// Новости

ВЕРЮ - НЕ ВЕРЮ. ПРОТЕСТАНТСКИЕ ТЕЧЕНИЯ


21.06.2024


Более радикальное течение протестантизма - кальвинизм в форме реформатства и пресвитерианства тоже есть в России. Священное писание кальвинисты тоже считают единственным непогрешимым руководством в вере и жизни, нов интерпретации, предложенной Кальвином. «Центральное место в теологии кальвинизма занимает принцип всевластия Бога над миром, в котором всё определяется только его ничем не ограниченной волей». И волей своей еще до сотворения мира и до грехопадения его создания, Бог распределил: у кого есть путь к спасению, а у кого – прямая дорога в ад. На тех, кому предписано спасение, снисходит благодать, сопротвляться которой они не могут, даже если бы захотели. Равно так же осужденные на муки в аду не могут сопротивляться греху. «Таким образом, вера и благочестивая жизнь рассматриваются не как основание для спасения, а как признак избранности человека». В соответствии с этим кальвинисты считают грех естественным и неизбежным, и даже покаяние тут бессмысленно. «Церковные таинства, которых в кальвинизме всего 2, не имею спасительной силы. Крещение считается инициационным знаком членства человека в церкви и его освобождения от грехов, которое даёт вера в Христа. Допускается крещение младенцев верующих родителей как членов «общины спасённых».  У причащения тоже иной смысл. Кальвин, в отличие от Лютера, считал, что во время Евхаристии тело и кровь Христа присутствуют в элементах причастия не физически, а духовно».  «Учение Кальвина приводит к нравственной незаинтересованности и безразличию к добрым и дурным поступкам».

В юго-западной Германии и Голландии кальвинизм распространился под названием «реформаторство», во Франции   -  гугенотство, в Шотландии, Англии и Северной Америке под - пресвитерианство.  Пресвитерианство требовало строгого единообразия, упрощения и удешевления церковного культа, замены епископов выборными старейшинами (пресвитерами), централизации церкви, ослабления её зависимости от гражданской власти. Пуритане вообще устранить символику: изображения креста, крестного знамения при крещении и т.д. Во время богослужения выслушиваются молитвы, сочиненные пресвитером, проповедь и поются псалмы. «Причащаются, сидя за длинным столом; браки благословляются на дому; молитвы над умершими также прочитываются на дому. Икон нет. Литургия отменена, также и Символ веры. Молитва "Отче наш" — не обязательна».

Меннониты, это возрожденные католическим священником Менноном анабаптисты.

Самой многочисленной протестантской конфессией в России является баптизм. «Сами баптисты себя протестантами не считают. Они утверждают, что их существование началось не в Реформацию и они существовали за сотни лет до нее».

Их название происходит от их веры в крещение взрослых погружением, что отличает их от других протестантских деноминаций, практикующих крещение младенцев или другие формы крещения.

Баптисты говорят, будто от протестантов отличаются тем, что:

  1. верят, что для жизни и благочестия достаточно только Божьего слова. «Различные протестантские деноминации имеют символы веры и катехизисы и целый ассортимент доктринальных мерил и стандартов. Баптисты же придерживаются только Библии;

  2. верят, что Христос есть Глава Церкви. Над баптистскими церквами нет земного главы. Каждая поместная церковь автономна и ответственна только перед Христом;

  3. верят в свободную церковь и свободное государство. «Христос ясно учил, что у церкви и государства есть свои сферы: “...итак отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу” (Мф. 22:21)», а «все протестантские реформаторы навязали своим последователям государственные церкви!»;

  4. верят в личную отчетность пред Богом. Священник не может отвечать за других, церковь не может отвечать перед Богом за других. «Никто не спасется верою своих родителей,  никто не спасется принадлежностью к какой-то религии, каждый будет отвечать перед Богом за себя. Как правило, протестанты не придерживаются этого, основанного на Писании, учения»;

  5. всегда придерживались крещения по вере. «В учении о крещении реформаторы последовали за Римом. Баптисты же твердо стояли в этом вопросе на учении Христа и Его апостолов …»;

  6. отвергают все человеческие предания и обряды, которые возникли после апостолов;

  7. символ веры баптистов - это простое слово Божие.

В Россию баптизм пришел в середине 19 века к немцам , но скоро группы баптистов появились и среди представителей других народов. А к концу 19 века в России стало распространяться близкое к баптизму движение евангельских христиан.

