В 1791 году Екатерина II ввела черту оседлости — территорию, за пределами которой евреям запрещалось селиться. На тот момент она охватывала два основных региона, которые уже находились под контролем Российской империи:
Могилёвская и Полоцкая (позже вошла в состав Витебской) губернии;
Черниговская и Новгород-Северская (позже объединена с Черниговской) губернии.
После второго (1793) и третьего (1795) разделов Речи Посполитой к черте оседлости добавились новые территории: Волынь, Подолия, Киевская губерния, Литва (Виленская и Гродненская губернии), Белостокская область.
В 1804 году границы черты были официально закреплены, в неё вошли 15 губерний, включая Бессарабию, Курляндию и другие регионы.
Изначально черта оседлости не имела чёткого административного оформления. Это была реакция на просьбы русских купцов, которые жаловались на конкуренцию с еврейскими торговцами. Евреям запрещалось селиться в центральных губерниях России (например, в Москве, Санкт-Петербурге), но разрешалось жить в городах и местечках на присоединённых землях. В сельской местности проживание ограничивалось запретом на аренду землю у христиан (этот запрет усилили в 1804 году).
Евреи получили статус "инородцев" с ограниченными правами. Им запрещалось занимать государственные должности, владеть землёй, жить в сельской местности (за исключением аренды).
“При Александре I евреи оказались в ловушке между обещаниями интеграции и реальностью дискриминации. Это время стало переломным: община начала искать пути выживания — через образование, эмиграцию или участие в будущих революционных движениях”.
Во времена правления Александра I (1801–1825) положение евреев в Российской империи было сложным и противоречивым. С одной стороны, император, находившийся под влиянием идей Просвещения, пытался провести реформы для интеграции евреев в общество. С другой - сохранялись жёсткие ограничения. Однако Иуда Лейба Невахович, “автор первого литературного произведения, написанного евреем по-русски, в 1803 году писал, “как евреи благодарны правительству за благодеяния в отношении евреев, и наше положение в империи благоприятнее, чем где-либо в Европе”.
Позже политика царя стала и вовсе репрессивной. “Положение о евреях 1804 года” - этот документ стал главным законом, регулировавшим жизнь еврейской общины. Евреям разрешили открывать светские школы и учиться в гимназиях и университетах. Целью было «просвещение» через русский язык и культуру, чтобы ослабить традиционную религиозную замкнутость. Они получили право заниматься ремёслами и торговлей, но им запретили арендовать землю у помещиков и жить в сельской местности. Это выталкивало еврейское население в города, где они сталкивались с конкуренцией и бедностью. Выезд за пределы черты оседлости допускался только для купцов 1-й гильдии или выпускников университетов.
Александр I надеялся, что евреи станут “полезными подданными”, если откажутся от “предрассудков”, что на деле означало принуждение к ассимиляции. Например, власти пытались контролировать религиозные школы (хедеры), требуя преподавания на русском или немецком языках.
Лишение права арендовать землю обрекло многих евреев на нищету. Раньше они часто работали посредниками между крестьянами и помещиками, но теперь их вытеснили в перенаселённые города, где работы не хватало. С них взимали двойные налоги по сравнению с христианами. Например, за право носить традиционную одежду (позже это стало поводом для штрафов).
К концу правления Александра I политика стала жёстче, особенно после 1812 года. Война с Наполеоном усилила подозрительность власти к “инородцам”. В 1820-х годах евреев начали принудительно записывать в рекруты, хотя массовый набор детей-кантонистов (с 12 лет) развернулся уже при Николае I.
В это же время евреев начали выгонять из сёл, даже если они там жили десятилетиями. Власти подозревали еврейские общины в укрывательстве беглых крепостных или дезертиров, что использовалось как предлог для репрессий.
В итоге реформы Александра I не достигли целей: ассимиляция провалилась из-за недоверия с обеих сторон. Часть общины стремилась к интеграции, изучала русский язык и культуру. Другие, напротив, замыкались в традиционном укладе, видя в реформах угрозу вере. Начали формироваться первые кружки еврейского Просвещения (Хаскала). Экономические ограничения усилили бедность, а запреты спровоцировали рост эмиграционных настроений.
