Пуштуны являются одним из многочисленных народов западной Азии. Первое упоминание об афганцах, обитающих в горах на западной границе Индии, появляется в средневековых источниках XI века.Сейчас пуштуны составляют более половины населения Афганистана и 16 процентов населения Пакистана.
Первоначально афганские племена занимали район Сулеймановых гор.
Постепенно афганцы заняли долины и равнины вокруг гор. Они занимали свободные земли, подчиняли или ассимилировали жителей занятых ими территорий. В 14-15 веках. пуштуны заняли Пешаварскую долину, Дир, Сват и другие районы.
Генеалогия пуштунов довольно сложна и до сих пор мало исследована, а легенда возводит все их племена и кланы к общему предку - Кайсу Абдуррашиду. По преданию, Кайс Абдуррашид - потомок библейского царя Саула - жил в Западной Аравии, в ислам его обратил пророк Мухаммед. У него было три сына -Сарабан (или Сарбан), Батан и Гургушт. От них, а также от приемного сына Гургушта - Керла (Керлани, Каррани) и ведут свое происхождение все хели, т. е. племена и кланы пуштунов, кроме гильзаев. Последние, по преданию, происходят от незаконного брака дочери Батана - Биби Мато с Шах Хусейном - сыном правителя Гура - горной области на северо-западе современного Афганистана.
Арабские хроники гласят, что у короля Саула был сын Иеремия, который, правда, не упоминается в еврейских священных книгах. У Иеремии, в свою очередь, родился сын по имени Афган, чьи потомки спустя много веков перебрались в город Джат на территории нынешнего Афганистана. Когда здесь появились арабы, их военачальник Халид ибн-Валид встретился с вождями еврейских племен, которых возглавлял прямой потомок Афгана – Киш. Покоренный доводами ибн-Валида, благоразумный Киш принял ислам и взял мусульманское имя Абдул Ибн-Рашид, под которым прославился как знаменитый полководец и любимец самого пророка Мухаммеда.
Про того же царя Саула говорят, что он увел с собой 10 колен израилевых, и именно их потомками являются пуштуны.
Нацистский антрополог, специалист по расовым проблемам относил афганцев к «нордическому» расовому типу, а германские пропагандисты из ведомства Й. Геббельса причисли пуштунов к «арийской» расе. Основным подтверждением своей теории они считали свойственные пуштунам любовь к свободной жизни и национальную гордость, граничащую с высокомерием.
Среди пуштунов сохраняются традиции родоплеменной структуры. Несколько больших семей составляют род, который входит в клан- хель. Несколько кланов составляют племя -каум, кабила, племенем обычно управляет вождь - хан или машр. В сельских районах большая семья управляется старейшинами.
Даже в основе любой политической пуштунской организации лежат родственные связи. “Семья сохраняет у них воспитательные функции с момента рождения до дня смерти. Чем бы ни занимался афганец, какую бы высокую должность не занимал, он всегда находится под контролем своих старших сородичей. Король Захир-шах, правивший в Афганистане почти треть прошедшего века, на протяжении десятилетий был вынужден делить власть со своими умудренными жизненным опытом родственниками. Уважение к соплеменникам, выделяющимся своим происхождением или возрастом, внушается пуштуну с младенчества и обретает статус неписаного закона. Реальная власть старшего в семье («мышра») по своей силе даже превосходит власть рода и племени”.
Среди народов мусульманского Востока пуштуны выделяются особым менталитетом, неизменной приверженностью «пуштунвали» - своду неписаных правил, своеобразному кодексу чести, жить по которому обязан каждый пуштун:
-
«Лоя джирга»- собрание всех знатных афганцев - решало все важные вопросы развития страны на протяжении столетий.
-
Второй по масштабам и значимости метод решения общих вопросов - созыв «джирги» - собрания членов племени, в котором могут принять участие все желающие, в том числе и женщины. Роль ведущих выполняют старцы, которые, в конечном счете, и принимают решение. “Если «белобородым» не удается привести участников «джирги» к единому мнению, то собрание прекращает свою деятельность, а решение вопроса откладывается до его нового созыва, или же к обсуждению не возвращаются вообще”.
-
«Мусават» - чувство уважения к соплеменникам, согласно которому все пуштуны - братья. Разговор о собственных заслугах и достоинствах считается грубым нарушением этикета, мусават требует от молодого человека чрезвычайно скромного поведения.
-
«Бадал» - обычай, согласно которому обязанность мстить ложится не только на отдельного мужчину, но и на его семью, род и племя. Основан на воспитываемой с детства нетерпимости к обиде и оскорблению. Пуштун стремится любой ценой отомстить обидчику. Месть не обязательно бывает кровавой, но всегда кровной, то есть передается по родству.
-
«Нынавати» - оказание помощи - является обязательным. “Руководствуясь им, человек, жизни или чести которого угрожает опасность, идет к шатру или дому влиятельного лица и отказывается сесть на ковер или воспользоваться его гостеприимством до тех пор, пока просьба не будут удовлетворена. Честь человека, к которому обращаются за помощью и защитой будет запятнана, если он откажется отказать их. Еще более весомой считается просьба женщины, когда она, будучи в беде, посылает пуштуну свой платок или чадру”.
-
«Мелмастийя» - обычай “необычайного даже для Востока гостеприимства” . Путешествующий по Афганистану никогда не останется голодным. Щедрое гостеприимство характерно для всех социальных слоев. “ Если крестьянина на дворе всего одна курица, он и ту режет и несет к столу”. По пуштунским обычаям всякий незнакомый человек, вошедший в деревню, считается гостем всех ее жителей. Жаловаться на длительное пребывание гостя нельзя, это недопустимо
-
«Тура» - воинская доблесть и отвага. Пуштуны считают, что победа или смерть в бою одинаково почетны; ни при каких обстоятельствах пуштун не должен расставаться с оружием; пуштун не может “выражать отчаяние по поводу гибели близких на войне, если у них есть наследники, способные держать в руках ружья” . В духе доблести и отваги одинаково воспитываются и мальчики, и девочки. Женщины наравне с мужчинами должны участвовать в битвах.
“Главными характеристиками пуштуна являются гхаярат - честь и гордость, имандари - правдивость, преданность истине, бадал - бесстрашие и отвага. Этим правилам пуштуны следуют наравне с законами ислама и шариата”.
В начале афганской государственности стояло пуштунское племенное объединение «абдали», которые позже были переименованы в «дуррани». От слова «дуррани» и было названо первое афганское государство - Дурранийская держава - которое образовалось в 1749 году. Это государство стало ядром объединения пуштунских племен, а затем подчинило себе и другие территории, населенные преимущественно неафганскими народами. «… из государства пуштунского племени абдали постепенно сформировалось пуштунское государство, которое впоследствии, с ростом пуштунского этнического самосознания, стало претендовать на роль национального государства для всех пуштунов». Представители дуррани правили до 1978 года, когда власть в Афганистане перешла в руки гильзаев.
Племена дуррани живут в юго-западных областях, в районах от Кандагара до Фараха - на юге и до Герата - на западе, а также практически во всех крупных городах страны. Гильзаи проживают в южных и юго-восточных, граничащих с Пакистаном районах. Многие из них ведут кочевой образ жизни и на зиму стараются перебраться на территорию Пакистана.
В Российской Федерации по переписи населения 2020 г. насчитывается 3 536 пуштунов.