// Многонациональная Россия

Армяне

Армяне
Численность народа: ок.1 000 000

По официальным цифрам армян в России чуть менее 1 миллиона человек.

По неофициальным - армян и людей с армянскими корнями в России единовременно живет  до 3 млн человек.

Самые крупные армянские диаспоры исторически живут на юге России - в Краснодарском и Ставропольском краях, в Ростовской области.

Появляться на русской земле армяне начали во времена крещения Киевской Руси. 

Князь Владимир привез в Киевскую Русь Анну Багрянородную - византийскую жену армянского происхождения. С ней приехало множество армянских священнослужителей, лекарей, архитекторов. “Из летописей известно, что в битвах против половцев в числе великокняжеских войск были армяне. «Житие преподобного отца Агапита» рассказывает об искусном армянском лекаре, следившим за здоровьем Владимира Мономаха”.

Армянские мастера-строители и украшатели храмов отметились в настенных изображениях и декоративном убранстве Софийского собора, в отдельных местах сохранились следы надписей на армянском языке, даже, как говорят,  на одной стороне крышки саркофага князя Ярослава Мудрого

“Армяне-архитекторы строили на Руси храмы и всевозможные культурные объекты, приняв участие в создании, например, шедевров Владимиро-Суздальского княжества”. 

Московскую историю армяне начали в 8 веке с торговли. При их участии шла активная транзитная торговля по Волге, с Закавказьем, Золотой Ордой и Персией. Москва же считалась главным местом торговли по всему северо-востоку Руси. 

Армянское население всегда пользовались привилегиями от российских правителей. “По инициативе Ивана Грозного им полагались налоговые послабления… . В тот период в Россию приехало множество золотописцев, художников, других ценных специалистов”.

При этом, на Кубани живет немало армян-черкесогаев, которые поселились тут еще до присоединения края к России. Донские армяне поселились на Дону когда Екатерина Великая в конце 18 столетия позвала их из Крыма  поднимать донской край. Амшенские армяне, перебрались из приморских районов Османской империи в Россию по приглашению царя в конца 19-го века. 

"В 1660-м один богатый армянский купец преподнес в дар правителю Алексею Михайловичу царский трон, усеянный драгоценностями. На украшение царского кресла пошло 800 алмазов, многочисленные золотые, жемчужные и яхонтовые вставки. Этот щедрый подарок сыграл свою роль. В 1667 Россия заключила с торговой армянской организацией договор, предоставлявший армянским купцам право свободной торговли по водным путям до самого Архангельска, а также открытый транзит по России до Западной Европы".

Довольно часто армяне предпочитали приглашения русской стороны другим, потому что в России для них имелись несравненно более благоприятные условия для жизни и деятельности, чем в других странах. В целом армянские диаспоры образовались в первую очередь “как результат национального и религиозного преследования, массовых гонений и насильственных переселений армян из Армении, в связи с непрерывными войнами, особенно начиная с арабского завоевания (VII в.) и нашествия сельджуков (XI в.”). Определенную роль в миграциях армян играли также социально-экономические и культурные факторы".

В Ставрополе в 1808 году поселились 50 армянских семей. Они перебрались  из основанного им на Дону в конце 18 века города Нор Нахичевана: “...заметив плодотворную деятельность армянских купцов Георгиевска, правительство приглашает из Новой Нахичевани в Ставрополь пятьдесят армянских семей. Новообосновавшиеся нахичеванцы открывают там свой торговый ряд и начинают торговлю разнообразными товарами”.

Они строят в городе сначала деревянную армянскую церковь, а в 70-е годы уже каменную. 1851 г. рядом с еще деревянной церковью построили армянскую школу. Во последней трети века на Ставрополье было 12 армянских церквей.  Армян на тот период насчитывалось 1 578 человек, основными занятиями их были торговля и ремесла.

“Армяне, поселившись в Ставрополе, составили из своих жилищ почти отдельный квартал, который долгое время был известен под именем Армянской улицы. Каждый армянин имел при доме лавку, через что из улиц образовался гостиный ряд. В течение 25 лет этот квартал оставался главным торговым центром Ставрополя”.

Недалеко от Моздока в армянами было образовано село Касаева Яма, которое более чем через 50 лет - в 1852 году - по просьбе местных жителей в Едессию в память о древнем городе Едессе, вошедшем в историю как центр распространения раннего христианства.  Это было крупное поселение, жители которого занимались пашенным земледелием, садоводством, виноградарством. В 1830 году там была построена церковь Сурб Аствацацин, при которой имелось армянское приходское училище.

