// Многонациональная Россия

Китайцы

Китайцы
Численность народа: 28 943

Самые первые упоминания о Китае в русских летописях относятся к началу 12 века и носят скорее легендарный и косвенный характер. Лаврентьевская летопись  "Повести временных лет"  упоминает народ "хинова" или "хинови" в разделе о "расселении народов" после потопа: "Афетово же колѣно и то: варязи, свѣи, урмане, готѣ, русь, аглянѣ, галичанѣ, волохове, римлянѣ, нѣмци, корлязи, веньдици, фряговѣ и прочии... хинова...".

Это самое раннее из известных письменных упоминаний имени, связанного с Китаем, в древнерусской литературе. "Хинова" происходит от названия северокитайской династии "Китан" . Пройдя через тюркские и монгольские языки (где "Китай" звучит как "Хитан", "Катай") это название попало на Русь. Летописец помещает "хинов" где-то на востоке, рядом с другими легендарными народами.

С расширением Монгольской империи, в состав которой вошли и русские княжества, и Китай (завоеванный монголами в 1279 году), знания о Китае становятся более реальными. В летописях 13-14 веков (например, Воскресенская летопись, содержащая более ранние своды) появляются названия: "Чини" и "Чина" от персидского "Чин", происходящего от китайской династии Цинь. Это название больше относилось к Южному Китаю. Названия "Хинь" / "Хини" остались в употреблении, но уже применительно ко всему Северному Китаю, которым правили монголы. Эти названия фигурируют в рассказах о завоеваниях Чингисхана и его потомков, о походах монгольских войск, о дани и обширности Монгольской империи. Китай воспринимался как богатая, далекая восточная страна, часть "царства" монгольских ханов.

Первые достоверные сведения о прямых русских путешественниках в Китай относятся к 15 веку и отражены уже не в летописях, а в путевых записках.Тверской купец Афанасий Никитин достиг Индии, но в своем труде упоминает и Китай ("Чина"), его товары (фарфор, шелк) и даже приводит несколько китайских слов ("чай" как "ча"), “хотя сам, вероятно, в Китай не попал, а собрал сведения в прибрежных городах Индии”.

История же появления и оседания китайцев в России длительная и сложная, охватывающая несколько веков. Первые системные контакты начались с установления границ по Нерчинскому договору 1689 года. Торговля (особенно пушниной, чаем, шелком) велась через Кяхту – главный пункт русско-китайской торговли. Постоянного китайского населения в России тогда почти не было. После Айгунского (1858) и Пекинского (1860) договоров Россия получила обширные территории на Дальнем Востоке, граничащие с Китаем. 

Началось активное освоение региона, требовавшее рабочих рук. Строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД, 1897-1903) привлекло десятки тысяч китайских рабочих (хуацяо), многие из которых остались после завершения строительства.

Так появилась "Желтороссия" (иногда "Желтая Россия"). Это была уникальная территория в Маньчжурии (северо-восток Китая), находившаяся под фактическим управлением Российской империи, а затем СССР, где сформировалась огромная и влиятельная русско-китайская община. 

Договор 1896/1898 годов предоставил России право на "полосу отчуждения" вдоль всей трассы КВЖД (около 2500 км) шириной до 30 км. Эта территория переходила под полный контроль российской администрации дороги на 80 лет.

В полосе отчуждения Россия имела:

  1. собственную администрацию (управление КВЖД во главе с назначаемым из Петербурга/Москвы управляющим (фактически губернатором) обладало всей полнотой власти: полиция, суды, налоги, образование, здравоохранение, землеустройство);

  2. вооруженные силы (охрану обеспечивали русские казачьи части и специальная железнодорожная охрана);

  3. экстерриториальность (российские законы имели приоритет над китайскими на этой территории. Здесь действовала российская почта, валюта (рубль), судебная система).

Название "Желтороссия", которое сегодня сочли бы неполиткорректным, подразумевал "российскость" территории по управлению и культуре и "желтизну" по географическому расположению в Азии и преобладанию китайского населения. 

