Считается, что культура и традиции белорусов сохранили в себе следы древних обрядов и ритуалов в большей степени, чем другие восточноевропейские народы. Культура этих мест связана в первую очередь с землей и традиционными способами хозяйствования.
Один из самых древних обрядовых праздников с языческими корнями - День Ивана Купалы. “Считается, что происходят необычные вещи: звери начинают разговаривать, деревья оживают, а в реках и озерах можно наблюдать, как плавают русалки. День наполнен большим количеством преданий. И никто не может выяснить, что правда, а что ложь”. Именно в эту ночь все, что чудилось во сне, становилось явью. Оживали души умерших в виде русалок, купающихся в реке. Их можно было разглядеть в чистой воде.
Купалье связано с поклонением солнцу, а словом “купало” называли нечто горячее, яркое и, к сожалению, кипящее злостью. Люди в купальскую ночь благодарили огонь, воду, землю, прыгая через костер, проводили обряд очищения. Потом очищались водой. По поверьям купание в эту ночь очищало на весь год. Спать в эту ночь не разрешалось и утром следующего дня очищенные катались по росе, потому что она наделяла всех крепким здоровьем и силой.
Когда христианство сменило язычество стали считать, что именно в день летнего солнцестояния появился на свет Иоанн Креститель, а “купало” стали связывать со словом "купать", ведь крещение проводится в воде.
“Одним из обрядов в купальскую ночь был поиск папоротника. Именно он по обычаю имел ключ ко всему происходящему. Хозяин этого цветка понимал речь животных и птиц, глядел на русалок и наблюдал, как перемещаются деревья с места на место”.
Главным зимним праздником были коляды, связанные с днем зимнего солнцестояния. Начинался новый солнечный и сельскохозяйственный год.
Слово “коляда” тоже связывают с солнцем, но с тем солнцем, которое поедало тьму и называлось “коло”. Вторая версия гласит, что кол-яда это “круговая еда”, потому что колядующие ходили по дворам с песнями, плясками, а их угощали едой, которую они потом все вместе и съедали.
Коляды считались особенным праздником, поэтому к его началу делали генеральную уборку, шили и вышивали новую одежду, мылись тщательнее, чем обычно и кололи свинью. Иногда коляды был чуть ли единственными днями, когда можно было наесться мяса. Кроме мяса на столе в обязательном порядке должны были присутствовать кутья и взвар, блины, жареная колбаса и т.д. Под скатерть обязательно клали сено Одним из обязательных условий было сено, которое клали под скатерть.
“7 января – в первый рождественский день – было принято навещать своих крестников, дарить им подарки. Вечером наступало время молодежи. Большие компании по 10-15 человек переодевались в цыган, в медведей, обязательно одевали одного из членов группы козой. На Полесье кроме этого делали звезду. Колядующие пели песни, частушки, танцевали, славили хозяина дома и его семью. За это их одаривали всякими вкусностями и мелкими деньгами. Закрыть перед колядующими дверь означало накликать беду и на дом, и на хозяйство”.
На второй день - день святого Степана принято было расплачиваться с работниками, а работники могли высказать все свои обиды. “Закончив с выяснением отношений, хозяева и работники или заключали новый договор на год, или расходились. Об этом дне даже существует поговорка “На святы Сцяпан кожны сабе пан”.
А еще в белорусской традиции есть понятие кутья не как блюда, а как обряда.
“Три кутьи (обрядовых вечера) было на протяжении колядных святок. Первая кутья называлась великой и проводилась накануне Рождества. Она была постной. На рождественские праздники чугунок с кутьей ставили на полку или на лавку под иконой в красном углу.
Вторая кутья называлась богатой (щедрой) и проводилась перед Новым годом. Стол ломился от всевозможных сытных кушаний, даже кутья готовилась на сале или масле.
Третья - «тонкая», «голодная» или «водопостная» кутья - приходилась на Крещение. Во время нее проходил обряд ”запісванне каляд”. Хозяин дома в этот вечер выходил с мелом и рисовал кресты на всех воротах и дверях, чтобы защитить свой дом и свое хозяйство от нечистой силы”.
Еще среди традиций упоминают кормление кутьей мороза, когда хозяин дома стучал в стену или окно и приглашал: “Мороз, мороз, приходи кутью кушать! Чтобы ты не морозил ячменя, пшеницы, гороха, чечевицы, проса, гречки и всего, что мне Бог судит посеять”.
Из блюд обрядовое значение имела каша, приготовленная на хресьбины (крестины). Кашу варили в глиняном горшке и в нее все гости клали монеты. Варила кашу повитуха, которая обрезала ребенку пуповину. Когда горшок ставили на стол, кум должен был его разбить, после чего гости съедали разлетевшиеся ошметки каши. Монеты оставались хозяину дома.
По окончанию посевных работ справляли Дожинки.
На последний день жатвы собиралась толока. Толока (добровольная и бескорыстная коллективная работа) считается одной из самых древних традиций
Именно толокой раньше собирали урожай или заготавливали дрова на холода. А еще Толока - имя древнего славянского божества, считавшегося покровителем жатвы и плодородия. Празднование в честь Толоки устраивалось после того, как дожата последняя делянка и связан последний сноп. Видимо именно это празднование и перетекло в Дожинки. Когда все собирались, самая уважаемая женщина распределяла всех по полю, брала серп и начинала жать с песней, которую все подхватывали. В конце действа каждый складывал по колоску в общий сноп.
“Девушки выбирали в своей среде «Багіню». Возглавляемые «Багіней» с дожиночным снопом в руках все вместе отправлялись к дому хозяина. Хозяева, заслышав песни жней, выходили встречать их с хлебом-солью. Войдя в дом, хозяева ставили дожиночный сноп под образами вместе с зажиночным”
Самым веселым и радостным из всех праздников были проводы зимы или “гуканне вясны”. Проводить зиму и встретить весну нужно было красиво.
Праздновали в начале апреля. Самой главной птицей на этом празднике был аист. Аистов делали из теста, вешали на деревья. На них слетались все пернатые в округе и “несли весну на крыльях”. Было поверье: на чей дом сядет больше птиц, тот дом и будет самым счастливым.