// Многонациональная Россия

Евреи

Евреи
Численность народа: 82644

Хазарский каганат был мощным государством - контролировал степи, торговые пути и брал дань с соседей. “...Я живу у реки по имени Итиль [Волга]... Мои владения простираются до реки Бузан [Дон?], что на западе, и до Грузии на юге... Страна моя не получает дождей, но полна рек, где растут виноградники, сады и плоды всякие...” - писал хазарский царь Иосиф еврейскому сановнику в Кордове Хасдаю ибн Шапруту около 960 года.

В 8-9 веках часть элита Хазарского каганата приняла иудаизм. В государстве, находящемся  между христианской Византией и мусульманским Арабским халифатом, принятие иудаизма позволило избежать давления со стороны соседей и сохранить независимость. Хазары контролировали ключевые торговые пути, а иудаизм был религией многих купцов в регионе и принятие его могло укрепить экономические связи. Для кагана и остальной знати, возможно, это было связано с желанием укрепить власть через уникальную религию, которая не ассоциировалась с врагами. 

О хазарском иудаизме упоминают арабские летописцы и “Кембриджский документ” (письмо хазарского царя Иосифа X века):  

«...И приснился царю нашему [Булану] сон, будто предстал перед ним ангел и сказал ему: "Твои намерения угодны Творцу, но дела твои неугодны". И взял Булан тогда [священников-идолопоклонников], христиан и мусульман, и стал спрашивать их о вере...

И сказал Булан мудрецу израильтян: "Я знаю, что Бог Израиля велик... но я связан обетом с этими идолопоклонниками. Если ты примешь их веру, я последую за тобой".

И сказал мудрец: "Мы верим в Бога Авраама, Исаака и Израиля, Который вывел сынов Израиля из Египта... И мы соблюдаем Его законы".

И решил Булан принять иудаизм, и обрезал себя, и весь его дом, и весь народ его земли…”

Это было уникальное религиозно-политическое событие, когда нееврейский народ массово принял иудаизм.

Киевская Русь, тогда ещё молодая, платила хазарам мехами и серебром. Но к 10 веку Русь окрепла. Князья русские планировали избавиться от хазарской власти и самим контролировать богатые речные пути, особенно Волгу, по которой шли товары из Европы в Азию.  Планировать - планировали, но собрался и сделал это  Святослав, сын княгини Ольги. Он был воином до мозга костей. В 960-х годах он собрал дружину и пошёл на восток  громить хазар. Сначала взял крепость Саркел на Дону, которую хазары построили, чтобы защищаться от кочевников. Потом двинулся в самое сердце Хазарии — город Итиль, их столицу на Волге. Итиль был богатым: там торговали шелком, рабами, мехами. Святослав разорил его, а заодно и другой важный город — Семендер на Кавказе.  

Хазарская армия сильна была раньше конницей и союзами с кочевниками, но к 10 веку соседи - печенеги и гузы - стали врагами. В самой Хазарии элита ссорилась, простой народ не слишком поддерживал иудейских правителей.  Святослав же действовал быстро и жестоко — его дружина не давала хазарам опомниться.  

После этих походов Хазарский каганат рассыпался, Следы еврейской общины постепенно исчезли, но отдельные иудеи остались в регионе и стали первыми евреями (хотя и не этническими) на территории Руси.

Следующий этап приходится уже на 18 век. В Московском же царстве 16-17 веков были запреты на проживание евреев, связанные с религиозной нетерпимостью и политической подозрительностью. Московское государство считало себя Третьим Римом - защитником православия. Евреев воспринимали как “богоубийц” (из-за евангельского сюжета о распятии Христа) и потенциальных еретиков.  Боялись, что они будут обращать православных в свою веру или распространять ложные учения. Иван Грозный так и заявил:  

“Жидам ездити в Россию не позволю, потому что они враги Христовы и отравные зелья в наши земли привозят”. 

В Смутное время в начале 17 века некоторые евреи поддерживали Лжедмитриев, что усилило недоверие и в 1727 году императрица Екатерина I издала указ: 

“Жидов… в Россию ни для чего не впускать, разве кто из них захочет принять христианскую веру”. 

Даже купцам-евреям запрещали селиться в Москве, а тех, кто тайно проникал, высылали или насильно крестили. В народе ходили мифы, что евреи занимаются **ростовщичеством, похищают детей для «кровавых ритуалов и используют магию, чтобы вредить христианам.  

