// Многонациональная Россия

Азербайджанцы

Азербайджанцы
Численность народа: 474 576

Процесс формирования азербайджанцев, как единого народа, происходил на исторических землях между Большим Кавказским хребтом, рубежом Султанийе - Зенджан - Хамадан, Восточной Анатолией и Каспийским морем. Край является одним из древнейших в мире мест поселения человека. Археологические находки свидетельствуют о том, что эти земли входили в ареал формирования первобытного человека. А после того, как нашли фрагмент челюсти человека жившего тут около 400 тысяч лет тому назад, территория Азербайджана была включена в карту “Древнейшие обитатели Европы”

Уже в период неолита племена, населявшие территорию современного Азербайджана, перешли к оседлой жизни и стали заниматься земледелием, скотоводством и разными видами ремесла.

В последующем тысячелетнем этногенезе азербайджанцев принимали участие самые различные народы. “Среди них выделяются, главным образом, кутии, луллубеи, туруккийцы, хурриты, киммерийцы, саки-скифы, гунны, булгары, хазары, барсилы, печенеги, сувары, кыпчаки, а также другие тюркские и нетюркские этносы. Однако решающую роль в этом процессе, безусловно, сыграли огузские тюрки (аггоюнлу, гарагоюнлу, сельджуки и др.)”

Первые племенные объединения на территории современного Азербайджана зародились еще в конце 4 тысячелетия до н.э. А уже в 1 тысячелетии до нашей эры и в начале 1 тысячелетия нашей  эры здесь рождались и процветали Маннейское, Скифское и Массагетское царства, Атропатена и Кавказская Албания. 

Вот, например, что пишут о столице Манны: “В ассирийских текстах несколько раз упоминается Изирту, Изирта и Зирту, столица маннеев, расположенная в Иране, в (сегодняшней) деревне Калайчи, которая находится примерно в 7 километрах к северо-востоку от города Букан. Этот регион был предметом спора между Урарту и Ассирией. Одной из отличительных черт искусства Манны является непревзойденная утонченность и красота, которые уникальны для современных цивилизаций. Их знаменитое искусство включало изготовление глазурованных кирпичей, некоторые из которых сохранились почти в первозданном виде на протяжении примерно 3000 лет. Очень красивый образец такого кирпича можно увидеть в Токийском национальном музее”

Скифские племена, которые изначально обитали за Каспием,  в 8-м столетии до н.э. стали вторгаться в причерноморские степи, где на тот момент жили близкие им по происхождению киммерийцы. Часть скифов была вынуждена пробиваться с боями через Кавказ, чтобы впоследствии основать скифское царство Ишкуза. Центром его стала Муганская степь, в частности те места, где сейчас располагается город Гянджа. Правда, исходя из упоминаний Ишкузы, никто сегодня не возьмется утверждать была ли это полноценная страна, или лишь база кочевников. 

Саки - прамассагеты - жили севернее Аракса. “Как и все народы, входящие в скифский мир, они были европеоидны, говорили на индоиранских языках, занимались кочевым скотоводством и были отличными воинами – конными стрелками из лука. Специалисты до сих пор спорят, были ли саки и массагеты едиными народами, или это просто собирательное название всех кочевых племен, живущих на этих территориях”. 

Самым известным правителем массагетов считается царица Томирис, которая в кровопролитной битве одержала невероятную победу над Киром - персидским царем. Кир II возжелал захватить массагетов, после того как подчинил себе земли южнее Аракса.  Сначала Кир отправил своих послов к Томирис с предложением о браке. Но Томирис понимала, что брачной дипломатией Кир II всего лишь хочет поработить массагеттов и отвергла предложений персидского царя. Разгневанный Кир II начал войну против массагетов, за что победоносная царица отсекла ему голову собственными руками и сунула в бурдюк, заполненный кровью.

Об Атропатене  греческие и латинские писатели сохранили отрывочные сведения. Государство было создано на южных территориях исторического Азербайджана (ныне Иранский Азербайджан) бывшим ахеменидским наместником области Мидия Атропатом. Атропату удалось после смерти Александра Македонского добиться политической независимости области подвластной ему. “В течение 330 лет преемники Атропата вели войны, поддерживали дипломатические связи, устанавливали родственные узы с правителями соседних стран”. Часть времени Атропатена оставалась суверенной и вела относительно самостоятельную политику., затем вошла в состав Парфии, а позже была включена в состав империи Сасанидов.


