая кетский язык в среднем течении Енисея (Красноярский край). Остальные енисейские языки (коттский, аринский, пумпокольский и др.) вымерли в 18-19 веках;

4. эскимосско-Алеутская семья, которая включает эскимосские языки/диалекты России (юпик), распространенные на Чукотке и острове Врангеля, алеутский язык Командорских островов (основная часть этой семьи находится в Северной Америке, а их появление в Азии относительно позднее. Однако их часто рассматривают в контексте палеоазиатских языков из-за географического положения в регионе и малочисленности носителей в России).

Языки эти неразрывно связаны с уникальными культурами коренных народов Севера, их традиционными знаниями (оленеводство, рыболовство, морской зверобойный промысел), фольклором и мировоззрением, но почти все они имеют критически малое число носителей, преимущественно пожилых. 


В первую очередь, это бабушки и дедушки в чукотских, корякских, эвенских стойбищах. Они выросли с этими языками как родными, когда русский еще не был так распространен. Их речь – живая связь с мифами, охотничьими историями, названиями ветров, льдов и повадок зверей, которые знает только их народ.

Родную речь в быту еще можно услышать среди кочующих чукотских, корякских, эвенских и юкагирских оленеводов в командах собачьим упряжкам, в песнях под бубен во время праздников. Язык для них – не просто слова, а инструмент выживания и понимания мира вокруг. На побережье, особенно на Чукотке и Камчатке, среди охотников на моржа, тюленя, кита язык передавал вековой опыт чтения моря, льдов, поведения животных. Специальные слова, ритуалы, запреты – все это жило в языке. 

“Горстка кетов на берегах Енисея в Сибири – единственные, кто еще помнит свой совершенно непохожий ни на что язык. Кетский больше всего удивляет лингвистов и ломает привычные представления о языке Он - последний живой язык своей древней семьи (енисейской). Все его родственники вымерли. У кетских слов есть **музыкальные тона**, как в китайском или вьетнамском. Высоко произнесешь слог — одно значение, низко — совсем другое! Это редкость для суровых сибирских языков. Например, слово `qīp` (с высоким тоном) — "холст", а `qìp` (с нисходящим тоном) — "ворона". Кетский глагол — это не просто слово, а целая вселенная. К нему можно прилепить кучу приставок и суффиксов, которые говорят не только КТО делает и ЧТО делает, но и КОГДА, КАК, ПОЧЕМУ, и даже ЧТО ИМЕННО использовал в качестве орудия! Одно глагольное слово может рассказать целую мини-историю, например: “Он заставил меня долго искать это для тебя тут топором.

А еще в кетском есть что-то вроде “живости” для глаголов и существительных. Но это не просто одушевленное/неодушевленное, там некоторые предметы (вроде лодки или огня) могут вести себя как живые в предложении, а живая рыба как неживая. В кетском есть гортанные смычки и сложные сочетания согласных в начале слов (вроде "нгдэ"), которые на фоне сибирских тонов  звучат совершенно непохоже ни на русский, ни на соседние тюркские или тунгусские языки.

Нивхи на Сахалине и Амуре говорили на языке со странной системой счета и классами предметов. “Представь, что ты не можешь просто сказать "три". Ты обязан сказать, ЧЕГО именно три, и для разных вещей есть совершенно разные слова-счетчики. Это не просто "пальцы" или "штуки". Это целая философия!”

В нивхском есть корень числа (типа "раз", "два", "три"), но он никогда не используется один! К нему обязательно приклеивается специальное счетное слово, которое зависит от того, что ты считаешь. Это как если бы в русском вместо "три рыбы" ты говорил "три-штуки-для-продолговатых-живых-существ рыбы", а вместо "три лодки" – "три-штуки-для-транспорта-на-воде лодки". Только счетных слов у нивхов **десятки, если не сотни! Выбор счетного слова зависит от того, как выглядит предмет и для чего он используется:

длинные, гибкие вещи (веревки, ремни, рыба-таймень) – один счетчик,

парные предметы (лыжи, штаны, ножницы) – другой счетчик,

лодки – свой особый счетчик,

рыбы (вообще) – четвертый,

сети – пятый счетчик,

люди - шестой,

животные – свой счетчик (и даже не один) и пр.

Помимо счетных слов, нивхский делит существительные на классы. Их тоже много – до 20-30! Это как если бы все предметы в мире были разложены по разным полочкам не по размеру или цвету, а по какой-то своей скрытой сути, важной для нивхов. На класс влияет очень многое, и одушевленность и размер с формой, и  материал, и функция и даже духовная сущность. Классы влияют на то, как с этим словом ведут себя глаголы и другие части речи. Например, глагол "быть" или "лежать" будет звучать по-разному в зависимости от класса предмета, о котором идет речь. Эта система родилась из жизни рыбаков и охотников, “где каждая деталь орудия, добычи, ресурса была критически важна для выживания.** Язык впитал в себя их глубокое, практическое знание мира. Счетное слово для сетей – это гимн рыболовству”!

Для лингвистики палеоазиатские языки представляют огромную ценность как живые лаборатории по изучению редких и архаичных языковых явлений, путей эволюции языка. Их исчезновение означало бы безвозвратную утрату целых пластов человеческого знания и мировосприятия.