// Новости

ВЕРЮ - НЕ ВЕРЮ. ПРАВОСЛАВНЫЕ СЕКТЫ


24.05.2024


Начало

Организаций, называющих себя православными, довольно много. Разумеется, самая главная и многочисленная из них Русская православная церковь. Но в определенный момент она перестала быть единственным официально действующим православным институтом. Есть церковные организации, не признающие руководства Русской православной церкви.

  • «Российская православная церковь (до 1998 — Российская православная свободная церковь), образованная в 1989 из православных приходов, перешедших в юрисдикцию Русской православной церкви за границей». В середине 90-х свободная церковь вышла из подчинения Русской православной церкви за границей. Число верующих, относящих себя к Российской православной церкви невелико, они в основном русские

  • Истинно православная церковь. Церковь представляет собой несколько групп, разных по своей юрисдикции и имеющих разные взаимоотношения с Русской православной церковью. Численность приверженцев истинно православной церкви тоже небольшая, к тому же, как сказано выше, они разбиты на многочисленные группы:

  1. геннадиевская (или поздеевская),

  2. исаакианская,

  3. лазаревская,

  4. группа епископа Казанского Гурия,

  5. группа схимитрополита Антония,

  6. Сибирская митрополия и др.

ИПЦ откололась от РПЦ из-за разногласий по таким вопросам, как экуменизм и модернизм. В начале 20 века группа православных христиан, выступавших против решений Московского патриархата, сформировала подпольное движение для защиты православной веры. Это движение стало известно как Катакомбная церковь. Церковь «характеризуется консервативными и традиционалистскими верованиями и практикой. Они отвергают многие реформы, введенные в 20 веке, такие как использование в литургии жаргонного языка, рукоположение женщин и признание других христианских деноминаций. Истинно-православная церковь придерживается древней литургической практики православной церкви, включая использование литургических языков - греческого, славянского и церковнославянского - и юлианского календаря для определения литургических дат». Русская православная церковь в принципе не приемлет раскольничества. Помимо этого к истинно православной церкви есть конкретные претензии. Они заключаются в том, что церковь слишком сосредоточена на сохранении традиций и не в состоянии взаимодействовать с современным обществом, в том, что она слишком сосредоточена на вопросе «чистоты» православной веры и не уделяет достаточного внимания социальной справедливости и нуждам общества в целом.

  • Частью катакомбного движения были истинно православные христиане, которые представляли собой наиболее консервативное течение в «катакомбной церкви». Христиане в свою очередь тоже подразделялись на большое число самостоятельных групп:

  1. "правильный путь ко спасению»,

  2. основное звено Христа,

  3. федоровцы,

  4. стефановцы,

  5. массаловцы,

  6. самаряне,

  7. чердашники,

  8. аноховцы,

  9. «ревнители церкви»,

  10. «козловское подполье»,

  11. николаевцы,

  12. михайловцы,

  13. евлампиевцы,

  14. ерофеевцы,

  15. васильевцы,

  16. буевщина,

  17. липецкие истинно православные христиане,

  18. молчальники,

  19. седминцы и др.

Многие из этих групп в настоящее время фактически распались».  Считается, что раскол в свое время произошел  в первую очередь из-за подчинения Московского патриархата советскому режиму. Истинно православные христиане отказывались «иметь литургическое или административное общение с Московским патриархатом», не имея при этом догматических и литургических различий с легальной Православной церковью.

  • «Православная Церковь Божией Матери Преображающейся», известная как Богородичный центр возникла как движение, отколовшееся от Русской свободной («катакомбной») православной церкви. Богородичный центр был основан архиепископом Иоанном Береславским, которому в 1984 году «явилась Божия Матерь и открыла истинный смысл христианства и страдания русского народа и его церкви». По мнению архиепископа Новый Завет означает, что мир вступил в «эру Святого Духа», в которой Бог больше не господствует над миром, но воссоединяется с ним. «Теология и мифология центра, однако, остаются русоцентричными и особенно сосредоточены на драме современной истории России»

  • Русская православная церковь секты иоаннитов. Небольшое число последователей церкви живет Псковской и Воронежской областях, Краснодарском крае и некоторых других районах России. Ионниты вышли из Русской православной церкви в конце 19 века. Секта возникла в доме Трудолюбия в Кронштадте. Дом был создан Иоанном Кронштадтским. Люди, хорошо знавшие отца Иоанна, были впечатлены его духовностью и вообразили его живым Богом. Они стали распространять слухи об этом сначала в Кронштадте, затем за его пределами, пока весть не стала восприниматься как истина и не появились последователи веры.

«Гораздо раньше, чем все перечисленные церковные организации, от Русской православной церкви отделилось старообрядчество. Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, св. 2 млн. чел. Среди них резко преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и др». Старообрядцы разделились на поповцев и беспоповцев, о которых мы уже писали.

Есть еще возникшие в 17 — 18 века секты «духовных христиан» - хлысты, скопцы, духоборцы и молокане.