Все эти государства сыграли определенную роль в процессе формирования единого народа из тюркских этносов, среди которых преобладали огузские тюрки. Древние огузы, проникли на территорию Азербайджана, через Дербентский проход, называемый древними тюрками «Темир капы» - «Железные ворота» и постоянно стремились удержать в своих руках этот важный проход, связывающий север и юг общетюркского пространства - Кыпчакские степи и Южный Кавказ. 

Племена распространились по всей территории Азербайджана и  тюркский язык стал основным средством общения народов и этнических групп, проживавших на территории Азербайджана. “Тюркский язык играл объединяющую и связующую роль между северными и южными землями Азербайджана. Этот фактор имел очень важное значение в процессе формирования единого народа, когда еще не было единого религиозного мировоззрения - единобожия, охватывавшего всю территорию Азербайджана”. 

С 3 века территория современного Азербайджана входила в состав Сасанидской империи, а с 7 - Арабского халифата За это время завоеватели переселили в Азербайджан из внутренних частей Ирана и Аравии большое количество иранцев и арабов, но “продолжавшееся примерно 600 лет иранское и арабское господство и проводимая иноземцами политика ассимиляции местного населения не смогли остановить процесс формирования азербайджанского народа. На протяжении веков пребывания земель Азербайджана (как северного, так и южного) в составе этих империй, крепли внутренние связи (в первую очередь, торговые), складывалось этнополитическое и культурное единство между северными, южными, восточными и западными регионами Азербайджана”. 





Атропатена, просуществовавшая почти 500 лет, встречается позднее в арабских и сирийских источниках как «Адербейган» и «Адорбайган» и трансформируется постепенно в «Азербайджан». В Атропатене было сосредоточено многочисленное зороастрийское духовенство и находился храм огня Адургушнасп. 

Позже, став на 400 лет частью иранского царства Сасанидов, Атропатена продолжала оставаться одним из центров зороастризма, как государственной религии. Храмы и алтари огня возводились повсюду. Зороастризм здесь получил такое распространение в том числе и  в связи с обилием мест выхода природного газа, которые были по сути неугасаемыми огнями и служили естесвенными символами для зороастрийцев.  “Источники были разбросаны по всему Апшеронскому полуострову и даже в горной местности на высоте двух километров (современное с. Хыналыг), что способствовало созданию храмов (Аташданов). Неслучайно «азер» в переводе с древнеперсидского языка означало «огонь», то есть «Азербайджан» интерпретируется как «страна огней» или «хранитель огня», поскольку храмов в этих краях было много»”  

Затем тюрки-огузы принесли культурную традицию кочевников, включая иную культуру питания, одежду, украшения, орнаменты, а также символику и религиозные представления. Особое место в духовной культуре тюрков-огузов, до принятия ислама занимала вера в Дух Вечного Неба - Тенгри.  

Культура местного оседлого населения, занимавшегося мотыжным земледелием, дополнилась хозяйствованием полукочевых племен. В азербайджанском быту появилось ковроткачество, как “основная часть создания сборно-разборного жилища”. 

Ткали:

  • паласы;

  • килимы - двусторонние ковры из шерсти, хлопка или льна для покрытия пола и стен, как попоны на верблюдах и мулах, в качестве занавесей и скатертей, а также вместо дверей в жилище;

  • зили -  безворсовые ковры из шерсти, хлопка или шелка; ими покрывали стены и полы, а также тспользовали в качестве ритуальных ковров “намазлыг”;

  • верни - верни использовали в качестве занавеса, покрытия или украшения палатки;

  • шадда -  из шерсти, шелка и хлопка; толстый шадда использовался для завешивания стен и в качестве циновки, тонкий - в качестве скатерти и для шитья верхней одежды;

  • лады  - из шерсти, хлопка и шелковых нитей в технике простого переплетения,  использовались в качестве покрытия для стен и полов, маленькие ковры лады и сегодня подвешивают на крючке колыбели как обереги.

Обилие шерсти, благоприятный климат благоприятствовали производству многочисленных видов тканых изделий и изобретению новых приемов ткачества. 


