// Многонациональная Россия

Чуваши

Чуваши
Численность народа: 1 067 139

Мнения ученых об этногенезе чувашей различны:

  • потомки хазар;

  • потомки буртас;

  • потомки гуннов;

  • потомки аваров;

  • потомки шумеров …



“Не вызывает сомнения, что чувашский этнос сложился в результате этнической миксации некоторых местных финно-угорских и тюркских племен, входивших вначале в состав Волжской Булгарии, затем Джучиева Улуса и Казанского ханства.

По мнению некоторых ученых, в период с XIII в. по XVI в. формирующийся чувашский этнос испытал значительное влияние со стороны кипчакского этноса, и кипчаков среди чувашей осело якобы гораздо больше, чем среди булгаро-татарского населения”. Тем не менее, абсолютное большинство ученых сходится во мнении о их происхождении от волжских булгар.

Чуваши осуществляли этнокультурное взаимодействие с этносом казанских татар на востоке, с русскими на западе; северо-западные чуваши активно взаимодействовали с марийцами, а низовые — с мордвой. Только в первой четверти 16 века появляется первое упоминание о Чувашии как особой области в составе Казанского государства.

Чувашский язык, относится к числу тюркских и близок булгарскому языку, давно считающемуся мертвым. “Следствием длительных этнических контактов является сложный физический тип чувашей. Согласно одному из последних исследований, внешность большинства чувашей представляет собой смешанный европеоидно-монголоидный тип”

.

В домонгольский период чуваши делились на горных (туры) и равнинных (хирты). В 19 веке этнографы выделили две этнографические группы: низовые и верховые. Низовые назывались по-чувашски анатри - низовый, а верховые - вирьял - визгливые деревни. Между верхним и нижним диалектами есть различия, “хотя разница сводится в основном лишь к «оканью» и «уканью»”.

“Верховые чуваши к низовым имеют «какое-то особенное уважение и называют их старинными или коренными чувашами, так как низовые чуваши и до сих пор костюм свой не переменили, одеваются так же, как будто в старину; но верховые переняли манеры у черемис, по обычаю коих одеваются и живут …Хошпа у низовых чувашских женщин высокая, как бурак, а у здешних - красивая низенькая, покрывает едва лоб и виски как широкая лента...»

Язычеству всегда присуще обожествление сил природы, стихий и небесных светил (солнце, луна, звезды).  Чувашское язычество - не исключение. Культ солнца, характерный для всех древних земледельцев, у чувашей имел особенности. Считалось, что солнце, как живое существо, имеет и части тела, и у него  есть мать, сыновья и другие родственники. Звезды считались человеческими душами. Появление новой звезды или падение старой означали соответственно рождение или смерть того или иного человека.

Языческая религия чуваш включала в  себя культ Тура - бога добра и света, культ  Шайтана - бога зла и мрака,а также культ сильного злого духа — Керемета. Считалось, что Тура, живущий на небе, был женат на Земле, матери всего, что на ней живет и она тоже считалась одушевленным существом 

Дальше шли боги второстепенные -  помогающие в хозяйственной деятельности. “В почтительном отношении нуждались и те, и другие, равно как те и другие могли наказать за непочтительность. К злым духам относились дух леса Арщури, дух воды Вудыш и др. Просто злой дух назывался «ийе», например дух бани («муньча ийе»).” 

Чуваши-язычники верили в домовых, водяных, леших, оборотней, русалок, ведьм. Чувашские ведьмы, не отличаясь от всех остальных ведьм, колдовали, наводили порчу, слетались на шабаш, летали голыми на метле и т. п. “Чувашские языческие поминки в чем-то напоминали славянскую языческую тризну — сопровождались прыжками через огонь и т. д”

Язычники приносили жертвы огню, воде, домашнему очагу. Такие жертвы обычно были бескровные. Моления и жертвоприношения были семейными или групповыми.

“Божествам в жертву нередко приносили домашний скот, который по завершении определенного ритуала съедался самими жертвователями. Но обычно это происходило в особых святилищах — киреметях, что располагались в укромных или труднодоступных местах (чаще всего в лесах)”. Шкуры пожертвованных животных развешивали на деревьях киреметища.