Там, где сегодня стоит город Буденновск армянским ремесленникам и торговцам разрешили основать  город на месте Старых Можар и дать ему название “Святой Крест”:  “...вышедшим в последнюю Персидскую войну из Дербента армянам, тем из них, кои по способности к ремеслам и торговле пожелают водвориться в городе, всемилостивейше дозволяем основать оной на месте, где были Старые Можары …». 

Армянские общины стали возникать и вокруг лечебных источников Кавказских Минеральных Вод, когда там начали активно развиваться курортные города. В Кисловодске. например, армяне поселились в год его основания -1803. Самая крупная из общин образовалась в Пятигорске. “Датой основания Пятигорска принято считать 1780 г., когда на месте нынешнего Новопятигорска была сооружена Константиногорская крепость. В первой трети XIX в. у подножия горы Машук стало строиться поселение, получившее название «Горячие Воды». Купцы из Нового Нахичевана, обосновавшиеся в Горячих Водах, развернули здесь активную торговую деятельность. … В первые десятилетия существования курортного города торговые заведения армянских купцов удивляли разнообразием товаров самого взыскательного покупателя. …

В официальном послании барона Григория Розена министру финансов Е.Ф. Канкрину от 27 августа 1836 г. предлагалось предоставить на длительный срок экономические и финансовые льготы “армянам, переселяющимся в Пятигорск из Георгиевска”. В 1869 г. на улице Царской Пятигорска было выделено место для возведения армянской церкви.” 

При том, что армянское население города занималось преимущественно торговлей, в сферу его интересов входили еще и земледелие, садоводство, виноградарство, шелководство. Более того, именно армяне впервые в России начали выращивать хлопок, рис и сахарный тростник. Значительные средства богатая часть армянского населения тратила на строительство фабрик, заводов, на благотворительные цели, в частности на открытие больниц города.

“Если в первые десятилетия в Пятигорске поселялись преимущественно предприимчивые люди из армянской общины Нового Нахичевана, Георгиевска, Моздока, то на рубеже XIX—XX вв. и особенно после 1915 г. сюда стали прибывать армяне из западноармянских вилайетов Турции, которым удалось спастись от геноцида”. 








На самом Армянском нагорье - прародине всех армян в различных его районах были обнаружены примитивные каменные орудия, изготовленные около полумиллиона лет назад. 

Судя по данным археологических раскопок в 5 - 4  тысячелетиях до нашей эры здесь уже умели плавить медь, а во 2-м  -  железо. “По одной из гипотез, здесь изобрели технологию плавки железа, что вполне возможно, так как именно в Армении расположены месторождения металлов, которые нашли широкое применение в древнее время: железа, меди, свинца и олова”.

Самая древняя в мире кожаная обувь найдена при раскопках в пещере на юге современной Армении, “... с помощью радиоуглеродного метода установили, что находка имеет возраст 5,5 тысяч лет. Найденный ботинок принадлежит к периоду от 3627 до 3377 года до нашей эры. Таким образом, он был сделан на 400 лет раньше, чем построили Стоунхендж, и почти на тысячу лет раньше строительства пирамид Гизы в Египте”.

Первые поселения появились в 4 - 3 тысячелетиях до н. э.  “Уже в эту эпоху развивалось земледелие. Культивировались хлебные злаки, плодовые растения, обильно распространенные в диком виде в различных районах нагорья”. Именно тогда и возникли праармянские племенные союзы на территории нагорья. 

В Араратской долине нашли один из крупнейших металлургических комплексов 3-го тысячелетия до нашей эры. Здесь плавили олово и медь, из которых получали бронзу и отправляли ее в Египет и Вавилон. “В царских гробницах Мецамора обнаружили уникальные и редкие предметы, происходящие из Вавилона и Египта и подтверждающие широкие торговые и культурные связи.  Армения была выгодным торговым партнером и военным союзником. В XVI-XV веках до нашей эры эти страны воевали с Хеттской империей и стремились заключить союз с Арменией, которая могла поставлять им бронзу – стратегический металл того времени, необходимый для производства оружия!”  З-му тысячелетию до н.э. принадлежат боевые колесницы и деревянные повозки, обнаруженные при раскопках курганов на берегу Севана. 

