// Многонациональная Россия

Крымские татары

Крымские татары
Численность народа: ≈ 260 000

Крымские татары являются прямыми потомками скифов, проживавших в Крыму. “Об этом свидетельствуют сравнительные исследования - образ жизни, питание, верования, одежда, способы захоронений, язык”. 

Крым, благодаря своему географическому положению, богатству и разнообразию природных условий уже в 1-м тысячелетии до нашей эры был заселен оседлыми и полукочевыми племенами: таврами, киммерийцами, массагетами, скифами, сарматами, киммерийцами, аланами, готами, гуннами и т.д. Они смешивались друг с другом, входили в контакты с вновь прибывшими кочевниками, которые, частично оставаясь в завоеванной стране, вступали в постоянно происходивший этногенетический процесс.

В  7-8 веках , сюда пришли тюркоязычные народы: хазары, кипчаки, ногаи и расположились в северной части Крыма, а в 11-12 веках, во время сельджукских завоеваний, его южную часть освоили другие тюрки. Считается, что “основные процессы консолидации происходили в пределах Золотой Орды и образовавшегося после ее распада Крымского ханства в 1475–1783”.

Сегодня выделяют несколько субэтносов: 

  • степные (ногайские) татары - считаются потомками половецких кочевых племён, 

  • предгорные (таты) - этот субэтнос представляет собой нечто среднее между крымцами южного берега и степными их соплеменниками, 

  • южнобережные (ялыбойлю) -  ведут своё происхождение от греков, турок, черкесов. Именно у этой ветви крымских татар сохранялись многие языческие обряды вплоть до времён депортации,

  • группа потомков ногаев, смешавшихся со степными татарами (ногай, ногайлар) .

В эпоху Крымского Ханства крымско-татарская культура пережила период своего расцвета. В это же время были созданы величественные памятники крымско-татарской архитектуры, например, ханский дворец в Бахчисарае или мечеть Кебир-Джами в историческом районе, Ак-Мечеть в Симферополе. Истинной “жемчужиной” искусства этого народа называют соборную мечеть Джума-Джами в Евпатории,Она считается прекрасным образцом мировой архитектуры XVI столетия. В пору расцвета Крымского ханства Джума-Джами была одной из главных святынь государства.

Основным предназначением мечети было проведение торжеств и особых празднеств. Именно здесь происходило посвящение в ханы. Каждый новый правитель перед своим назначением должен был посетить Джума-Джами, после чего мог направляться в столицу, Бахчисарай.

Начало 16 века: 

“Скифы, ныне называемые Татарами, народ кочевой и с давних времен славящийся своим воинственным характером” 

Середина 16 века: 

“К востоку (от Московии) живут Скифы, которые называются ныне Татарами; о характере их, как и всех других народов, вы узнаете ниже”

“Хотя татары (tartar) считаются у нас варварами и дикарями, они, однако, хвалятся умеренностью жизни и древностью своего скифского племени, утверждая, что оно происходит от семени Авраама, и они никогда ни у кого не были в рабстве, хотя иногда бывали побеждены Александром, Дарием, Киром, Ксерксом и другими царями и более могущественными народами” 

Конец 16 века: 

“Это тот же самый народ, который греки и римляне называли иногда скифами номадами, или скифами пастухами” 

Это несколько упоминаний крымских татар как потомков скифов из разных источников. 

Другие средневековые источники, описывая жизнь жителей степей Крыма, указывали, что сеют они только просо, хлеба не едят, вина не пьют, заменяя его верблюжьим или кобыльим молоком, хотя иногда из меда готовят хмельные напитки. Вообще, лошадиное молоко и мясо для них - основная еда. 

“Очень распространено было пшено, которое варили, а затем заливали кислым молоком, и эту смесь высушивали на солнце. Мясо после разделки туши никогда не мыли, так как считали, что оно теряет свои вкусовые качества. Одну часть туши оставляли для варки, а другую зажаривали”. 

“... татары на войне ели конину (копчёную, вяленую или сушёную, очищенную от костей и порезанную на мелкие кусочки - «какач», их возили с собой в мешке). В мирное время ели говядину, кобылий сыр, молоко и кумыс, а также разведённое в воде, толчённое или молотое, поджаренное пшено”.