Столицей "Желтороссии" стал Харбин. Город был основан в 1898 году как штаб-квартира КВЖД на месте маленькой китайской деревни. Строился по образцу русских городов и вырос в крупнейший центр и символ "Желтороссии".

Русская часть населения была представлена инженерами, управленцами, служащими КВЖД, военными, торговцами, ремесленниками, а после  революции еще и беженцами. Пик численности русского населения Харбина пришелся 1920-е годы и составлял примерно 200 000 человек.

Рабочие (на строительстве дороги, в городе), крестьяне (обрабатывали землю в полосе), торговцы, слуги были китайцами. Численно они всегда составляли большинство населения полосы отчуждения, особенно в сельской местности.

КВЖД была главным работодателем. Развивалась торговля (особенно экспорт сои и зерна из Маньчжурии), промышленность (мукомольная, маслобойная, ремонтные мастерские), сельское хозяйство.

Период расцвета "Желтороссии" пришелся на 1898-1917 годы. Велось активное строительство, территории активно заселялись.  В 1917-1922 годы Харбин стал одним из главных центров белого движения на Дальнем Востоке. Сюда хлынули беженцы из России. Администрация КВЖД находилась в руках белых правительств (Колчака, позже – Приамурского земского края), а Китай пытался усилить собственный контроль.

В 1924 году СССР заключил соглашение с пекинским правительством о совместном управлении КВЖД. Фактически контроль остался у советской администрации и СССР активно использовал КВЖД для влияния в Китае и поддержки китайских коммунистов. Напряженность с китайскими властями вылилась в советско-китайский конфликт 1929 года. СССР временно оккупировал часть Маньчжурии, но статус КВЖД был восстановлен.

После оккупации Маньчжурии Японией и создания марионеточного государства Маньчжоу-го в 1935 году СССР продал права на КВЖД властям Маньчжоу-го (фактически – Японии) за смехотворную сумму. Это стало концом российской/советской юрисдикции в полосе отчуждения.

Китайцы в "Желтороссии" работали на дороге, в сфере услуг, занимались сельским хозяйством. Хотя формально они были гражданами Китая, их жизнь была тесно связана с русской администрацией и экономикой КВЖД. Многие свободно говорили по-русски. Были распространены браки между русскими и китайцами, особенно среди рабочих и служащих.

Но не только в Маньчжурии… В городах Дальнего Востока (Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Чита) появились китайские кварталы с магазинами, ресторанами, чайными, мастерскими. Китайцы доминировали в мелкой торговле и сфере услуг.

К началу XX века китайская диаспора на Дальнем Востоке исчислялась десятками, а в отдельные периоды – сотнями тысяч человек. 





Во времена гражданской войны многие китайцы служили в партизанских отрядах и Красной Армии на Дальнем Востоке. Некоторые участвовали в интервенции на стороне белых. В 1920-е - начало 1930-х годов сохранялась трудовая миграция, особенно в сельское хозяйство. СССР стал центром притяжения для китайских революционеров и политэмигрантов (Коминтерн, Коммунистический университет трудящихся Китая - КУТК в Москве). Сюда переехали тысячи харбинских китайцев после продажи КВЖД Японии в 1935 году и особенно после прихода к власти коммунистов в Китае в 1949 году.

В послевоенный период китайская община в СССР была крайне малочисленной. Миграция из Китая практически отсутствовала из-за "железного занавеса" и ухудшения межгосударственных отношений. Основу общины составляли потомки дореволюционных мигрантов и харбинцев, сильно ассимилированные.

На сегодняшний день китайцы стали одной из крупнейших групп трудовых мигрантов в России. Основные сферы их занятости:

  • строительство (особенно крупные инфраструктурные проекты на Дальнем Востоке и в Сибири).

  • сельское хозяйство (выращивание овощей).

  • торговля (рынки, магазины, сейчас часто – крупные торговые центры).

  • сфера услуг (рестораны, гостиницы, логистика).