Однако в 1772 году  империя присоединила земли Речи Посполитой (Польша, Литва, Беларусь, Украина), где уже жили сотни тысяч евреев. В Европе в Средние века евреев тоже изгоняли из Англии, Испании, Франции, обвиняя в ересях, “отравлении колодцев”, “убийствах христианских детей” и других мифических преступлениях. Волны погромов заставляли их искать убежище,  а в Речи Посполитой “терпимо относились к иноверцам”. Калишский статут (привилегия 1264 года) давал им защиту жизни, имущества и свободы веры.  У евреев было право создавать автономные общины - кагалы со своими школами, судами и налогами.  Польские короли и шляхта приглашали евреев, чтобы те развивали города и торговлю:  

- управляли поместьями, корчмами, мельницами, 

- занимались ремёслами, кредитованием, международной торговлей (особенно зерном), 

- платили налоги и не конкурировали за власть, как местные купцы.

В 17 веке в Речи Посполитой жило около 80% всех евреев мира - почти 750 тысяч человек. Здесь возник уникальный идиш* — смесь немецкого, славянских языков и иврита,  развивались религиозные школы и традиции (хасидизм зародился именно здесь).  

К моменту разделов Польши в 1772–1795 годах именно здесь оставалась крупнейшая еврейская община мира, которую позже “унаследовала” Российская империя.  



В 1791 году Екатерина II ввела черту оседлости — территорию, за пределами которой евреям запрещалось селиться. На тот момент она охватывала два основных региона, которые уже находились под контролем Российской империи:

Могилёвская и Полоцкая (позже вошла в состав Витебской) губернии; 

Черниговская и Новгород-Северская (позже объединена с Черниговской) губернии.  

После второго (1793) и третьего (1795) разделов Речи Посполитой к черте оседлости добавились новые территории: Волынь, Подолия, Киевская губерния, Литва (Виленская и Гродненская губернии), Белостокская область.  

В 1804 году границы черты были официально закреплены, в неё вошли 15 губерний, включая Бессарабию, Курляндию и другие регионы.  

Изначально черта оседлости не имела чёткого административного оформления. Это была реакция на просьбы русских купцов, которые жаловались на конкуренцию с еврейскими торговцами.  Евреям запрещалось селиться в центральных губерниях России (например, в Москве, Санкт-Петербурге), но разрешалось жить в городах и местечках на присоединённых землях.  В сельской местности проживание ограничивалось запретом на аренду землю у христиан (этот запрет усилили в 1804 году).  

Евреи получили статус "инородцев" с ограниченными правами. Им запрещалось занимать государственные должности, владеть землёй, жить в сельской местности (за исключением аренды).  

“При Александре I евреи оказались в ловушке между обещаниями интеграции и реальностью дискриминации. Это время стало переломным: община начала искать пути выживания — через образование, эмиграцию или участие в будущих революционных движениях”.

Во времена правления Александра I (1801–1825) положение евреев в Российской империи было сложным и противоречивым. С одной стороны, император, находившийся под влиянием идей Просвещения, пытался провести реформы для интеграции евреев в общество. С другой - сохранялись жёсткие ограничения. Однако Иуда Лейба Невахович, “автор первого литературного произведения, написанного евреем по-русски, в 1803 году писал, “как евреи благодарны правительству за благодеяния в отношении евреев, и наше положение в империи благоприятнее, чем где-либо в Европе”.

Позже политика царя стала и вовсе репрессивной. “Положение о евреях 1804 года” - этот документ стал главным законом, регулировавшим жизнь еврейской общины. Евреям разрешили открывать светские школы и учиться в гимназиях и университетах. Целью было «просвещение» через русский язык и культуру, чтобы ослабить традиционную религиозную замкнутость.  Они получили право заниматься ремёслами и торговлей, но им запретили арендовать землю у помещиков и жить в сельской местности. Это выталкивало еврейское население в города, где они сталкивались с конкуренцией и бедностью.  Выезд за пределы черты оседлости допускался только для купцов 1-й гильдии или выпускников университетов.  

Александр I надеялся, что евреи станут “полезными подданными”, если откажутся от “предрассудков”, что на деле означало принуждение к ассимиляции. Например, власти пытались контролировать религиозные школы (хедеры), требуя преподавания на русском или немецком языках. 

Лишение права арендовать землю обрекло многих евреев на нищету. Раньше они часто работали посредниками между крестьянами и помещиками, но теперь их вытеснили в перенаселённые города, где работы не хватало.  С них взимали двойные налоги по сравнению с христианами. Например, за право носить традиционную одежду (позже это стало поводом для штрафов).  

К концу правления Александра I политика стала жёстче, особенно после 1812 года. Война с Наполеоном усилила подозрительность власти к “инородцам”. В 1820-х годах евреев начали принудительно записывать в рекруты, хотя массовый набор детей-кантонистов (с 12 лет) развернулся уже при Николае I.  

