Численность народа: 16 329 человек
Арабское население России — это небольшая, но исторически сложившаяся и разнообразная диаспора, представленная как гражданами РФ, так и временными мигрантами. История арабского присутствия на территории России насчитывает несколько столетий, хотя до конца XIX века оно было очень немногочисленным и эпизодическим.
Мы сознательно минуем сейчас 7 век, когда арабы впервые появились здесь в ходе арабского вторжения в Дагестан. Это вторжение не довело до сегодняшнего дня автономного арабского населения.
А вот 16-17 века отмечены более-менее методичным появлением арабов в России. Арабские купцы (часто через территории Османской империи или Персии) посещали торговые центры Поволжья (Астрахань, Казань), Северного Кавказа и Крыма (особенно в период Крымского ханства).
Они торговали восточными товарами – специями, тканями, предметами роскоши. Арабские послы или религиозные деятели могли посещать дворы местных правителей (в Касимовском ханстве, Крыму) или даже Москву. Во время русско-турецких войн (начиная с 16 века) среди пленных османской армии были арабы из Сирии, Египта, Ливана. Некоторые люди из вышеперечисленных категория оставались в России, часто принимая православие и ассимилируясь.
18 - начало 19 века отмечены появлением “врачей и аптекарей”. Приглашенные или приехавшие самостоятельно арабы-христиане (преимущественно из Сирии и Ливана) работали лекарями, врачами и аптекарями при Императорском дворе в Санкт-Петербурге, в аристократических семьях, а позже – в университетах и госпиталях. Их медицинские знания очень ценились. Тогда же арабы-христиане начали появляться в российских учебных заведениях. Они преподавали арабский и турецкий языки в специальных учебных заведениях, готовивших востоковедов и дипломатов (например, в учрежденном в 1815 году Училище восточных языков при Азиатском департаменте МИДа). Единицы получали образование в духовных академиях или университетах России.
Священники и монахи из Антиохийской православной церкви (сирийцы, ливанцы) посещали Россию, поддерживая связи с РПЦ, собирая пожертвования для своих патриархатов.
Но говорить о каком-то стойком арабском присутствии в этот период тоже было еще рано.
Ключевым периодом для формирования общины считается конец 19 - начало 20 века, когда случилось массовое переселение в Дагестан. Специалисты называют это переселение “самым значительным и уникальным случаем появления компактной группы арабов из Османской Сирии (районы Халеба (Алеппо) и Диярбакыра) и Ирака на территории империи”. Причин тому было несколько:
-
бедность, безземелье, надежда на лучшую жизнь.
-
бегство от османского призыва в армию и репрессий.
-
привлекательность для некоторых мусульман-суннитов Дагестана как центра исламской науки и сопротивление империи.
Основная же волна переселения пришлись на 1880-е – 1910-е годы, особенно после русско-турецкой войны 1877-1878 годов и в период младотурецкой революции.
Занимались тогда переселенцы земледелием и скотоводством. Выращивали пшеницу, кукурузу, ячмень, овощи, бахчевые. Вводили новые сорта и методы земледелия. Разводили овец, коз, крупный рогатый скот.
В качестве ремесленников особенно славились как мастера по обработке кожи - дубильщики, сапожники, шорники. Также занимались кузнечным делом, гончарным делом.
Эти арабы быстро ассимилировались в местную среду. Перешли на кумыкский (тюркский язык региона) как основной язык общения, сохранив арабский как язык религии и домашнего обихода, и даже сформировали уникальный "араканский" диалект.
Представители этой волны активно вступали в браки с кумыками, даргинцами, аварцами. Приняли местные обычаи и культуру, став частью дагестанского общества, но сохраняя арабское самосознание. Их часто называли "шавиларами" (от арабского "шави" - пастух).
До массового переселения в Дагестан арабское присутствие было крайне малочисленным (десятки, в лучшем случае сотни человек по всей огромной империи). Даже в Дагестане к 1917 году арабов насчитывалось несколько тысяч. Большинство из них продолжали долгое время оставаться подданными Османской империи и лишь немногие (врачи, преподаватели, дагестанские переселенцы) принимали российское подданство. В официальных документах арабы часто записывались просто как "мусульмане", "турки" или по месту жительства (например, "кумыки" в Дагестане), что затрудняет точную оценку их численности.
На данный момент среди арабского населения есть граждане РФ - потомки мигрантов разных волн (особенно из Сирии, Ирака, Палестины, Йемена, Ливана, Египта, Иордании), многие родились и выросли в России, имеют российское гражданство. Или это представители волны 1950-60-х годов, когда тысячи студентов из арабских стран приезжали в вузы Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону, Казани и др. Многие остались.
Есть и представители (и их потомки) политической эмиграции: члены левых, коммунистических партий, оппозиционеры из стран Ближнего Востока и Северной Африки находившие убежище в СССР.
Не понятно, входят ли в статистические данные беженцы из Ирака (после 2003) и Сирии (после 2011), а также представители трудовой миграции из Северной Африки (Египет, Марокко, Тунис, Алжир0.
Основные регионы проживания - Москва и Московская область (крупнейший центр, половина диаспоры или даже больше), Санкт-Петербург (второй по значимости центр, сильная студенческая община). Проживание основной массы диаспоры в крупных городах отличает их, например, от арабов в Европе, часто живущих в компактных кварталах. В России нет "арабских кварталов" как таковых.
В Дагестане есть уникальный исторический анклав – село Аракан и аул Джугут-Кутан, где живут потомки арабов (в основном из Сирии), переселившихся еще в конце XIX - начале XX века.
Они полностью интегрированы, говорят на кумыкском и русском языках, но сохраняют арабское самосознание. Есть и более поздние мигранты.
Есть общины студентов и мигрантов в Ростове-на-Дону, Казани, Новосибирске, Екатеринбурге, Красноярске. Для потомков мигрантов советского и более раннего периодов характерна высокая интеграция. Они свободно говорят по-русски, получили российское образование и социализацию. Очень высок процент смешанных браков (с русскими, татарами и др.). Это мощный фактор ассимиляции. В крупных городах есть мечети с арабоязычными имамами или пятничными проповедями на арабском.
Христиане ходят в свои приходы.
Таким образом, арабское население России – это динамичная и неоднородная группа с глубокими историческими корнями, играющая свою роль в социальной, экономической и культурной жизни страны.