  • лесозаготовка (на Дальнем Востоке).

Китайцы концентрируются в крупных городах и на Дальнем Востоке (Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Иркутск, Чита). Там появляются места компактного проживания, китайские кварталы, бизнес-центры. 

Создаются землячества, ассоциации, культурные центры, китайские школы, рестораны, СМИ. Развиваются сети взаимопомощи.

“По данным переписи 2021 года, в России проживало 70 922 человека, указавших национальность "китаец". Однако оценочная численность (с учетом временных трудовых мигрантов и нелегалов) гораздо выше и, по разным источникам, может составлять от нескольких сотен тысяч до миллиона человек в отдельные периоды.

Китайцы, переезжавшие в Россию в разные исторические периоды, привозили с собой богатый пласт культуры, который адаптировался к новым условиям, но сохранял 核心 - ключевые традиции.

Китайская духовная практика синкретична по своей природе. Буддизм Махаяны (в форме Чистой Земли и Чань/Дзэн) - основная религия для многих китайцев, особенно из северных провинций. Они привезли практику почитания Будды Амитабхи, веру в перерождение в Чистой Земле, а также медитативные практики Чань. Китайские буддисты часто посещали и поддерживали традиционные буддийские монастыри (дацаны) в Бурятии и Калмыкии, которые исторически исповедуют тибетский буддизм (Ваджраяну). Хотя школы разные, они находятся в рамках Махаяны. Также китайцы строят свои собственные буддийские храмы и центры.

Не забыт и даосизм.  Даосские практики направлены на гармонию с природой и достижение долголетия. Сюда входит почитание даосских божеств, например, Гуань-гуна — бога войны и богатства, бога очага Цзао-ваня. Даосские алтари можно встретить в китайских ресторанах и магазинах (часто изображение Гуань-гуна). Даосские принципы Инь-Ян и идея ци (жизненной энергии) легли в основу популярности традиционной китайской медицины и боевых искусств.

Культ предков и конфуцианские ценности традиционно сохраняются внутри семей. Многие китайцы в России стараются собираться на важные праздники, почитать память усопших, строго воспитывают детей в уважении к старшим. Это внутренняя, непубличная традиция.

Для китайской культуры характерно смешение трех учений. Человек может быть одновременно буддистом, даосистом и конфуцианцем. Они используют фэн-шуй, носят амулеты и красные нити на удачу. Фэн-шуй вообще стал крайне популярен в России. Многие бизнесмены (не только китайцы) консультируются с мастерами фэн-шуй при открытии магазинов или офисов. Китайские амулеты, фигурки божков богатства (Цай-шэнь), денежные деревья и т.д. широко продаются.

Народные и светские традиции часто становятся "визитной карточкой" китайской культуры в России. 

Китайский Новый год - самый важный праздник. С ним связан комплекс традиций: уборка дома, семейный ужин с пельменями (цзяоцзы), красные конверты (хунбао) с деньгами для детей, запуск фейерверков для отпугивания злых духов. Китайские общины в крупных городах (Москва, СПб, Владивосток и др.) организуют масштабные публичные празднования с танцами львов и драконов, ярмарками, фейерверками. Это стало заметным событием в культурной жизни этих городов.

Китайская кухня - это не просто еда, а часть культурного кода. Традиции совместных трапез, уважение к повару, определенные блюда на праздники (например, лунные пряники на Праздник середины осени). 

Кухня - самое очевидное и массовое проявление китайской культуры. Китайские рестораны и сетевые точки питания есть в каждом городе, а утка по-пекински, димсамы, том-ям стали крайне популярны среди россиян.

Традиционная китайская медицина, включающая иглоукалывание, массаж, траволечение, банки и т.д,  легализована и очень популярна в России. Открыты сотни клиник и кабинетов, где работают преимущественно китайские специалисты.

Таким образом, “китайцы привезли в Россию не просто набор обычаев, а целостную, гибкую культурную систему, которая успешно интегрируется в российское общество, обогащая его и находя в нем своего потребителя и последователя”.