Численность народа: ок. 200 000
«…. лицо овальное, прямой (иногда выдающийся кавказский) нос, большие и прямые глаза, скулы выдающиеся, жесткие черные (иногда рыжие) волосы, большей частью широкая и густая борода, лицо всегда полное и с румянцем. Мишари - народ рослый и довольно красивый. По характеру добрый, гостеприимный, в поступках своих смелый и благородный».
Так исследователи описывали мишарей в 19 веке.
Как водится в отечественной науке, существует несколько версий происхождения данного субэтноса татарского народа:
-
мещерская теория, которая соотносит мишарей с отатаренным племенем мещера, говорившим на языке финно-угорской группы, которое согласно «Повести временных лет» 11 века, жило между мерей и муромой и так же, как эти племена, платило дань русским князьям.
-
золотоордынская (тюркская) теория, для сторонников которой мишари - потомки населения Золотой Орды
-
теория смешанного происхождения, предполагающая в этногенезе татар-мишарей булгар, кипчаков и буртасов, а также мочар, под которыми подразумеваются угры.
-
искилская (эскилская) теория, по которой мишари - потомки булгарских племен «искил», упоминавщихся как “десятистрельные тюрки” - союза тюркских племён, состоявший из пяти племён нушиби и пяти племён дулу Западно-тюркского каганата.
-
буртасская теория, считающая предками мишарей племя буртасов, расселенное в Среднем и Нижнем Поволжье и известное по арабским источникам с 8 века. Упоминаются в сочинениях аль-Калби, Ибн Русте, Ибн Хаукаль, аль-Масуди: “на берегах Волги и Камы живут машары и они говорят на тюркском языке”. В русских источниках упоминаются с 13 века. В 8 – 10 веках находились в зависимости от Хазарского каганата, воевали с булгарами и печенегами. В конце 10 века были завоёваны булгарами и вошли в состав Волжской Булгарии. После образования Золотой Орды в районы проживания потомков буртасов проникли многочисленные кипчакско-ногайские группы, которые в 14 веке входили в состав Улуса Мухша.
“В этот период и позже активизируется употребление этнонима «можар» – «мещера», но в источниках часто используется и наименование «татары». На основании текста памятника древнерусской литературы XIII в. «Толковая Палея» можно заключить, что термин «мещера» использовался в качестве политонима” - то есть указывал на принадлежность населения к определенному “административному” региону, без учёта его этнической принадлежности. Так что, возможно, мещерами называли всех жителей Мещеры, которая согласно русским грамотам 1401–1402 годов уже имела свои волости и на французской карте 1459 года была обозначена как провинция Meschiera.
При сравнительном анализе тюркских языков в фонетике мишарского диалекта были обнаружены совпадения с алтайским, киргизским, телеутским, якутским, турецким, узбекским и чувашским языками
В 14 - 16 веках формирование народности мишарей происходило в границах Касимовского ханства, столица которого первоначально называлась Городец-Мещерский.
К началу 17 века тюркское население Мещерского юрта чаще всего называли татарами. По мнению составителей татарской энциклопедии, это было свидетельством того,”что основные этнические компоненты мишарской народности к этому времени уже консолидировались. Но процесс не успел завершиться из-за постоянного притока ногайских и других тюркских групп, а также из-за значительной миграционной подвижности служило-мишарских групп”.
О кочевом прошлом мишарей, по мнению исследователей, свидетельствуют топонимы и гидронимы, обычно свойственные кочевникам, например, названия деревень, ассоциирующиеся с качественными свойствами воды: Аксу, Кызыл Су, Карасу; названия других населенных пунктов - Кырык Сайдак, Ногай иле - также указывают на кочевое происхождение их жителей: «Садак» - в переводе с арабского «лук, копье», у народов Средней Азии «саадак» означает кожаную сумку, куда кладут лук и стрелы. В татарском языке это слово не употребляется.
“Другой интересный показатель, свойственный лишь селениям татар-мишарей - многочисленные названия, данные в честь вороны (Каргалы, Карга-Куак, Каргала, Ак Карга, Каргалык и др.). Этого не могло быть у потомков оседлых народов, среди которых ворона считалась неуважаемой птицей, и ее преследовали за хищничество. В степи же ворона - редкая птица и считается предвестником счастья”.
Мишари разговаривают на особом диалекте татарского языка. Внешне они больше похожи на европейцев, чем остальные татары. Среди них часто встречаются светловолосые или рыжие, голубоглазые люди высокого роста.
Девушки-мишарки выходили замуж в 15-17 лет, юноши женились к 20 годам. “Будущих жен мамы женихов высматривали на берегу реки или склоне горы, где девушки показывали своё мастерство: пели, плясали, угощали собственноручно приготовленными кушаньями”. К понравившейся девушке засылали сватов. Во время подготовки к свадьбе жених с невестой передавали друг другу подарки. “Свадебное торжество начиналось без будущего мужа, он по традиции приезжал к концу пира. По пути к дому невесты его друзья несколько раз палили из ружья, чтобы защитить жениха от сглаза и порчи. После свадьбы муж неделю жил в доме жены. И если за это время случался какой-то конфликт, он имел право развестись. Через неделю молодая жена уезжала из родительского дома в кибитке, покрытой пологом и украшенной колокольчиками. После молодую женщину вели к источнику, она бросала в воду серебряную монетку для хозяйки родника. Это было символом приобщения молодой невестки к новому роду”
Ну, и “на закуску” еще одна версия происхождения мишарей:
“Если рассмотреть современную территорию древнего Болгара, то можно наблюдать, что сейчас там живут мишары, которые, как и их предки, говорят на огузском наречии. На основе этой теории все объясняется. Булгары участвуют в формировании Восточной Византии со столицей Константинополем. Говорят, что турки выгнали оттуда греков и сами стали там жить. Неправда. Издревле это был город тюрков. Это греки, став сильнее, оккупировали земли, а потом из-за того, что большая часть народа была тюрками, греков оттуда выгнали. В такие непростые времена булгары жили в окрестностях Константинополя. Их тогда называли не мишарами, а акацирами. Хотя у обоих названий одно значение. «Мишар» — от слова «миша» — это мелкие кусты, произрастающие вдоль рек, а «ар» — люди, мужчины. «Акацир» — «агач ире», то есть человек дерева.
У Великого Болгара была столица Фанагория. Сейчас везде пишут, что это греческий город. Нет, это не так. На самом деле даже название города Фанагория булгарское — происходит от «хун» и «огур», то есть смесь хунов и огуров. У греков нет звука Х, они заменяют его на Ф. Это была столица Кубрат хана. Сейчас она находится под водой”
На сегодняшний день численность мишарей неизвестна. Их сёла и деревни наиболее компактно расположены в Нижегородской, Пензенской, Ульяновской, Самарской областях, на территории юго-запада и юга Татарстана, Мордовии, Башкортостана и востока Чувашии. Сравнительно небольшие группы их находятся в Саратовской, Волгоградской и Оренбургской, Челябинской, Курганской, Северо-Казахстанской областях. Ряд татарских сёл сохранился в Рязанской и Тамбовской областях. Кроме того, часть татар-мишарей проживает в крупных городах России, в Средней Азии, на Кавказе, в Ставрополье, Сибири, Прибалтике.