Еще одно сравнительно молодое (возникшее в 1901) и быстро увеличивающее ряды своих сторонников протестантское течение - пятидесятничество. Пятидесятническая церковь берет свое название со Дня Пятидесятницы, «когда сошел Дух Святой на землю, о чем детально написано во 2 главе книги Деяния Апостолов». Это событие произошло на пятидесятый день после вознесения Иисуса Христа на Небеса. Во время празднования Пятидесятницы верующие ждут нового воскрешения Христа. Они читают молитву, и Святой Дух нисходит на землю к молящимся.

«Люди слышат разные голоса на разных неизвестных языках. Это является кульминационным событием во время празднования и называется глоссолалия. Молящиеся впадают с экстаз и начинают сами говорить на «иных языках». Со стороны это выглядит ужасающе и похоже на массовый психоз. Сверхъестественность подчёркивается пятидесятниками, как ключевое событие, произошедшее согласно Библии. Они также считают, что во время молитвы им даётся дар пророчества и целительства»

Как и все остальные, пятидесятники страстно желают войти в царство небесное. Поэтому они делают акцент на изучение Священного Писания, на рождении свыше и на проповеди Евангелия. В отличие от баптистов, которые верят, что крещение Духом Святым происходит в момент рождения свыше, христиане пятидесятники верят, что крещение – это переживание другого рождения.

Некоторое распространение в стране получило и такое протестантское течение, как авентизм. Подавляющее большинство адвентистов в России, как и во всем мире, составляют адвентисты седьмого дня. «Суть названия религиозного сообщества выражается так: это христиане, которые верят в скорое Второе пришествие (adventus) Христа и чтут субботу как освященный Богом день», соответственно, считюет, что богослужения должны проводиться в «седьмой день» - субботу, а не в воскресенье. В России первая церковь адвентистов седьмого дня появилась в 1886 году.

«Адвентистов также называли миллеритами, поскольку их группа была основана Уильямом Миллером, предсказавшим, что Иисус вернется в 1843 или 1844 году. Когда это предсказание не сбылось, миллериты пришли в смятение; это событие стало известно как «Великое разочарование». Но затем несколько последователей Миллера заявили о получении видений, объясняющих неисполнившееся пророчество. Вместо того, чтобы прийти на землю, Иисус вошел в небесный храм – таким образом, как они заявляли, Миллер был в конечном итоге прав, за исключением того, что его пророчество имело духовное исполнение вместо физического».

Свое вероучение адвентисты исключительно на Библии, которую они считают "богодухновенной", и считают, что спасение человек получает посредством покаяния и веры в жертву Иисуса Христа на Голгофе. Крещение совершается в осознанном возрасте, после покаяния.

Нельзя обойти внимание и так называемых маргинальных протестантов, то есть различные религиозные течения, конфессии, церкви, секты и культы, вышедшие из недр протестантизма, «но в своих вероучениях достаточно далеко отошедших от основных догматических положений протестантизма и христианства в целом».

Маргинальный протестантизм представлен многими течениями и конфессиями:

  • русселлиты (свидетели Иеговы и ответвления от этой секты),

  • британские израилиты,

  • иудо-христиане,

  • Христианская наука и близкие к ней организации, , полностью отвергающая существование материального мира

  • Церковь объединения (мунисты) - тоталитарная секта, в которой поддерживается железная дисциплина, имеет место беспрекословное подчинение установлениям основателя секты «преподобного Муна»,

  • Церковь сайентологии,

  • сведенборгианцы,

  • спиритуалисты,

  • мормоны,

  • унитарианцы,

  • теософы,

  • гностики,

  • апокалипсисты,

  • апостольские и либеральные католики,

  • миссионерская группа «Семья», допускающая большую свободу сексуальных отношений между ее взрослыми членами,

  • Церковь «Семья детей Бога», признающая реинкарнацию.

Хотя маргинальные протестанты обычно называют себя христианами, они всё же не полностью идентифицируют свои конфессии с основной частью христианского мира. Они либо дополняют Библию иными источниками «божественного откровения», либо вообще заменяют её своими собственными новыми писаниями.  Наряду с христианскими положениями у разных конфессий маргинального протестантизма имеются и догматы, не совместимые с христианством, такие как неприятие Божественной Троицы, отрицание божественности Иисуса Христа, а иногда даже и многобожие.
 
 

Свидетели Иеговы, запрещенные в России, отличаются особенно активной миссионерской деятельностью И выделяются среди такого рода конфессий.  В настоящее время их численность в России составляет более 50 000 человек.