Численность народа: 100 000
Греческая диаспора России – одна из старейших в мире.
Как мы помним, греческие колонии в Северном Причерноморье были основаны в эпоху ранней античности. Крупнейшими среди них были Ольвия (на берегу Днепро–Бугского лимана), Херсонес (вблизи современного города Севастополя), Феодосия, Пантикапей (современный город Керчь), Фанагория (у современной станицы Сенная на Таманском полуострове), Гермонасса (современный город Тамань). Одновременно с этими городами возникали другие, более мелкие поселения. Античные центры в Северном Причерноморье просуществовали около 1000 лет.
Греки были первыми иностранцами, прибывшими в Москву и поселившимися здесь на постоянное жительство. В XIV веке греков, или, как их тогда называли, «гречинов», проживало в Москве много, их компактное поселение занимало значительное пространство между улицами Никольской и Ильинской, а вблизи от кремля возник греческий монастырь св. Николая. В начале XV века князь Дмитрий Донской пригласил в Москву Феофана Грека, где тот руководил росписями Благовещенского собора в Кремле.
«Его кистью написан ряд замечательных икон, среди которых (предположительно) знаменитая Богоматерь Донская, ставшая национальной святыней России. Перед нею молился Иван Грозный, отправляясь в поход на Казань».
Еще один Грек – Максим приехал в Москву в 16 веке, по приглашению Василия III. Его задачей был перевод Толковой Псалтири. После завершения работы Максим Грек попросил разрешения вернуться на Афон, но его не отпустили, поскольку оставалась необходимость в переводе других книг. При этом монах «участвовал в спорах между иосифлянами и нестяжателями, встав на сторону последних. Выступал против монастырского землевладения и критиковал быт русского духовенства. За сближение с оппозиционными церковными кругами был осужден на соборах 1525 и 1531 гг. и сослан в монастырь. Оставил обширное литературное наследие, в частности, богословские рассуждения, статьи по грамматике и лексикографии».
Иеромонах и церковный деятель Арсений Грек приехал в Москву в середине 17 века вместе с патриархом иерусалимским. По поручению патриарха Никона руководил исправлением и переводом богослужебных книг. Открыл в Московском Кремле греко-латинскую школу для обучения греческому и латинскому языкам. В 1662 г. по обвинению в ереси был осуждён и сослан в Соловецкий монастырь.
Активное участие греков в религиозной жизни Руси не удивительно, ведь христианство было принято князем Владимиром именно по греческому образцу: «русские считают греков за людей более святых и благочестивых, чем они сами».
Впоследствии взаимодействие перестало носить только религиозный характер. Греки занимались в России наукой, торговлей, медициной, несли военную службу. Еще при Петре I именно греки были главными иностранцами в России, до поворота его интересов в сторону Западной Европы.
Массовый приток греков на сегодняшние российские территории связан с взятием турками Константинополя в середине 15 века. Сама Русь в 15 веке для иммигрантов «… не являлась некой особой точкой притяжения: несмотря на единую веру, бывшие подданные Византийской империи вполне оправданно считали Великое княжество Московское неудачно расположенным в географическом отношении, неблагоприятным в отношении климата, экономически отсталым и социально чуждым себе. С другой стороны, и Великие князья - по крайней мере, до начала XVI в. – не стремились привлечь на свои земли греков и использовать их таланты земледельцев или пополнять ими свои войска». Лишь после брака Софии Палеолог с Иваном III в 1472 году число греков в Московии несколько увеличивается, а с провозглашением патриаршества на Руси Вселенским Патриархом Иеремией II иммиграция выходит на новый уровень. Крымские же греки всегда поддерживали тесные связи с Московией.
Через 200 лет Петр I, а потом и Екатерина II пытались объединить христианские народы Юго-восточной Европы и Кавказа в ходе русско-турецких войн. По разным оценкам на новые места проживания пришло до 30 000 греков. Отчасти причиной стали те привилегии, которыми Россия наделила греческих граждан своего государства. Петр I и его преемница всячески поддерживали переселение христиан в различные пограничные области, особенно в «проблемные, где до того господствовала мусульманская вера».
«Кучук-Кайнарджикский мирный договор особым пунктом предусматривал возможность свободного переселения с турецких территорий христианских семейств в Новороссию. Первым с призывом осуществить это переселение к грекам обратился Алексей Орлов, глава русского войска. Однако его воззвание не убедило понтиев, и они послали новое посольство – на сей раз в Петербург к самой императрице, чтобы еще раз обсудить условия переселения. Результатом этого обращения стал указ Екатерины Великой от 28 марта 1775 г., в котором подробно перечислялись условия, на которых греческие переселенцы могли приезжать в Керчь и Геникале».
Гораздо охотнее греки переселялись в российское Закавказье. Первые переселения греков в эти области относятся еще к концу XVIII в, когда их приглашали сюда грузинские цари для работы в ювелирных мастерских. Однако настоящие «исходы» греков в Закавказье начинаются после присоединения Грузии к России в 1801 году. С начала 19 века и вплоть до Октябрьской Революции их число все увеличивалось. Они переезжали на земли, где могли продолжать заниматься земледелием и своими традиционными ремеслами. Во второй половине столетия переселение христиан происходило неуклонно. «Немаловажную роль в этом играла и возобновленная русским правительством с новой силой программа по привлечению новых поселенцев на свои территории: каждому из них, независимо от возраста и пола, при пересечении границ Российской империи немедленно выдавалось 5 серебряных рублей на подъем. Даже Франция и Великобритания уже начали бить тревогу в связи с этим: из-за ухода опытных в мореплавании и торговле греков с мест своего исконного проживания под угрозой оказалось само существование налаженных торговых путей в Черном море».
Нынешнее греческое население изначально появилось на российских территориях во второй половине XIX в., затем под влиянием разных исторических процессов численность греков значительно сократилась. Сейчас в России проживает больше 100 000 греков, в основном в Ставропольском и Краснодарском краях.