// Многонациональная Россия

Киргизы

Киргизы
Численность народа: 103 422

В Китайских хрониках династии Хань и Тан кыргызы (хягасы) упоминаются как кочевой народ, живший в районе Саяно-Алтая и верховьях Енисея (современные Тува и Хакасия).  В 201 году до нашей эры енисейских киргизов они описывают как воинственных всадников, поклонявшихся «богу грома».  Согласно описанию этих, а позднее арабских и персидских источников, кыргызы были европеоидами с рыжими волосами и голубыми глазами. Исследования ДНК показывают, что древние кыргызы были смешанного происхождения: тюркского, самодийского (угорские народы) и индоевропейского (скифо-сакские племена).

Китайцы  утверждали, что пракиргизы “обожествляли первопредка, рождение которого возводили к соитию бога с коровой в пещере”.  

Во 2–1 веках до нашей эры предки кыргызов из Северо-Западной Монголии поэтапно переселялись на Средний Енисей.  В долине реки Енисей обнаружены древние захоронения кыргызской знати с каменными стелами, оружием и золотыми украшениями,   а петроглифы Саяно-Алтая и Тянь-Шаня изображают сцены охоты, войны и ритуалов древних кыргызов. В это время  кыргызы представляли собой высший правящий род на Саяно-Алтае. Они считали себя наследниками власти хунну над Южной Сибирью. 

В 9 веке хягасы разгромили Уйгурский каганат, установив контроль над Центральной Азией и создав собственное государство. Их Кыргызский каганат простирался от Байкала до Тянь-Шаня.

После распада Кыргызского каганата в 10 веке и монгольских завоеваний 13 века часть кыргызов начала мигрировать на юг - в горы Тянь-Шаня. На новом месте эта часть ассимилировалась с тюркскими племенами и монгольскими группами, что повлияло на язык и культуру. Оставшаяся часть стала прародителями хакасов и шорцев.

В этом месте у историков начинаются расхождения во мнениях. Гипотеза о прямом переселении кыргызов с Енисея на Тянь-Шань доминировала долгое время, однако:

  1. Археолог Д.Г. Савинов доказал, что переселение шло из Саяно-Алтайского региона и Джунгарии в XIII веке, причем мигранты уже были носителями смешанной культуры, отличной от енисейских кыргызов.  

  2. Ч.Ч. Валиханов в XIX веке утверждал, что кыргызы всегда населяли Тянь-Шань, совершая сезонные перекочевки до Алтая.

  3. "В 15 - 17 веках под давлением Джунгарского ханства часть кыргызов мигрировала в Ферганскую долину, но после падения Джунгарии в 18 веке вернулась на Тянь-Шань, завершив процесс этногенеза".

Современные исследования показывают, что кыргызы это отдельные группы, объединённые лишь этнонимом.

Скорее всего, правы те историки, которые говорят о том, что как народ кыргызы сформировались благодаря смешению индоевропейских кочевников - скифов, саков, усуней, с тюркскими племенами енисейских кыргызов, карлуков, кипчаков, с потомками войск Чингисхана и джунгарами и с местным населением Тянь-Шаня, представлявшими собой осколки древних иранских и тюркских народов.

Тем не менее мы в 17–18 веках мы уже имеем сформировавшийся этнос. Кыргызы, попав под власть джунгар (ойратских монголов), сплотили разрозненные племена. После разгрома Джунгарии Китаем в 1758 году кыргызы стали данниками Цинской империи.  

Первые попытки киргизов установить официальные связи с Россией относятся к концу 18 века.  

Процесс вхождения Киргизии в состав России был длительным из-за родоплеменной и территориальной разобщённости киргизов и постоянных племенных междоусобиц.  

Первыми в 1855 году к России примкнули прииссыккульские киргизы - группа племён, исторически проживавших в районе озера Иссык-Куль. Несмотря на миф о “чистых кочевниках”, прииссыккульцы совмещали скотоводство с земледелием. Например, в Чуйской долине до 95% хозяйств занимались выращиванием зерновых ещё до XX века. В 18-19 веках прииссыккульские киргизы находились под гнётом Кокандского ханства. Кокандцы возводили крепости для контроля над регионом и сбора налогов, что вызывало сопротивление местного населения. В 1842 году прииссыккульцы разрушили кокандские укрепления, а к 1855 году окончательно освободились от власти ханства, после чего около 10 тысяч юрт добровольно вошли в состав Российской империи. Они приняли присягу на подданство России и были включены в Алатооский округ с центром в городе Верный (ныне Алматы). Сегодня территории бывшего Алатооского округа входят в состав Иссык-Кульской и Чуйской областей Кыргызстана .