“Там (в Крыму) ежедневно режут по три тысячи овец, двести быков, сорок-пятьдесят коней, сорок-пятьдесят верблюдов. Мясо ягнят считается невкусным и татарский народ его не ест. Покупая же конину, они ссорятся и могут даже погибнуть. Потому что конина даёт силу и способствует пищеварению, это полезное мясо. Все татарские учёные, праведники и падишахи едят лошадиное мясо”. 

А еще крымские татары употребляли в пищу растения, которые европейцы считали непригодными: дикую спаржу, дикую морковь, щавель и полевую горчицу.

Следуя за одними источниками, можно сделать выводы, что традиционными занятиями крымских татар были земледелие, садоводство, виноградарство, огородничество, табаководство, животноводство, на побережье – рыболовство. Занимались также торговлей, соляным промыслом. Из ремесел отдавали предпочтение художественной обработке дерева, металла (изготовление оружия, ювелирных украшений), кожи, производству узорных тканей, войлока, золотому шитью. Постепенно крупные ремесленные мастерские, мечети, медресе сосредоточились в Бахчисарае и Карасубазаре, превратив эти города в крымско-татарские центры.

Однако было не совсем так. Вернее, может и так, но не совсем относилось к крымским татарам.  Практически во все время существования Крымского ханства основным занятием и источником их доходов были военные набеги и работорговля. “Хотя почва их очень плодоносна, однако немногие занимаются земледелием и хлебопашеством; большая часть не обрабатывают полей и не сеют хлеба... Греки-христиане, живущие в некоторых деревнях, работают и возделывают поля... В городах не многие занимаются торговлею; еще реже рукодельями или ремеслами; и все почти купцы или ремесленники, там находящиеся, или христианские невольники, или турки, армяне, евреи, черкесы, пятигорцы”.

Крымский татарин того времени имел статус воина, которому было негоже заниматься ремеслами или сельским хозяйством, “другого занятия, кроме войны, они не знают”. 



Примерно к 17 веку сформировались традиции строительства жилья, которые сохранились на ближайшие 3 века.  В степном Крыму дома строились одноэтажные дома с двускатной черепичной крышей из обмазанного глиной плетня, или из необожженного кирпича-сырца, замешанного на глине с соломой. Такой дом состоял из двух-трёх комнат, к нему примыкали и другие строения в виде полуземлянок. В предгорьях, в горном Крыму, на южном берегу в качестве строительного материала использовали необработанный камень, речной камень, прутья лесного ореха. Такие дома были двухэтажными, часто с балконом и галереей. На первом этаже двухэтажного дома держали домашнюю птицу, скотину. Здесь же хранились: корзина для соломы, «чалгъы»-коса, «чапа»-цапка, «лескер»-лопата, санки для перевозки дров и др. На верхнем этаже жили хозяева, Отапливали дома тандырами, устроенными посередине комнат. 

Взрослые мужчины жили отдельно от женщин и детей. Дворы домов окружали слепой стеной без окон: “дом мусульманина был его крепостью, в которую не должен был проникать взгляд чужака”. Двор вокруг дома делился на две части, находящиеся на разных уровнях. Нижний двор был хозяйственным, в верхней части разбивали сад с розарием, гранатами, персиками и обязательно - с виноградом.

На Южном берегу дома часто пристраивали к скале и они имели только три стены, четвертой стеной была сама скала. Расположены они были террасами, так, что плоская земляная крыша каждого дома служила двором для соседнего верхнего дома. Крышу использовали для хозяйственных нужд. На ней сушили хлеб, табак, лук.

“В каждом крымскотатарском доме имелся низкий круглый стол «къона», или «софра». Угостить гостя чашечкой кофе у крымских татар было не только обязанностью, но и удовольствием. В каждом татарском доме на столе стоял кофейник «йыбрыкъ» с крышкой, вокруг него от трех до шести чашек «фильджан», с подставками «зарф». К кофе предлагали халву, разнообразные варенья: розы в сахаре, из недозрелого грецкого ореха, белых лилий, варенье в меду, а также ореховое печенье”. 

