Атропатена, просуществовавшая почти 500 лет, встречается позднее в арабских и сирийских источниках как «Адербейган» и «Адорбайган» и трансформируется постепенно в «Азербайджан». В Атропатене было сосредоточено многочисленное зороастрийское духовенство и находился храм огня Адургушнасп.
Позже, став на 400 лет частью иранского царства Сасанидов, Атропатена продолжала оставаться одним из центров зороастризма, как государственной религии. Храмы и алтари огня возводились повсюду. Зороастризм здесь получил такое распространение в том числе и в связи с обилием мест выхода природного газа, которые были по сути неугасаемыми огнями и служили естесвенными символами для зороастрийцев. “Источники были разбросаны по всему Апшеронскому полуострову и даже в горной местности на высоте двух километров (современное с. Хыналыг), что способствовало созданию храмов (Аташданов). Неслучайно «азер» в переводе с древнеперсидского языка означало «огонь», то есть «Азербайджан» интерпретируется как «страна огней» или «хранитель огня», поскольку храмов в этих краях было много»”
Затем тюрки-огузы принесли культурную традицию кочевников, включая иную культуру питания, одежду, украшения, орнаменты, а также символику и религиозные представления. Особое место в духовной культуре тюрков-огузов, до принятия ислама занимала вера в Дух Вечного Неба - Тенгри.
Культура местного оседлого населения, занимавшегося мотыжным земледелием, дополнилась хозяйствованием полукочевых племен. В азербайджанском быту появилось ковроткачество, как “основная часть создания сборно-разборного жилища”.
Ткали:
-
паласы;
-
килимы - двусторонние ковры из шерсти, хлопка или льна для покрытия пола и стен, как попоны на верблюдах и мулах, в качестве занавесей и скатертей, а также вместо дверей в жилище;
-
зили - безворсовые ковры из шерсти, хлопка или шелка; ими покрывали стены и полы, а также тспользовали в качестве ритуальных ковров “намазлыг”;
-
верни - верни использовали в качестве занавеса, покрытия или украшения палатки;
-
шадда - из шерсти, шелка и хлопка; толстый шадда использовался для завешивания стен и в качестве циновки, тонкий - в качестве скатерти и для шитья верхней одежды;
-
лады - из шерсти, хлопка и шелковых нитей в технике простого переплетения, использовались в качестве покрытия для стен и полов, маленькие ковры лады и сегодня подвешивают на крючке колыбели как обереги.
Обилие шерсти, благоприятный климат благоприятствовали производству многочисленных видов тканых изделий и изобретению новых приемов ткачества.
В 10 веке ислам на этих землях занял господствующее положение и почти повсеместно вытеснил зороастризм, тенгрианство, христианство и другие местные культы. Почитавшееся тюрками древнее божество Тенгри постепенно слилось с образом Аллаха. Новая религия стала регулировать все аспекты жизни. Религиозные предписания и нормы стали незыблемыми, их соблюдение - обязательным, Коран - смысловым стержнем культуры. “Элементы, относящиеся к древнеиранскому, или «зороастрийскому» субстрату, продолжали бытовать в некоторых обрядах, ярче и полнее проявляясь в народном празднике Новруз. После периода запрета на проведение, как зороастрийского праздника, не соответствующего исламской доктрине, он был принят мусульманским духовенством, и стал отмечаться наряду с такими сугубо исламскими праздниками, как Рамазан и Курбан”.
Возвращаясь к истории государственности…
В 9 веке на азербайджанских землях появились государства Саджидов, Ширваншахов, Саларидов, Раввадидов, Шаддадидов. “Появление местных государств после продолжавшегося около 600 лет сасанидского и арабского ига, распространение Ислама на всей территории страны сыграли важную роль в последующем развитии Азербайджана”. Но поскольку ни одному из этих государств не удалось объединить вокруг себя народ и превратиться в, устойчивое государство, то Азербайджан был включен в состав Великой Сельджукской империи, “охватывающей обширные территории от Средней Азии до побережья Средиземного моря и от Дербентского перевала до Персидского залива”.
После падения Великой Сельджукской империи возродились государства Ширваншахов и Эльденизов. Последнее превратилось на некоторое время в самое могущественное государство Ближнего и Среднего Востока. Началась эпоха процветания. Далеко за пределами региона прославились изделия из шёлка и шерсти. Выращивался хлопок, фруктовые деревья, активно развивалось скотоводство. Именно на эти времена приходится заметный прогресс в культуре и науке. “Спустя столетие территория была захвачена монгольской ордой. Безжалостно разрушались процветающие города, оросительные системы. Земли вошли в состав государства Хулагидов. Вместе с распадом Золотой Орды распалось и оно.”
В конце 16 века Шаху Исмаилу Хатаи удалось объединить под своей властью все азербайджанские земли в Государство Сефевидов со столицей в городе Тебриз.
Расцвета империя Сефевидов достигла при Аббасе I, “на что указывает его прозвище – Великий. Ему удалось подчинить себе непокорных кызылбашских вождей, победить и узбеков, и османов, вернув потерянные ранее земли, изгнать португальцев из Персидского залива, улучшить экономическую обстановку в стране, развить торговлю и наладить дипломатические отношения со странами Европы, в том числе Россией. При нём Сефевидское государство простиралось от Диярбакыра (сегодня Турция) на западе до Кандагара на востоке, и от Кавказа на севере до Багдада на юге. Наследие, оставленное Аббасом, позволило его потомках править ещё почти сто лет, периодически воюя с османами, узбеками и Великими Моголами. Но потомки не смогли сравниться в величии с Аббасом и в начале XVIII в. упадок державы начал становиться заметным”.
Пришедший к власти после падения Сефевидского государства Надир-шах еще более расширил границы бывшей Сефевидской империи, завоевав Северную Индию, включая Дели.
После смерти Надир-шаха империя пала и во второй половине 18 века Азербайджан опять распался на отдельные ханства и султанаты. Началась эпоха многолетних войн в результате которых, Aзербайджан был разделен между двумя империями - Северный Азербайджан присоединен к России, а Южный – к Ирану.
“28 апреля 1920 года было объявлено о создании Азербайджанской Советской Социалистической Республики (Азербайджанской ССР). В декабре 1922 г Азербайджан, Грузия и Армения образовали Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику. В 1922 она вошла в состав СССР, а в 1936 года ЗСФСР была распущена, а Азербайджанская ССР была включена в состав СССР как самостоятельная республика, просуществовавшая до 1991 года. 30 августа 1991 года Азербайджан провозгласил независимость”
Сегодня в России азербайджанцы живут преимущественно в Южном Дагестане, большая часть в Москве и области, а также в Санкт-Петербурге.