Черепа и кости принесенных в жертву животных использовались в некоторых традиционных обрядах. “Так, у чувашей Пермского края при частом появлении покойного в сновидениях, следовало бросить перед сном голову рыбы через плеть со сл о-вами: «Вот, на тебе рыбью голову, ты иди». …защищающую функцию при падеже домашнего скота выполнял череп черной собаки, обращенный к улице и зарытый у ворот. В таком случае «череп, не допускал нечистого духа до этого места»”.

Череп и кости жертвенного животного широко применяли в обрядах, связанных со строительством домов и устройством домовладений, так как считалось, что они содержат душу и жизнь животного и будут надежно оберегать жилище и имущество владельца. Являлся оберегом и позвонок, его подвешивали его так, чтобы он находился на виду у хозяина, поскольку при пропаже через него могли навести порчу на семью

Очень часто черепа и кости размещали на пасеках. Они оберегали пчел от сглаза. Сглаз должен был коснуться костей и исчезнуть, не затронув пчелиные ульи.

“Наиболее ярким примером использования черепа жертвенного животного служит его насаживание на столб изгороди, ограждавшей жилое пространство. К подобной практике чуваши прибегали только по отношению к черепам лошадей. При этом разрешалось выставить череп лошади, принесенной в жертву основным божествам. В таком случае «череп вывешивается на тычинах полевой загородки... во всякой чувашской деревне вы видите на кольях полевой загородки сии черепа». 

Такое предпочтение лошадиным черепам чуваши отдавали, так как предполагали, что лошадь обладает мудростью, имея душу умершего человека. Лошадь приносили в жертву только основным божествам - Тура, Киреметю или покровителю домашних животных Пихампару. 



В 8 веке в Среднем Поволжье возник булгарский союз племён, который в конце 9 века перерос в раннефеодальное государство Волжская Булгария, занимавшую территории Среднего Поволжья от Самарской Луки на юге до реки Вятки на севере, от Средней Камы на востоке до реки Суры на западе. 

В 10 — начале 13 веках в процессе объединения булгарских и суварских племён, и ассимиляции ими части финно-угорского населения сформировалась новая волжско-болгарская народность, её этнонимами являлись бо(у)лгар и чуваш.

Центральные земли волжских булгар располагались в районе слияния Волги и Камы. Владения Булгарии охватывали территории современных Самарской, Пензенской, Ульяновской областей, Татарстана и Чувашии.

В середине 13 века монголы создали Золотую Орду, куда вошла территория бывшей Волжской Булгарии. В этот период произошел отток части булгарского населения на территорию современной Чувашии.

В середине 14 века произошло массовое переселение булгароязычного населения на территорию современной Чувашии. “В итоге резко увеличилась плотность населения в бассейнах рек Большой и Малый Цивиль, а также в районе Чебоксар, где археологами прослеживается мощный слой второй половины XIV — начала XV века”.

Считается, что национальная идентичность самих чувашей стала формироваться лишь после взятия Россией в 1552 году Казанского ханства. И первые попытки описания истории, жизни и быта чувашского народа приходятся на 16-17 века. Первыми исследователями зачастую выступали иностранные дипломаты, ученые, историки, путешественники.

Австрийский дипломат Зигмунд Герберштейн первым из иностранцев упоминает о чувашах в 1549 году. “Он сообщает некоторые особенности чувашской культуры, причем ряд сообщенных им сведений в других источниках не встречается и потому представляет чрезвычайную историко-культурную ценность. Здесь важен и сам факт первой фиксации в письменных источниках этнонима “Чувашия” (как территории, заселенной чувашами) и фиксации народа “чуваши - весьма искусные стрелки и отличаются также и знанием судоходства”

В первой трети 17 века немецкий путешественник дает описание городов Чебоксары (Sabakzar) и Козьмодемьянск, считая первый более удобно расположенным и красивым. Город “построен из дерева … при воеводе имеется много русских солдат на тот случай, если покоренные татары захотели бы возмутиться”. В городах и на прилегающих территориях живут “черемисские татары большей частью в простых избах, питаются скотоводством, медом и дичью, являются превосходными стрелками из луков и даже детей приучают заблаговременно к этому .. .когда ребенку у них исполняется полгода, они определяют особый день, когда ребенок должен получить имя. Кто в этот день раньше всего зайдет к ним или пройдет хотя бы мимо, того имя и получит дитя”.