Однако если гостю подали чашку с кофе ручкой от него - значит его не рады видеть. Если подавая гостю кофе, чашку располагают ручкой к гостю, значит его видеть рады. “Также уважение к гостю можно показать налитым чаем: чем меньше чая в вашей чашке - тем лучше к вам относятся. Еще один очень важный этикет встречи  зависит от возраста пришедшего: если пришел пожилой человек, ему целуют руку и хозяева и дети дома, а если гость моложе хозяев - целует руку он”.

Крымские татары - один из тех народов, который чтит и бережет свои традиции. На сегодняшний день сохраняется этикет общения со старшими, особые ритуалы бракосочетания, рождения ребенка и другими важными событиями в жизни человека, пронесенные через годы из далекого прошлого.

Дети были и остаются наивысшей ценностью у крымских татар. Считалось традиционным иметь как можно больше детей, а именно мальчиков - продолжателей рода, надежную опору в старости и рабочую силу для ведения хозяйства. В народе говорили: “Баласызэвджансызбир тенге ошар” - дом без детей, что тело без души. В крымскотатарских семьях, исповедующих ислам, преобладает дифференцированное воспитание мальчиков и девочек. С раннего детства родители внушают сыну, что он - продолжатель рода, носитель фамилии отца, что он должен с честью носить эту фамилию. Девочка - будущая хозяйка, хранительница семейного очага, с детства ее подготавливают к семейной жизни. Кроме того, дочь с малых лет воспитывали в духе уважения к отцу, к старшим братьям, даже если брат старше сестры всего на год.

Местом отдохновения женщин от мужей и домашних забот были бани. “Как для мужчин кофейни служат первыми домами забав, так, бани, сделанные в особой азиатской манере, и превосходные по своему искусству, суть такие места, в коих татарки находят все свои удовольствия”  - писали еще в 19 веке. В каждом доме обязательно отгораживался угол “су долап” с каменным полом и сливом, где совершали омовение и принимали “душ”. Женщины посещали бани 2-3 раза в неделю, наряжались в лучшие наряды и украшения, приносили с собой угощения, проводили время в удовольствие. Принципы гигиены тщательно соблюдали и молодые люди, готовящиеся вступить в брак. Перед обрядом бракосочетания подруги и старшие женщины вели невесту в баню, мыли ее и удаляли волосы на теле специальной мазью зырнык которую замешивали на основе мышьяка. 

Лечились разнообразными снадобьями. Самыми страшными болезнями в народе считали чечек - оспу, ал-колмек - скарлатину, терлеме - горячку. 

 “Детскую золотуху лечили толченой черепицей в смеси со свежим маслом, лишаи - маслом, абсцессы - печеным луком, бородавки срезали ниткой и прижигали губкой, раневые корки - смесью лука, серы и постного масла. Скарлатину и корь лечили настоями кошенили (кырмыз), болезни горла - кристаллами нашатыря в смеси с чернильным орешком, простым маслом и «подъемом челюсти пальцами»”. От кашля глотали парочку зерен черного перца, от глистов ели натощак кусочки нашатыря или пили лавровое масло. От обморожения помогал орлиный жир, от застоя в желудке - рассол; от боли в животе - сухой кизил, пережаренный на овечьем сале, от горячки - катык с чесноком, от укусов насекомых - катык без чеснока, от чахотки - пчелиные соты с медом, корень калгана или имбирь, а также лошадиное масло. “Неспокойным младенцам и маленьким детям давали растертые семена мака, ожоги лечили яйцом, растертым с маслом, болезни сердца - белым калганом со свежим маслом ... От ревматизма применяли втирания крепким отваром лошадиных костей или чеснока. ”

Были и более экзотические средства и ритуалы: 

  • от лихорадки окуривались змеиной шкуркой или яйцом черной курицы, которое держали под подушкой, выставляли на звезды, а на третий день съедали со скорлупой;

  • глазные болезни лечили свежим куском мяса, посыпанным растолченным леденцом; 

  • от зуда тела помогала свежая шкура зайца.