В 10 веке ислам на этих землях занял господствующее положение и почти повсеместно вытеснил зороастризм, тенгрианство, христианство и другие местные культы. Почитавшееся тюрками древнее божество Тенгри постепенно слилось с образом Аллаха. Новая религия стала регулировать все аспекты жизни. Религиозные предписания и нормы стали незыблемыми, их соблюдение - обязательным, Коран - смысловым стержнем культуры. “Элементы, относящиеся к древнеиранскому, или «зороастрийскому» субстрату, продолжали бытовать в некоторых обрядах, ярче и полнее проявляясь в народном празднике Новруз. После периода запрета на проведение, как зороастрийского праздника, не соответствующего исламской доктрине, он был принят мусульманским духовенством, и стал отмечаться наряду с такими сугубо исламскими праздниками, как Рамазан и Курбан”.


Возвращаясь к истории государственности… 

В 9 веке на азербайджанских землях появились государства Саджидов, Ширваншахов, Саларидов, Раввадидов, Шаддадидов. “Появление местных государств после продолжавшегося около 600 лет сасанидского и арабского ига, распространение Ислама на всей территории страны сыграли важную роль в последующем развитии Азербайджана”. Но поскольку ни одному из этих государств не удалось объединить вокруг себя народ и превратиться в, устойчивое государство, то Азербайджан был включен в состав Великой Сельджукской империи, “охватывающей обширные территории от Средней Азии до побережья Средиземного моря и от Дербентского перевала до Персидского залива”.

После падения Великой Сельджукской империи возродились государства Ширваншахов и Эльденизов. Последнее превратилось на некоторое время в самое могущественное государство Ближнего и Среднего Востока.  Началась эпоха процветания. Далеко за пределами региона прославились изделия из шёлка и шерсти. Выращивался хлопок, фруктовые деревья, активно развивалось скотоводство. Именно на эти времена приходится заметный прогресс в культуре и науке. “Спустя столетие территория была захвачена монгольской ордой. Безжалостно разрушались процветающие города, оросительные системы. Земли вошли в состав государства Хулагидов. Вместе с распадом Золотой Орды распалось и оно.”

В конце 16 века  Шаху Исмаилу Хатаи удалось объединить под своей властью все азербайджанские земли в Государство Сефевидов со столицей в городе Тебриз. 

Расцвета империя Сефевидов достигла при Аббасе I, “на что указывает его прозвище – Великий. Ему удалось подчинить себе непокорных кызылбашских вождей, победить и узбеков, и османов, вернув потерянные ранее земли, изгнать португальцев из Персидского залива, улучшить экономическую обстановку в стране, развить торговлю и наладить дипломатические отношения со странами Европы, в том числе Россией. При нём Сефевидское государство простиралось от Диярбакыра (сегодня Турция) на западе до Кандагара на востоке, и от Кавказа на севере до Багдада на юге. Наследие, оставленное Аббасом, позволило его потомках править ещё почти сто лет, периодически воюя с османами, узбеками и Великими Моголами. Но потомки не смогли сравниться в величии с Аббасом и в начале XVIII в. упадок державы начал становиться заметным”.

Пришедший к власти после падения Сефевидского государства Надир-шах еще более расширил границы бывшей Сефевидской империи, завоевав Северную Индию, включая Дели. 

После смерти Надир-шаха империя пала и во второй половине 18 века Азербайджан опять распался на отдельные ханства и султанаты. Началась эпоха многолетних войн в результате которых, Aзербайджан был разделен между двумя империями - Северный Азербайджан присоединен к России, а Южный – к Ирану.

“28 апреля 1920 года было объявлено о создании Азербайджанской Советской Социалистической Республики (Азербайджанской ССР). В декабре 1922 г Азербайджан, Грузия и Армения образовали Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику. В 1922 она вошла в состав СССР, а в 1936 года ЗСФСР была распущена, а Азербайджанская ССР была включена в состав СССР как самостоятельная республика, просуществовавшая до 1991 года. 30 августа 1991 года Азербайджан провозгласил независимость”

Сегодня в России азербайджанцы живут преимущественно в Южном Дагестане, большая часть в Москве и области, а также в Санкт-Петербурге.