Численность народа: 78125
Алтайцы – тюркский народ. Проживает в Сибири, преимущественно в Алтайском крае и Республике Алтай.
“Федеральный закон «О возрождении малочисленных народов» выделяет пять отдельных народов, которых некоторые считают субэтносами алтайцев”: кумадинцы, челканцы, тубалары, телеуты и теленгиты. Кумадинцы, челканцы и тубалары входят в северную группу, телеуты, теленгиты и алтай-кижи - в южную.
Исторически южные и северные алтайцы сформировались как две отдельные группы с заметными различиями. Эти различия связаны с географией, хозяйством, языком, этническим составом, культурой и взаимодействием с соседними народами.
Южные алтайцы жили в горно-степных и высокогорных районах (долины рек Катунь, Чуя, Урсул) с сухим климатом и обширными пастбищами. Их территория граничила с Монголией, Китаем и казахскими степями. Северные алтайцы населяли таёжные и предтаёжные зоны северного Алтая (бассейн реки Бия, Телецкое озеро) с влажным климатом и густыми лесами. Южные алтайцы — наследники кочевых традиций Центральной Азии, северные — таёжные охотники с культурой, близкой к народам Сибири.
Основным занятием южных алтайцев было полукочевое скотоводство. Разводили лошадей, овец, коз, яков (сарлыков) и коров. Летом перегоняли скот на высокогорные пастбища (джайляу), зимой — в защищённые долины. Дополняли хозяйство охотой (марал, соболь) и собирательством (кедровый орех, ягоды). В долинах занимались примитивным земледелием, выращивая ячмень с просом, и рыболовством.
У северной группы преобладало таёжное хозяйство: добыча пушнины (соболь, белка), копытных (лось, марал), рыболовство на Телецком озере, сбор кедрового ореха и ягод. Скотоводство было менее развито, разводили лошадей и оленей в ограниченных масштабах. Изготавливали берестяные лодки - каюки, плели корзин из корня кедра, обрабатывали дерево.
Южные частично смешивались с казахами и монголами. Говорили на южноалтайском языке из киргизско-кыпчакской подгруппы тюркских языков, близком к киргизскому и хакасскому. В одежде прослеживалось сильное влияние монгольской и джунгарской культур. Это же влияние заметно и в религии - шаманизме с элементами тибетского буддизма. Шаманы (кам) общались с духами, лечили болезни, проводили обряды. Люди почитали природу, у них существовал культ гор, рек, священных деревьев. Важную роль играл Алтай-Кудай - верховное божество.
Жили южные алтайцы в войлочных юртах (кийис) и бревенчатых аилах.
Культура северных испытывала влияние в первую очередь сибирских татар, кетов и самодийских народов. Они использовали северноалтайские диалекты: кумандинско-челканский, тубаларский, которые включали архаичные тюркские черты и заимствования из самодийских и кетских языков. Их религия - архаичный шаманизм с культами духов тайги и медведя. Медведь -”абай” считался священным. После охоты устраивали ритуал “медвежьего праздника” с просьбой о прощении духа зверя. Верили в духов-хозяев тайги (тайга ээзи), рек и гор.
Предки северных алтайцев — потомки древнего населения Саяно-Алтая, смешавшегося с тюркскими племенами. Следы погребальных масок и керамики на Алтае указывают на связи с хакасско-минусинскими племенами таштыкской культуры 1-4 веков н.э В 6-9 веках под влиянием Тюркского каганата местные племена переняли тюркский язык, сохранив элементы дотюркской культуры (например, культ медведя).
Северные алтайцы жили в берестяных чумах, зимой в срубных избах или полуземлянках с очагом.
У южных алтайцев была чёткая родоплеменная структура с сеоками - родами, объединёнными общим происхождением. Власть концентрировалась в руках старейшин-зайсанов, разрешавших споры и руководивших коллективными мероприятиями. Прослеживалось сильное имущественное расслоение: богатые скотовладельцы (баи) противопоставлялись бедным (карача). До 18 века южные алтайцы находились под влиянием Джунгарского ханства, платили дань и участвовали в военных походах.
Для северных характерна менее выраженная родовая организация. Их общины основывались на территориальных связях. Основу составляли аалы - соседские общины, объединённые для охоты и рыбалки. Шаманы лечили болезни и общались с духами, старейшины руководили общиной. Мужчины охотились, женщины занимались собирательством, выделкой шкур и воспитанием детей. В 13 веке северные алтайцы, как и южные, попали под власть Монгольской империи, но из-за труднодоступности тайги сохранили автономию. В 15 веке попали в зависимость от сибирских татар.
Южные алтайцы вошли в Российскую империю в 1756 году, после разгрома Джунгарии Цинской империей. Они приняли российское подданство, чтобы избежать цинской экспансии. Южные алтайцы вошли в Бийский уезд. В 19 веке приток русских переселенцев привёл к сокращению пастбищ и переходу части алтайцев к оседлости.
В 17 веке казаки основали остроги Бийск и Кузнецк.
После строительства Кузнецкого острога в 1618 года началось приведение северных алтайцев в зависимость от России. Однако приток русских переселенцев в 19 веке вытеснил северных алтайцев в глухие районы тайги.
Объединение южных и северных алтайцев в единый народ произошло в 1920–1940-х годах в рамках советской национальной политики. Это решение было связано как с идеологическими, так и административными причинами. В 1922 году образовалась Ойротская автономная область в составе РСФСР. В неё включили территории, населённые южными алтайцами (теленгиты, алтай-кижи) и часть северных групп.
