// Новости

РАННЕХРИСТИАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА АБХАЗИИ


24.07.2024



Многие ученые занимающиеся этим вопросом на сегодняшний день сошлись во мнении, что начало распространения христианства на восточном побережье Черного моря  можно датировать  III веком. Во всяком случае, именно в этот период  возникает первая  тайная христианская община на территории сегодняшней Абхазии. Возможно христианизация побережья была связана с тем, что этот регион служил убежищем для первых христиан, преследуемых Римской империей. Известно около 26 памятников архитектуры 4-8 веков, обнаруженных в Абхазии. “Самым ранним и ценным среди них является Бичвинта (древний Питиунт), где прослеживается существование хорошо организованной христианской общины. 



Существование тайной христианской общины еще в 3 веке подтверждается надгробной стелой с тайным крестом, обнаруженными на Бичвинтском могильнике. 

Начиная с 6 века по всей Абхазии идет активное строительство церквей. Первые церкви появляются в укрепленных пунктах, расположенных у берегов моря. “Они представляли собой римско-византийскую политическую опору в этом регионе. Значительную роль сыграло наличие здесь римских гарнизонов, цель которых, с одной стороны, была держать в повиновении местное население, а с другой — защищать имперские границы от нападения соседних кочевых племен с севера”. 

Со строительством церквей появились и сохранившиеся до наших дней рельефные плиты с христианскими символами и сюжетами:  равноконечный крест, гроздь винограда и птица, бык и лев, павлин, рыба, кипарис, пальма или мотив древа жизни. 

“В искусстве эти символы наиболее распространены как в раннехристианскую эпоху, так и в более позднее время. Семантика этих изображений общеизвестна: птица - христианская душа, вкушающая учение Христа (виноград). В раннехристианской литературе этот образ чрезвычайно устойчив, восходя к евангельскому «я есмь лоза, а вы ветви». Павлин у ранних христиан иллюстрировал идею бессмертия души, обретенного путем приобщения к учению Христа и т. д”. 

Особое место занимают барельефы с библейскими сюжетами. Одним из самых интересных считается барельеф на котором сохранилась фигура Христа, сидящего в кресле. Барельеф находится  действующей церкви 6 века в Дранда.

Храмовое строительство наиболее активно велось в эпоху Юстиниана. Тогда были возведены вышеупомянутый Драндский собор, Цандрипшская базилика, церкви в Цебельде, Себастополисе, Алахадзы и Гиеносе. “Стены сооружались из камня и кирпича на прочном известковом растворе, полы были покрыты цемянкой, крыши – черепицей, карнизы перекрывались фигурным кирпичом. Внутри церкви отделывались мрамором (в том числе с острова Проконесса), мозаикой, фресками, резьбой по камню. 

Храмы имели колоннады, алтари, гробницы-мощехранилища, крещальни, церковную утварь. Церковное зодчество Абхазии этого периода несёт на себе воздействие различных архитектурных школ Византии от Царицына Града (Югославия) до Антиохии (Сирия)”.

Уникальной является алтарная преграда Вороновского храма в Цебельде, которая представляет собой каменные иконы второй половины 6-7 веков. “Эта «Библия» в камне включала свыше десяти скульптурных сцен на темы из Ветхого и Нового завета. Цебельдинские иконы создавались под влиянием, по крайне мере, трёх школ: византийской, сирийской и сасанидской”.

Значительную информацию археологи получают и при раскопке некрополей. Обнаруженные в Абхазии некрополи продемонстрировали отнюдь не единственный способ погребения раннего средневековья: 

  • Грунтовые погребения - наиболее распространенные
  • Кирпичные погребения.
  • Черепичные погребения 
  • Погребения в амфорах 
  • Погребения с использованием раствора  
  • Круглое погребение из конгломерата и булыжника
  • Каменные саркофаги

В Абхазии сохранились четыре саркофага раннехристианского периода, высеченных в камне. Находились также медные и мраморные саркофаги. Самый последний, обнаруженный в 2021 году - свинцовый.