В 1664 году голландец Витсен рассказывал, что недалеко от Казани живет маленький татарский народ, который называется Tzoewachi. Правда этим его упоминание о чувашах ограничилось. 

“Гораздо более богатые сведения по этнографии чуваш содержатся в труде уроженца немецкого города Тюбингена Иоанна Георга Гмелина. … Краткие его сведения касаются статистических сведений о численности чувашского народа («в Чебоксарах местным воеводой была сообщена цифра чуваш: в округе Чебоксарском их было более 18 тысяч, в Козмодемьянском более 10 т., в Цивильском - свыше 12 т., в Свияжском более 60 т. и в Кокшайском свыше 400 т.»), интерьера жилищ, образа жизни («чуваши народ очень бережливый и по этой причине не употребляющий водки», «известны они как искусные конокрады», а «от двух позванных с рынка чуваш» ученые узнали, что чуваши не работают по пятницам)...”  

Внешность чувашей описывали следующим образом чувашей: средний рост, тёмные миндалевидные глаза, широкое лицо с явно выступающими скулами и прямым носом, а также тёмные плотные волосы.

Основной хозяйственной деятельностью чувашей было оседлое земледелие, в котором они преуспели. Чуваши жили в небольших селениях и работа на земле давала им единственный источник пропитания, тем более что земли были плодородны. Основными культурами были: рожь,полба, овес, ячмень, пшеница, гречиха и горох. Также здесь выращивался лен и конопля. 

Селения строили в речных долинах, рядом с озерами. “Традиционной избой была постройка пурт, которая ставилась в центре двора. Также встречались избы под названием лась. В чувашских поселениях они играли роль летней кухни”.

Избы рубили из липы, сосны или ели. Выбору места для дома уделяли большое внимание, Возведение дома сопровождали обрядами. Не строили там, где раньше проходила дорога или стояла баня, так как эти места считались нечистыми. По углам дома клали шерсть, крест из рябины. В переднем углу избы – медные монеты. Соблюдение этих обычаев должно было принести хозяевам счастье, уют и тепло в новом доме. Оберегать от злых духов. “Дом возводили на деревянном фундаменте – столбах. Пол настилали полу брёвна. Крышу крыли соломой. Солому накладывали толстым слоем, чтобы было тепло”. Окно делали одно, затягивали бычьим пузырём. 

В избе помимо всего устраивали и "мастерские". Здесь ставили ткацкий станок, прялку и другие принадлежности для домашней работы. Посуду чуваши изготавливали из глины и дерева. В домах  деревянные предметами быта  были украшены искусной резьбой. Другие местные умельцы славились своими успехами в кузнечном деле.

Распространённым видом народных промыслов было плетение из лыка, причём изготавливали не только лапти, но и корзинки, а также мебель. Женщины занимались вышивкой и ткачеством. 

Ещё одним промыслом было изготовление серебряных и золотых украшений. “Металлические элементы комбинировали с вышивкой, а также нитями из бусин и бисера. Украшения являлись частью народного костюма, который в Чувашии носили до середины XX века”

По представлениям древних чувашей, каждый человек обязательно должен был сделать два важных дела в своей жизни: 

  • поухаживать за стариками-родителями и проводить их в «другой мир», 

  • вырастить детей достойными людьми и оставить их после себя. 

Старинная чувашская семья кил-йыш обычно состояла из трех поколений: дедушки-бабушки, отца-матери, детей. “Ели так: на стол ставили один чугун или миску со щами, кашей. Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым в чугун опускал ложку дед. Попробует, потом скажет остальным, что можно есть. Если кто - то вперёд него ложку опустит — тому ложкой по лбу или вообще из-за стола выгонят, и он голодным остаётся”.

Если в  семье не было сыновей, то отцу помогала старшая дочь, если же в семье не было дочерей, то матери помогал младший сын. Всякий труд почитался: хоть женский, хоть мужской. И при необходимости женщина могла взяться за мужской труд и мужчина мог выполнять домашние обязанности. И ни один труд не считался важнее другого.