В 1948 году область переименовали в Горно-Алтайскую автономную область, “что закрепило концепцию единого «алтайского народа»”.
Советская национальная политика стремилась консолидировать малые этнические группы в крупные нации для упрощения управления и модернизации. Объединение ресурсов горных и таёжных зон было продуктивным для развития сельского хозяйства, промышленности и инфраструктуры.
При этом власти искусственно объединили южных и северных алтайцев под одним названием, игнорируя их исторические и культурные различия. Они ввели запрет на упоминание сеоков для южных алтайцев (роды и шаманы объявлены пережитками феодализма), а тубаларов, кумандинцев и челканцев записали как “алтайцев”, невзирая на то, что их языки и культура ближе к сибирским татарам и кетам.
Из всех групп групп народов Алтая у нас остались не охвачены собственно алтайцы или алтай-кижи. Генетически алтай-кижи представляют собой сложную смесь восточноазиатских, сибирских и евразийских компонентов, что связано с многовековыми миграциями и взаимодействием популяций в Центральной Азии. Их ДНК отражает наследие древних кочевников, тюркских племён и палеосибирских групп.
По мужской линии у них встречаются следующие гаплогруппы Y-ДНК:
-
Q: Часто встречается у коренных народов Сибири и связана с древними миграциями из Центральной Азии.
-
N: Характерна для уралоязычных и некоторых тюркских народов (например, якутов).
-
C: Распространена среди монгольских и тунгусо-маньчжурских групп, что указывает на восточноазиатское влияние.
-
R1a: Может отражать контакты с индоевропейскими кочевниками (скифы, сарматы) или более поздние тюркские миграции.
По женской линии (митохондриальной ДНК):
-
Преобладают гаплогруппы A, C, D, G, типичные для коренных народов Сибири и Восточной Азии.
-
Реже встречаются «западные» линии (например, H, U), что связано с древними контактами с европеоидными популяциями.
Алтай-кижи несут в себе генетические следы скифов железного века и хунну, о чём свидетельствуют археологические находки типа Пазырыкских курганов.
Пазырыкские курганы — уникальные археологические памятники скифской культуры 5-3 веков до н.э.), расположенные в долине реки Большой Улаган. Замерзшие гробницы - курганы представляют собой каменные насыпи над глубокими ямами, где находились бревенчатые погребальные камеры. Вместе с вождями хоронили коней , а также предметы быта, оружие и украшения, что отражало веру в загробную жизнь.
Курганы стали мировой сенсацией благодаря невероятной сохранности артефактов, органических материалов и даже человеческих мумий. Благодаря линзам льда, образовавшимся в погребальных камерах, в курганах сохранились предметы, которые обычно разлагаются за тысячелетия: резные украшения, колесницы, мебель, войлочные и шерстяные ковры с аппликациями, шелка.
Знаменитая “Принцесса Укока” - одна из бесценных мумий курганов. Татуировки на ее теле - стилизованные изображения оленей, грифонов и других животных. Они выполнены с помощью техники, идентичной современной — иглы и природных пигментов.
Рядом с "принцессой" нашли мумии коней в полном убранстве.
Пазырыкская культура — эталон скифо-сибирского искусства. Найденные артефакты украшены динамичными изображениями животных. Артефакты из курганов свидетельствуют о контактах скифов с Китаем (шёлковые ткани времён династии Хань- древнейшие в Сибири!), Персией (ковры с персидскими орнаментами), Грецией (элементы эллинистического искусства на украшениях). В кургане Пазырык-2 найдена древнейшая в мире ворсовая ковровая дорожка 4 века до н.э.
Другие находки рассказывают о культе солнца, огня, характерных для кочевников Евразии. А еще в погребениях обнаружены грибы-галлюциногены, что связывают с шаманскими ритуалами.
Слои льда сохранили пыльцу и остатки растений, что позволило реконструировать климат Алтая 2,5 тыс. лет назад.
Пазырыкские курганы — это «капсула времени», сохранившая дух кочевой цивилизации скифов. Они не только раскрывают быт, искусство и верования древних народов, но и напоминают о глубокой связи современных алтайцев с их великими предками.
Но в 6–11 веках тюркские племена принесли на Алтай свои генетические маркеры, которые слились с местным субстратом. В 13–15 веках монгольские завоевания добавили восточноазиатский компонент. Часть генома связана с древними охотниками-собирателями Сибири (например, народы, родственные современным кетам или нганасанам). У алтай-кижи заметно меньше европейской» примеси, чем у народов Западной Сибири (например, хакасов), что связано с изоляцией в горных районах. У некоторых алтай-кижи обнаружены генетические линии, родственные коренным народам Америки, образовавшиеся через общих предков с палеосибирскими группами.
Алтай-кижи говорят на южном диалекте алтайского языка, который входит в тюркскую языковую семью (кипчакская ветвь). Литературный алтайский язык основан на диалекте алтай-кижи.
Занимались алтай-кижи кочевым и полукочевым скотоводством, разводили лошадей, овец, яков. Практиковали охоту, собирательство и земледелие в горных долинах. Жили в переносных войлочных юртах или бревенчатых аилах.
Их религия сохраняет элементы тенгрианства - традиционного поклонения духам природы и Небу-Тенгри. Однако прослеживаются заметные следы шаманизма и буддизма, возникшие как следствие контактов с монголами и тувинцами. Почитают священные горы, реки и перевалы (например, гора Белуха — Уч-Сумер).