А.С. Пушкин в 1823 году писал в письме Вяземскому, что «бурка не промокает, и влажна только сверху, следовательно, можно спать под нею, когда нечем иным покрыться, а сушить нет надобности».
Уникальные бурки, о которых писали и Пушкин, и Лермонтов - «фирменный товар» андийских мастеров. Бурки были принадлежностью мужского костюма и важным элементом в ходе сражения: в кавалерии и в пешем бою она играла роль боевого доспеха. Вне боя она была постелью, одеялом, зонтом, палаткой.
Чапаев - легендарный комдив - запомнился именно в такой бурке.
Упоминание об античном «бронежилете» есть в древних летописях. Источники упоминают черные бурки как боевое одеяние горцев во времена войн Александра Македонского в Передней Азии. Это одеяние нельзя было прорубить шашкой или кинжалом. Бурка была способна задерживать пули. В 19 веке она была модным предметом гардероба у российских военных, а экспорт андийских бурок был поставлен на поток. 30 тысяч бурок в год приносили России 50 000 рублей. А вообще за год андийцы изготовляли и продавали до 80 тысяч бурок.
«Но сделать такую плотную ткань на накидку могут только андийцы. Секрет валяния шерсти и породу овец, чья шерсть используется, они передают по наследству».
Хотя, про породу овец уже известно. Она так и называется – андийская. Когда-то была основной породой, разводимой в Андии. Именно эта шерсть в первую очередь обеспечивала качество продукции. Во вторую очередь сам процесс изготовления. Бурочное производство андийцев, в отличие от способов других народов Дагестана и Северного Кавказа, состояло из 15 процессов. Шерсть мыли, сушили, сортировали, рыхлили руками.
Затем ее расчесывали на гребне, взбивали специальным «прибором», укладывали на подстилку и сваливали. Затем снова сушили, вычесывали ворс, красили, мыли войлок, обрабатывали отдельно части для лицевой части бурки. Кроили, шили. Мастерицами были женщины. Деятельное участие мужчины принимали только на этапе покраски. Если же мужчина неурочно попадал в женский цех, его тут же вовлекали в процесс! «…женщины и девушки собирались у кого-либо в большой комнате (чаще всего в специальной для выделки бурок) для обработки шерсти или катания войлока. Здесь они могли пообщаться, побеседовать, поделиться своими радостями и горестями. В перерывах между работой собравшиеся могли потанцевать, а шутки и смех не смолкали во время работы. Любого мужчину, случайно или намеренно зашедшего сюда, женщины «арестовывали», принуждали его петь, танцевать. Не отпускали, пока тот не давал им «выкуп» сладостями, фруктами, серебряной мелочью».
Шились бурки не только на экспорт. Они были основной одеждой чабанов. Такие бурки были попроще.
А еще в них заворачивали украденных невест, но не только, чтобы скрыть ее от посторонних глаз и не дать позвать на помощь. Похититель не считал себя вправе прикасаться к одежде девушки.
Черная бурка принимала участие в обряде примирения кровников. Родственники с обеих сторон собирались на площади за селом. Старший мужчина в доме приводил убийцу, накинув на его голову черную бурку. Убийцу бросали к ногам членов семьи покойного:«Делайте с ним все, что хотите!». «Мать покойного подходила к убийце, снимала с него бурку, гладила его по голове и, прижимая к себе, произносила такие слова: «Если ты будешь вести себя как человек, будешь нам сыном, если нет — останешься врагом». Потом потерпевшая сторона получала плату за утрату: быка и саван. После этого считалось, что родственники убийцы получили прощение.
Саван был тоже буркой, только из тонкого белого войлока. Покрыв ею покойника, несли его на кладбище.
Роль бурки в жизни кавказцев очень хорошо отражает проклятье: «Да не останется в вашем роду мужчины, достойного носить бурку».