В 1862 году к России присоединились чуйские кыргызы - субэтническая группа кыргызов, исторически проживавшая в Чуйской долине на севере Кыргызстана и юге Казахстана. Их отличия от других групп кыргызов связаны с географией, хозяйственным укладом, историей и культурными особенностями. Чуйская долина - равнинный регион с плодородными почвами, умеренным климатом, что сделало её центром *земледелия*, в отличие от горных районов, где преобладало кочевое скотоводство.  Кроме того долина находилась на пересечении караванных маршрутов, что способствовало культурному и экономическому обмену. Чуйские кыргызы входили в состав крупных племенных объединений сарыбагыш и солто, игравших ключевую роль в политике региона.  Помимо этого, для чуйских кыргызов были характерны активные контакты с соседями: казахами, дунганами, а затем и с русскими, что привело к частичному культурному синтезу.  

Как и иссыккульские племена чуйские кыргызы страдали от высоких налогов, набегов и произвола кокандских правителей. В 1862 году они восстали против наместника ханства в Пишпеке, убив его и обратившись за помощью к русским властям.  В целом после поражения кокандских войск в битвах и взятии крепостей Токмак и Пишпек в 1860–1864 годах чуйцы расценивали Россию как силу, способную защитить их от дальнейших притеснений. Кроме того Чуйская долина, расположенная на пересечении караванных путей, имела стратегическое значение. Российская же империя стремилась получить доступ к рынкам Средней Азии, а кыргызы в свою очередь - к русским товарам и технологиям .  А еще Россия стремилась опередить Великобританию в борьбе за контроль над Средней Азией. Чуйская долина, как ключевой регион, стала частью этой стратегии . 

Немаловажным фактором работало и то, что вхождение в состав Российской империи должно было свести на нет междоусобную борьбу кыргызов. 

Чуйская долина вошла в состав Туркестанского генерал-губернаторства. Были основаны русские укрепления (например, Пишпек, ныне Бишкек). 

В 1863 году в состав России вошли тяньшаньские кыргызы.  В итоге к осени 1863 года Северная Киргизия, на территории которой проживала основная масса киргизов, добровольно вошла в состав России. После распада Кокандского ханства в состав России вошли и южные киргизы - субэтнос, населявший Ферганскую котловину, прилегающие к ней хребты и восточный Памир. 





Для экономического уклада жизни сформировавшегося кыргызского этноса в 17 - 19 веках был свойственен условно-кочевой скотоводческий образ жизни. Условно-кочевым его можно назвать потому, что, конечно, скот приходилось перегонять с зимних пастбищ (кыштоо - защищённые долины) на летние (джайлоо - высокогорные луга), но расстояния между ними не очень большими.

В первую очередь предпочитали разводить лошадей, овец и коз. Лошадей использовали преимущественно для верховой езды, перевозок, торговли и военных походов, овец и коз - как  источник мяса, шерсти, молока и шкур.  Из кобыльего молока делали кумыс, были в рационе и другие молочные продукты. Хорошо были развиты ремесла с использованием:

  • шкур животных, для производства седел и кухонной утвари,

  • шерсти, для производства войлока, шерстяных тканей, ковров и пр.

В высокогорных селениях разводили еще и яков. Они служили тягловой силой и источником шерсти и мяса. В более равнинных и засушливых районах в хозяйствах водились верблюды.

Скот был главным мерилом богатства и статуса. Его потеря из-за набегов, эпидемий или засухи вела к обнищанию племён. 

Земледелие считалось вспомогательной отраслью и было развито преимущественно в районах вдоль рек - в Чуйской и Ферганской долинах, где климат позволял выращивать как зерновые культуры, так и овощи с фруктами. К 19 веку под влиянием Кокандского ханства земледелие расширялось, особенно в южных районах.  Собственно, только для юга были характерны оседлые поселения, основная масса населения имела полукочевые хозяйства, совмещая скотоводство с обработкой небольших участков земли.

Местные мастера умели ковать оружие, инструменты, а наиболее искусные - создавать ювелирные украшения, преимущественно из серебра. Обработка дерева и создание, например, каркасов для юрт, сундука тоже числятся среди ремесел, которыми хорошо владели древние кыргызы. В крупных аулах даже выделялись специальные ремесленные зоны - места для кузнецов, кожевников и ткачей. 

