// Многонациональная Россия

Абхазы

Абхазы
Численность народа: 1200

По мнению отдельных исследователей первые упоминания об протоабхазах содержатся в ассирийской надписи 12 века до нашей эры под именем «абешла». В античных греко-римских источниках 1-2 веках нашей эры они зафиксированы как  «апсилы» и «абасги». Собственно, официальные источники считают это время основным этапом формирования общества абхазов на почве слияния  племенных союзов апсилов и абазгов.

А в 7-6 веках до нашей эры через территорию Абхазии “проходили скифы”, часть из которых осела и сме­шалась с местным древнеабхазским населением. Примерно в то же время на эти территории греки принесли уклад городской жизни, основав здесь Диоскуриаду (Сухум), Питус (Пицунду), Эшерское городище, Гюэнос (Очамчыра).

В первые века нашей эры. древнеабхазские племена были объединены в ранне­классовые государства Абасгия, Апсилия, Санигия. “В прибрежных крепостях Питиунта, Себастополиса и Зиганиса стояли римские когорты, а в Египте находилась «Первая когорта абасгов». В VI–VIII вв. н.э. через Абхазию на Северный Кавказ проходили три ответ­вления «Великого шёлкового пути» – дороги через Абасгию, Апсилию и Мисиминию”. 

Следующим государственным образованием стало Абхазское царство, которое просуществовало с 8 по 10 век. 

Первым царём Абхазского царства был Леон II, внук могущественного хазарского кагана и двою­родный брат императора Византии. Благодаря этому счастливому обстоятельству, Абхазское царство получило тогда «международное признание». “Являясь щитом от арабских нашествий, Абхазия присоединила всё Западное Закавказье. Царство достигло своего расцвета в X в. при царе Ге­оргии II, …” 

Абхазское общество традиционно состояло из фамильных союзов - ажла. В ажла объединялись по принципу родства: все их представители являлись или считались родственниками, но не во всех соблюдался принцип единого происхождения, то есть они не вели свое происхождение от одного предка. Ажла, таким образом, разделялись на малые и большие. Малочисленными считались союзы, включающие от 5 до 30 семей - «дворов». Для них - состоящих из родственников по отцовской линии были “свойственны вполне определенные обычаи, которые по своему содержанию и порядку их проведения отличаются от обычаев других фамильных союзов, причиной чему определенно является то, что кровнородственные группы в данном обществе строго экзогамны”.  Многочисленными считались фамильные союзы, состоящие из 30 и более «дворов». 

Иерархически абхазское общество делилось на:

  • князей - тавад 

  • дворян - амиста

  • телохранителей - ашьнакэма

  • крестьян - анхао 

  • рабов - агруа. 

Князья и дворяне в целом числились в одной категории, имея одинаковые права обязанности. Они составляли господствующий класс землевладельцев. Крестьянами они владели по праву подданства за землю, которой они их наделяли. По зову владетеля дворяне обязаны были собираться для защиты края и владетеля.

Ашьнакэма - владетельские телохранители, стояли ниже дворянства, но обладали  всеми правами относительно земли и крестьян. Они не платили податей, их обязанность заключалась в охранении владетеля и его дома.

Анхааы - свободные общинники-крестьяне иногда по своему имущественному положению не уступали дворянам. Некоторые крестьяне были настолько зажиточными, что могли иметь домашних рабов. Крестьянства в свою очередь подразделялось на 3 условных категории:

  • анхаэ-амиста - освобожденные от повинностей, 

  • анхаэ, которые платят повинности деньгами или натурой, 

  • агирво - бесправные, практически приравненные к рабам


Выделение привилегированных родов в Абхазии началось уже после Абхазского царства - в 11 веке. “Наиболее ранней письменно зафиксированной княжеской фамилией является фамилия будущих владетельных князей Чачба (Чачасдзе, 1040 г.), упоминаемая в «Летописи Грузии»

Важным фактором единства ажла, признаком его независимости читались сродовые святыни - аныха. “Святилище-аныха - это священное место, где совершаются жертвоприношения и приносятся клятвы. … В Абхазии есть традиционное мнение о семи святилищах, связанных с семью историческими областями. …между всеми абхазскими святилищами сохраняется связь, и одно святилище может выступать как часть или доля другого, более древнего. Распад  разросшегося рода приводил к отделению от родовой святыни «доли», которая и переносилась на место нового поселения выделившейся части рода.

Родовым святилищем могут быть: ритуальная кузня-ажьира, находящаяся на участке одного из представителей рода или в каком-нибудь особом месте, но на территории, принадлежащей роду; специальное место (возвышенность, роща, дуб), на котором совершаются жертвоприношения, приносятся клятвы”.

Статус семьи и отдельных людей помимо принадлежности к какой-либо ступени определялся и количеством имеющейся во владении земли, которая передавалась по наследству. Земля являлась основным источником дохода рода и находилась в собственности конкретной семьи или фамильного союза, “признававшихся ее «держателем» на основании того, что, как считалось, именно представители этой семьи или фамильного союза первыми заселили данную территорию”. 

Человек, переселяющийся в другую уже заселенную местность, вынужден был это делать на условиях хозяина земли, в доме которого он останавливался.

“В местной устной традиции сохранились рассказы о попадании в зависимость, в которых в качестве важного предмета, указывающего на приобретение человеком подчиненного статуса, выступает лопатка-ащац для приготовления мамалыги.

Прибыв на новое место, переселенец сам или вместе со своей семьей становился гостем. Через некоторое время (чаще через три дня) главе семьи он сообщал, что хотел бы остаться жить здесь. На следующий день после этого гостю вручали лопатку-ащац. Если гость все же принимал лопатку и варил мамалыгу, он попадал в личную зависимость от хозяина и становился батраком. Зависимый крестьянин привязывался не только к земле, которую ему выделяли, но и к тому, от кого он получил ее”. В Абхазии существовали даже так называемые рабы рабов - атэы итэых, когда люди попадали в зависимость к  крестьянам, которые сами уже были зависимыми. 

 13 - 15 века - Абхазия попадает в сферу политико-экономического влия­ния Генуи, которая основала на Черноморском побережье Крыма и Кавказа ряд торговых факторий. 

16 - 18 века - Абхазское княжество находится под протекторатом султанской Турции.

Конца 18 века - Абхаз­ское княжество “вновь усилилось и с помощью флота контролировало Чер­номорское побережье от Анапы до Батума”.

В 19 веке после Кавказской войны более половины абхазов переселилось в Турцию и на Ближний Восток,

На сегодняшний день в Абхазии живут  122 000. человек,  в России 1200  человек. Большие диаспоры расположены в Грузии Турции, меньше в Сирии, Иордании, а так же в странах Зап. Европы и в США.