Тут же обнаружили золотые украшения изделия из бронзы, серебряную и медную утварь и пр. “Ученые отмечают, что все эти находки свидетельствуют о высоком уровне развития оседлых земледельческо-скотоводческих обитателей Севанского бассейна еще в доурартское время”.

А с конца 2 тысячелетия до н.э., по мнению специалистов,  начинается процесс формирования армянского народа. При этом “завершение этнического оформления армянского народа и формирования армянского языка” они датируют 6-5 веками до н. э. В 13-12 веках до нашей эры в окрестностях озера Ван возникает союз племен Наири, на основе которого к 9 веку до нашей эры появляется государство Урарту. 

Впервые упоминание об Араме - первом царстве государства Урарту -  встречается в ассирийских клинописях от 869 года до н. э., затем Arminiya и народ Armina были упомянуты в надписи персидского царя Дария, высеченной на трех языках в 521 году до н.э. на Бихистунской скале близ города Керманшах. 

На одной из самых древних карт мира - глиняной Звездообразной Вавилонской карте 5 века до н.э. одна из шести изображенных  стран - Армения. 

Ранние сведения об армянах и Армении есть также у древнегреческих авторов Геродота и Ксенофонта. Хроники Ксенофонта датируются 550 годом  до нашей эры. “ Произведение описывает отступление десяти тысяч греческих наемников-гоплитов из Месопотамии на север, к Черному морю, в 401-400 годах до нашей эры, после неудачной для них Битвы при Кунаксе. Греки шли к морю через Армению. О ней Ксенофонт упоминает как о «стране обширной и богатой», с устоявшимся обществом, четкой социальной иерархией и самоуправлением. Местные жители выращивали ячмень и виноград, из которого делали вино и изюм. Отметил полководец и то, что страна известна своими лошадьми, которых выращивали для персидского войска. Упоминает он и ее правителя Ерванда I (Оронта) – основателя династии Ервандидов”.

Урарту с самого начала своего существования вынуждено  было вести непрерывную борьбу за независимость против Мидийского царства, Ахеменидской Персии и греко-македонских завоевателей. Во второй половине 4 века до н.э. Армения стала добычей преемников Александра Македонского - селевкидов. Во 2 веке до н.э. армянские князья Арташес и Зарех, объединили вокруг себя армян и освободили страну, а затем и расширили ее владения. 

Примерно через 100 лет после этого объединения Тигран Великий еще больше расширил владения Великой Армении и создал обширную империю от Каспийского моря до Черного и на юге до Средиземного. 

С царствования династии Арташесидов начинается бурное развитие экономики и культуры Армении. “К этому времени относится возникновение армянского театра. Римский историк Плутарх рассказывает, что Армянский царь Артавазд II создал театр в Арташате (56 г. до н. э.), где ставились пьесы греческих и армянских авторов”

Древние армяне-язычники  придавали большое значение оракулам, предзнаменованиям и божественным откровениям. Существовала вера в духов и мифических существ. Становление армянского языческого пантеона продолжалось начиная с 3 тысячелетия до нашей эры. Он сохранялся до принятия христианства в 301 году.

Во главе всех богов стояли Арамазда, Анаит и Ваагна. Самым сильным был Арамазд, Анаит – самой популярной, вместе с Ваагном они образовали триаду. Остальные божества считались второстепенными.

Арамазд воплощал доброе начало мироздания. Он был сыном бесконечного времени и руководил всеми богами на небесах и людьми на земле с помощью грома,  молнии и радужного пояса. Его символизирующей звездой считался Юпитер. Бог был милосерден, миролюбив и мудр. Никогда не считался воинственным, но всегда боролся за справедливость.

Анаит – богиня-мать, богиня плодородия и любви; дочь (или жена) Арамазда, покровительница наук, искусств и ремесел, а также земледелия, садоводства и скотоводства. Изображалась с младенцем в руках, обладала внешностью и одеянием армянской женщины.  В древние времена праздник в честь Анаит отмечался 7 апреля. После принятия христианства он стал днем Святой Богородицы, а сейчас отмечается как День материнства и красоты.

Ваагн - бог мужества, огня войны и бури - был самым народным из всех армянских богов.  По преданию, Ваагн был сыном небес, моря и земли. Он олицетворял солнце, которое вставало из-за горизонта моря. Его основной миссией было сражаться с драконами – врагами и захватчиками.