Николай I за годы своего правления (1825–1855) ужесточил политику: увеличил рекрутские наборы, запретил на традиционную одежду, закрывал синагоги в сельской местности.
При Александре II (1855–1881) произошла частичная либерализация. Купцам 1-й гильдии, выпускникам университетов, ремесленникам разрешено было селиться вне черты оседлости и это привело к росту еврейской интеллигенции. Они стали участие в общественной жизни, появилась пресса на идише и иврите.
Александр III (1881–1894) запретил евреям селиться в сёлах, приобретать недвижимость вне городов, ввел ограничение приёма евреев в университеты (не более 10% в черте оседлости, 5% вне её.
При Николае II (1894–1917) положение евреев в Российской империи оставалось крайне тяжёлым. Евреям по-прежнему запрещалось селиться за пределами 15 западных губерний, кроме купцов 1-й гильдии, выпускников университетов, ремесленников, но они сталкивались с бюрократическими препонами.
Принятые при Александре III "Майские законы 1882 года" сохраняли силу. Евреям запрещалось:
- Арендовать или покупать землю в сельской местности.
- Селиться в деревнях, даже внутри черты оседлости.
- Торговать по воскресеньям и христианским праздникам.
Оставались в силе образовательные квоты, что вынуждало многих талантливых молодых людей уезжать учиться за границу или искать обходные пути (например, крещение). Евреи не могли занимать государственные должности, служить в армии на офицерских должностях, работать адвокатами без особого разрешения, владеть фабриками в сельской местности, их вытесняли из банковской сферы.
Один из самых кровавых эпизодов еврейской российской истории - Кишинёвский погром 1903 года. За два дня толпа при попустительстве властей убила около 50 евреев, сотни были ранены, разграблены дома и магазины. Антисемитизм превратился в инструмент политики.
После издания Манифеста 17 октября 1905 года с обещанием гражданских свобод по стране прокатилась уже волна погромов. В них участвовали черносотенцы и сторонники монархии, обвинявшие евреев в революции.
В перенаселённых городах в черте оседлости (например, в Бердичеве, Вильно, Одессе) царила бедность.
Многие евреи работали за гроши портными, сапожниками, мелкими торговцами. Несмотря на давление, большинство евреев сохраняли веру и традиционный уклад. Действовали хедеры (школы), иешивы (религиозные академии), синагоги. Но с 1881 по 1914 год около 2 млн евреев уехали из России — в основном в США, Канаду, Аргентину и Палестину. Это была одна из крупнейших волн миграции в истории.
В Первую мировую войну евреев массово выселяли из прифронтовых зон, обвиняя в шпионаже в пользу Германии.
В итоге в 1917 году евреи активно поддержали свержение монархии. Временное правительство отменило черту оседлости, но реальные изменения принесли большевики, запретившие антисемитизм на законодательном уровне.
“Несмотря на репрессии, к 1917 году еврейская община дала империи выдающихся учёных (Лев Ландау), писателей (Шолом-Алейхем), предпринимателей (семья Гинцбург) - но всё это вопреки, а не благодаря политике властей”.
В 1934 году СССР учредил Еврейскую автономную область на Дальнем Востоке, в районе рек Бира и Биджан.
Это была попытка власти создать национальные автономий для народов СССР в общем и предложить евреям территорию вместо Палестины, в частности. Также выполнялась задача освоения Дальнего Востока, заселения малообитаемого региона. Официальными языками области были идиш и русский. В 1928 году началось массовое переселение евреев в Биробиджан, но к 1939 году они составляли лишь 16% населения из-за сурового климата, плохой инфраструктуры и репрессий 1930-х. После 1945 года сюда переселили часть выживших в Холокосте, но многие уехали в 1970–1990-х. Проект не стал “еврейским домом”, сегодня евреи составляют менее 1% населения ЕАО, но область сохраняет символический статус.