Численность хлыстов весьма невелика. Базируются они в основном в Краснодарском и Ставропольском краях. Тамбовской, Оренбургской и Ростовской областях. В основе хлыстовства лежит вера в возможность прямого общения с «духом святым», который вселяется в избранных людей - «христов» и предположение о том, что тело – начало злое, а душа – доброе. Формально хлысты не порывали с православием, продолжая посещать церковь. Но помимо этого завели себе особый обряд - радения. В ранних версиях сектанты били себя, хлестали по телу жгутами, прутьями и подобными предметами, истязая свое злое начало. Позже на радениях члены общины, признанные пророками и пророчицами «до изнеможения кружились, выкрикивая свои пророчества». Простые верующие внимали им, кланяясь в ноги и рыдая. Действо носило экстатический характер, проходило «за семью печатями». Таинственность  породила множество слухов о происходившем там свальном грехе и кровавых жертвоприношениях. «Свое «экстравагантное» богослужение хлысты оправдывали, апеллируя к Библии: «Надобно молиться по старине, как молился царь Давид для спасения душ», а Давид, как известно, молясь, «скакал из всей силы перед Господом».

Скопцов в России еще меньше. Скопчество подходило к борьбе с человеческими грехами еще радикальнее, чем хлыстовство. «Скопцы практиковали «огненное крещение» — оскопление — и ставили, таким образом, нерушимую преграду между человеком и грехом. Скопцы считали, что Иисус Христос был не просто обрезан, а оскоплен и, «убеляя» себя, они стремились приблизиться к Спасителю. Выдержка из евангелия от Матфея, где говорилось, что «есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного», была им путеводной звездой. Основным ритуалом скопцов тоже были радения.

«Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение». С этой цитатой из первого послания апостола Петра молокане связывают название своей секты. Молокане отвергли водное крещение и причастие и отказались от почитания икон и употребления в пищу свинины. «Молоканское богослужение, совершаемое под руководством пресвитера, включает чтение и толкование Библии, пение псалмов и духовных песен. Молоканство делится на два основных направления: это постоянные молокане и духовные (или прыгуны). Последние практикуют экстатические формы богослужения (пророчество, глоссолалия, прыжки и т. п.) …». Молокан в России приблизительно 40 тыс. Они в основном обитают в Тамбовской и Оренбургской областях, на Дальнем Востоке и Северном Кавказе, куда их начали ссылать еще при Николае I.

Духоборцев в стране насчитывается 15 — 20 тыс., живут они в Тамбовской, Ростовской, Тульской и Оренбургской областях, Краснодарском крае, на Дальнем Востоке. Как и другие сектанты, они отвергают православную обрядность, но, в отличие от молокан, не считали Библию непререкаемым авторитетом. Ее место заняла «Животная книга», в основе которой лежат тексты, созданные духовными лидерами общины, главным образом псалмы. Духоборы - пацифисты. Как и молокан, Николай I ссылал духоборов в Закавказье. За них вступился главный русский «непротивленец» Лев Толстой. «Он призвал Нобелевский комитет вручить духоборам премию мира и пожертвовал им часть гонорара за роман «Воскресение».

Что касается самого Льва Николаевича, то под его именем возникла еще одна малочисленная секта -  толстовцы или Духовное единство. Они и проповедуют религиозно-этические положения, разделявшиеся Толстым.

Нельзя обойти внимание и виссарионовцев, образовавшихся в начале 90-х годов 20 века в Красноярске: «псевдохристианский тоталитарный культ, возглавляемый "новым мессией"- Виссарионом». Виссарион утверждал, что принял крещение от небесного Отца и получил благословение на создание единой веры, объединяющей все существующие религии. «Реально учение Виссариона - смесь космологии, христианства и йоги. Христианству он отводит центральную роль, при этом фактически извращая его». В общине придерживаются строгого вегетарианства, а рацион питания составляют исключительно продукты растительного происхождения, в соответствии с этическими и мировоззренческими принципами. Практикуются роды в воде в обыкновенной бочке, не разрешается кормить младенцев грудным молоком, делать детям прививки, прибегать к медикаментам в случае болезни.

Секта субботников насчитывает  сейчас примерно 10 тысяч человек. Секта вышла из недр православия в конце 17 века. «Так называемые русские иудействующие, настолько радикально прочитали Библию, что отвергли не только православную церковь, но и само христианство, предпочтя Ветхий Завет и иудаизм». В какой-то момент секта распалась на две группы: одна из котоыч стремится сохранить свое собственное вероучение, другая практически слилась с иудаизмом. Являясь по происхождению русскими, субботники часто называют себя евреями. Еженедельным праздничным днем субботники считают субботу, а не воскресенье и соблюдают некоторые другие традиции иудаизма — пищевые ограничения, обрезание, празднуют иудейские праздники. «Их отношения с еврейскими религиозными организациями в России порой складываются непросто: в некоторых городах субботники активно участвуют в возрождении еврейских религиозных общин, в других — местные раввины ограничивают их участие в общинной жизни».

Еще одна секта, склонявшаяся к традициям иудаизма, это иеговисты-ильинцы. К секте принадлежит в настоящее время всего несколько тысяч человек, которые живут преимущественно на Урале и на Северном Кавказе. Эту крайне радикальную и маргинальную по своим воззрениям секту образовал отставной офицер армии Российской империи Николай Ильин в середине 19 века. Ильин, как и позже Виссарион, в своем учении попытался объединить все религии, не признавая, однако, традиционные конфессии, «а иудеев и христиан считал сатанистами. Еговисты-Ильинцы - одна из самых скрытых тоталитарных сект российского происхождения. Ильинцы проповедуют веру «в Распятого Егову». Они считают, что слова «пророка» Николая Ильина нельзя искривлять или как-то дополнять».

Продолжение