В это же время евреев начали выгонять из сёл, даже если они там жили десятилетиями. Власти подозревали еврейские общины в укрывательстве беглых крепостных или дезертиров, что использовалось как предлог для репрессий.

В итоге реформы Александра I не достигли целей: ассимиляция провалилась из-за недоверия с обеих сторон.  Часть общины стремилась к интеграции, изучала русский язык и культуру. Другие, напротив, замыкались в традиционном укладе, видя в реформах угрозу вере. Начали формироваться первые кружки еврейского Просвещения (Хаскала). Экономические ограничения усилили бедность, а запреты спровоцировали рост эмиграционных настроений.  

Николай I за годы своего правления (1825–1855) ужесточил политику: увеличил рекрутские наборы, запретил на традиционную одежду, закрывал синагоги в сельской местности.  

При Александре II (1855–1881) произошла частичная либерализация. Купцам 1-й гильдии, выпускникам университетов, ремесленникам разрешено было селиться вне черты оседлости и это привело к росту еврейской интеллигенции. Они стали участие в общественной жизни, появилась пресса на идише и иврите.  

Александр III (1881–1894) запретил евреям селиться в сёлах, приобретать недвижимость вне городов, ввел ограничение приёма евреев в университеты (не более 10% в черте оседлости, 5% вне её. 

При Николае II (1894–1917) положение евреев в Российской империи оставалось крайне тяжёлым. Евреям по-прежнему запрещалось селиться за пределами 15 западных губерний, кроме купцов 1-й гильдии, выпускников университетов, ремесленников, но они сталкивались с бюрократическими препонами.

Принятые при Александре III "Майские законы 1882 года" сохраняли силу. Евреям запрещалось:  

   - Арендовать или покупать землю в сельской местности.  

   - Селиться в деревнях, даже внутри черты оседлости.  

   - Торговать по воскресеньям и христианским праздникам.  

Оставались в силе образовательные квоты, что вынуждало многих талантливых молодых людей уезжать учиться за границу или искать обходные пути (например, крещение). Евреи не могли занимать государственные должности, служить в армии на офицерских должностях, работать адвокатами без особого разрешения, владеть фабриками в сельской местности, их вытесняли из банковской сферы.  

Один из самых кровавых эпизодов еврейской российской истории - Кишинёвский погром 1903 года. За два дня толпа при попустительстве властей убила около 50 евреев, сотни были ранены, разграблены дома и магазины. Антисемитизм превратился в инструмент политики.  

После издания Манифеста 17 октября 1905 года с обещанием гражданских свобод по стране прокатилась уже волна погромов. В них участвовали черносотенцы и сторонники монархии, обвинявшие евреев в революции.  

В перенаселённых городах в черте оседлости (например, в Бердичеве, Вильно, Одессе) царила бедность. 

Многие евреи работали за гроши портными, сапожниками, мелкими торговцами.  Несмотря на давление, большинство евреев сохраняли веру и традиционный уклад. Действовали хедеры (школы), иешивы (религиозные академии), синагоги.  Но с 1881 по 1914 год около 2 млн евреев уехали из России — в основном в США, Канаду, Аргентину и Палестину. Это была одна из крупнейших волн миграции в истории.

В Первую мировую войну евреев массово выселяли из прифронтовых зон, обвиняя в шпионаже в пользу Германии. 

В итоге в 1917 году евреи активно поддержали свержение монархии. Временное правительство отменило черту оседлости, но реальные изменения принесли большевики, запретившие антисемитизм на законодательном уровне.  

“Несмотря на репрессии, к 1917 году еврейская община дала империи выдающихся учёных (Лев Ландау), писателей (Шолом-Алейхем), предпринимателей (семья Гинцбург) - но всё это вопреки, а не благодаря политике властей”.  

В 1934 году СССР учредил Еврейскую автономную область на Дальнем Востоке, в районе рек Бира и Биджан. 

Это была попытка власти создать национальные автономий для народов СССР в общем и  предложить евреям территорию вместо Палестины, в частности. Также выполнялась задача освоения Дальнего Востока, заселения малообитаемого региона. Официальными языками области были идиш и русский. В 1928 году началось массовое  переселение евреев в Биробиджан, но к 1939 году они составляли лишь 16% населения из-за сурового климата, плохой инфраструктуры и репрессий 1930-х.  После 1945 года сюда переселили часть выживших в Холокосте, но многие уехали в 1970–1990-х. Проект не стал “еврейским домом”, сегодня евреи составляют менее 1% населения ЕАО, но область сохраняет символический статус.