Арабский путешественник Ибн Фалдан, в первой половине 10 века путешествовавший по Волге и посетивший Волжскую Булгарию, сообщал «синдийце», проводившем торговые операции на волжско-каспийском торговом пути. Другой автор примерно в то же время отмечал: «у них [русов] обычаи, подобные обычаям индийцев».
Это первые упоминания об индийцах в русских землях. Гораздо более активная русско-индийская жизнь фиксируется уже в 16-17 веках, однако и в промежуток между 10 и 16 веками некоторые достижения из Индостана доходили до Древнерусского государства. Так, транзитом через страны Средней Азии до нас дошли шахматы, которые стали популярнымм среди князей. В греческом переводе византийских книжников попадали на Русь сочинения античных и раннехристианских авторов, в которых встречались фантастические рассказы об Индии и история похода на эту страну Александра Македонского. “Образы, связанный с этой далёкой страной, довольно прочно входили в культурный код Древней Руси. Так, например, фразеологизм «постимся, как рахмане» или прилагательное «рахманный» («смиренный») пошёл от названия высшей индуистской касты”- брахманов.
То, что принято мы сейчас называем кастой, обозначалось словом “варна”, что с санскрита переводится как качество, цвет, категория. Варны делятся на четыре категории:
-
брахманы — жрецы, ученые,
-
кшатрии — воины, правители,
-
вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы
-
шудры — слуги, наемные рабочие
Кастовая система до сего дня накладывает жесткий отпечаток на устои, традиции, психологию, образ мышления индийцев. Принадлежность к касте определяет все. Внутри касты рождаются, воспитываются, вступают в брак, дают имена своим детям, обучают их, сообщают им специальные знания. Все ритуальные церемонии носят внутрикастовый характер, включая посмертное сожжение или погребению.
Из книг на Руси сложилось представление об Индии, как о фантастической стране, населённой не менее фантастическими животными. Богатые города, экзотическая природа – все эти атрибуты часто присутствовали в сочинениях, которые переводили славянские книжники. Однако свидетельств о непосредственных путешествиях русских в Индию не было до 15 века.
А на рубеже 16 - 17 веков начался интенсивный обмен купцами. В 17 веке на постоянной основе появляются индийские купцы в Астрахани. “В 1649 году в городе появляется специальный индийский двор, а за два года до этого Алексей Михайлович предписывал астраханским воеводам строго охранять интересы иноземцев”. На территории подворья действовал индуистский храм. Индийцам было дозволено совершать религиозные обряды в соответствии с их традициями и обычаями, из царской казны им предоставлялись ссуды, они платили небольшой оброк и были освобождены от других податей и каких-либо повинностей
Купцы купцами, но они мигрировали как птицы. А откуда взялись индийцы, остававшиеся жить в России?
В сети попался интересный документ: “...можно обратить внимание на трагическую судьбу «индейской нации новокрещенца Павла Павлова». Состоявший «в Ындейской земле» при слоновьем дворе, он в 1739 году попал вместе со своими слонами в персидский плен, а затем все с теми же слонами в качестве пленного был переправлен в Российское государство «ко двору ея и.в.». В 1741 слонов отправили в Петербург, а злополучный слоновод вместе с персидским послом возвратился в Москву, где «по желанию своему, отошед от того персидского посла, приняв христианскую веру, и крестился, и после того крещения живет он в Москве...»” Новокрещенец Павлов подал прошение, суть которого состояла в том, “чтобы вернуться к своим слонам (скорее всего, ради заработка), а за крещение вознаградить и «определить на пропитание надлежащим жалованием». В этом случае крещение, во-первых, оказывается средством спасения из плена, а во-вторых, предполагает некое материальное вспомоществование”.
По данным переписи населения к 1897 году в Российской империи насчитывалось 312 человек, “родным языком для которых являлось индусское наречие”. По Всероссийской переписи населения 2020 года в Российской Федерации проживают 7667 индийцев. По данным Ассоциации индийцев в России, в стране проживает около 30 000 зих земляков, 15 000 из которых проживают в Москве. Московскую диаспору можно разделить на две большие группы: пожилых индийцев и студентов
Живущие сегодня в России индусы считают, что, у русских и индийцев есть много общего: например, желание разделять и праздновать важные события с близкими людьми. Есть сходства и в языках — в русском и хинди множество похожих по звучанию и значению слов.
Если говорить о различиях, то кастовость индийской системы жизни - основное из них.
В Индии более 2 тысяч каст. “Кастовый строй уподобляет индийское общество улью с горизонтальными слоями сотов. Каждый слой был столетиями изолирован от другого системой запретов взаимного общения и, главное, перемены профессии, и каждая ячейка каждого слоя изолирована от соседней ячейки запретами взаимных браков”. Представители каст разных уровней не могут общаться друг с другом “ есть вместе, пить из их рук, курить вместе, смотреть на их женщин, разрешать своим детям играть с их детьми …
Сами индийцы философски относятся к своей многовековой системе. Они считают, что каста — это профессия. “Каждому своя от бога досталась: кто-то штаны шьет, кто-то их стирает, а кто-то книжки умные пишет». Касту действительно в течение многих веков определяла, прежде всего, профессия, которая переходила от отца к сыну и не менялась на протяжении жизни десятков поколений.
“Испокон веков в индийской деревне живут наряду с членами земледельческих каст члены ремесленных, без чьих услуг не могут обходиться крестьяне. Так, обязательной фигурой каждой деревни является горшечник. Целый день, от зари до зари, вертится на его дворе тяжелый гончарный круг, возле которого, как прикованный, сидит на корточках он сам — виртуоз своего дела. … Его сын тут же. В пять-шесть лет он будет помогать отцу раскручивать гончарный круг, месить глину, формовать и подавать ему комья — заготовки. А в десять уже сам сядет на корточки возле круга и станет повторять движения отца, станет сам создавать вещи и относить их заказчикам”.
Взаимозависимость представителей разных каст тоже формировалась веками.У каждого ремесленника, как и у каждого брахмана, есть исстари определенный круг семей, прибегающих к его услугам. Ни та, ни другая сторона не могла беспричинно порвать установленные связи и вступить в такие же деловые отношения с другими семьями. “Если такое случалось, то сразу же вмешивался кастовый панчаят — выборное правление касты — и привлекал виновных к самой строгой ответственности. И такие формы отношений, такие производственные связи служили в течение многих сотен лет основой, схемой, на которой строилась и в которую укладывалась вся многосторонняя жизнь любого поселения.
Каждая каста живет в соответствии со своей дхармой — с тем сводом традиционных религиозных предписаний и запретов, создание которого приписывается богам, божественному откровению ”.