Продукты труда хорошо обменивались на “внутренних рынках” между кочевниками и оседлыми земледельцами. Скот, шерсть, кожи, кумыс менялись на зерно, ткани, металлические изделия, чай.

“В 17 -19 веках хозяйство кыргызов оставалось преимущественно кочевым и полукочевым, основанным на скотоводстве, но включало также элементы земледелия, ремесла и торговли. Экономика адаптировалась к географическим условиям (горы Тянь-Шаня, долины Ферганы) и внешнеполитическим вызовам (джунгарское господство, экспансия Коканда и России). ”

Поселения кыргызов до XX века отражали их образ жизни, адаптированный к условиям гор Тянь-Шаня, долин и степей. 

Жили кыргызы во временных  кочевых аулах, состоявших из нескольких юрт на 5–20 семей, которых располагались вблизи водных источников и защищённых от ветра мест.  Были и полукочевые поселения, в которых сочетались юрты и постоянные постройками  типа землянок или глинобитных домов. Под влиянием Кокандского ханства в 18 - 19 веках в южных районах возникали постоянные селения с жилищами из самана или камня.  В этих селениях помимо домов были мечети, базары и ирригационные системы (арыки).

Так у северных кыргызов из Чуйской долины преобладали кочевые аулы, но к 19 веку появились смешанные поселения с земледелием.  

Для южных кыргызов из Ферганской долины с  более развитой оседлостью, свойственны были кишлаки с глинобитными домами, а в горных районах Тянь-Шаня и Памира типичными были изолированные аулы, где сохранялись архаичные формы хозяйства.

Главным жилищем кочевников была, конечно же, юрта. Основой кыргыской юрты служил каркас из деревянных решёток и жердей, который покрывался войлоком.  Юрта легко собиралась и перевозилась на вьючных животных.  Внутри она разделялась на мужскую и женскую половины с очагом в центре, над которым делали дымовое отверстие. Украшали юрту изнутри войлочными коврами и деревянной резьбой.

До начала 20 века кыргызы сохраняли родоплеменную структуру, которая базировалась на кровно-родственных связях, делении на племена, роды и кланы, а также на строгой иерархии внутри общин. Крупнейшей единицей, объединявшей несколько родов было племя - уруу, на ним шел род - урук – группа семей, происходивших от общего предка, дальше шла община -  айыл, объединявшая мелкие семейные группы, кочевавшие вместе.  Были еще кланы - тукумы - ветви внутри рода, связанные близким родством.

Кыргызы делились на три крупных объединения:  

  1. “оң канат” (правое крыло) - доминировало в северных и центральных районах Тянь-Шаня,

  2. “сол канат” (левое крыло) - занимало южные регионы и Ферганскую долину, которые, в свою очередь, включали множество племён и родов,

  3. “ичкилик” (южные кыргызы) - имели отдельную структуру, близкую к узбекско-таджикским традициям.

Основные “руководящие” задачи были возложены на манапов – родовую знать, вожди племён. Они решали споры, возглавляли военные отряды, распределяли пастбища. Так же манапы вели переговоры с соседями (казахами, кокандцами, русскими), заключали союзы. Разрешением каждодневных конфликтов занимались бии, они же судьи, они же знатоки обычного (гражданского) права - адата. Адат регулировал все стороны жизни: брак, наследование, кровную месть , компенсации за убийство и суд биев основывался на устных традициях адата, а не на шариате, хотя ислам к XIX веку усилил своё влияние.

Разумеется управление сообществом всех уровней на обходилось без “белобородых” - аксакалов, выполнявших функции старейшин, советников.  

Ниже на иерархической лестнице стояли кары-чачыны – свободные общинники, составлявшие основную массу населения.  За ними шли рабы или пленники - кул.

Земля у кыргызов считалась собственностью рода и род осуществлял 

контроль над пастбищами, водными ресурсами и маршрутами кочевий. Междоусобицы из-за скота или территорий были частыми.  Однако в случае в внешней угрозы племена объединялись в ополчение.   Правда после победы  эти объединения распадались.

“Племенная структура оставалась основой кыргызского общества, несмотря на влияние ислама, Коканда и России. Однако к 1920-м годам, с установлением советской власти, родоплеменные связи стали целенаправленно разрушаться в ходе коллективизации и создания административных единиц. Тем не менее следы этой системы сохраняются в культуре и идентичности кыргызов до сих пор”.