“В результате Арабского вторжения в Дагестан, территория Табасарана стала частью Арабского халифата, а после его распада, частью Ширвана. В 917 году Табасараном стал править Мухаммад Майсум из арабской династии Мазьядидов. После этого правители Табасарана стали называться «майсумами»”, а государственное образование - майсумством.
С 11 по 16 век Табасаранское майсумство продолжало оставаться одним из крупных феодальных владений Дагестана, хотя к началу 12 века и распалось на 24 удела. В 15 веке о майсумстве писалось так (исследоватли считают это первым письменным упоминанием): «В вилаете Дагестан 210 тысяч мужей. Из них 70 тысяч у Табасарана, 3 тысячи у Хайдака, 100 тысяч мужей в войске падишаха аль-Гумики и 20 тысяч войск нуцала Ал-Аварии».
В середине 17 века от майсумства “откалываются” так называемые “владение кадия” в северной части Табасана. Кроме этих двух феодальных владений в Табасаране существовали союзы сельских обществ - магалы.
Во власти майсума находились десятки деревень, общая численность жителей, находившихся в зависимости от майсумов - раятов, узденей, рабов - превышала 40 тысяч. С зависимого населения майсумы получали значительные доходы, складывавшиеся “из податей, повинностей, различных штрафов, взимаемых в результате ссор, убийств, краж и т.д.” Были майсумы и крупными земельными собственниками. Они владели стадами крупного и мелкого рогатого скота,зимними и летними пастбищами, получал разнообразные доходы от пастбищ, “которые арендовали подвластные жители, а также население союзов сельских общин. Кроме того, он получал натуральные приношения пшеницей, ячменем, медом, маслом, фруктами, скотом, птицей, деньгами”. По территории Табасарана проходили важные торговые пути и, разумеется, майсумы взимали пошлину с товаров, провозимых по территории майсумства.
Согласно некоторым данным ежегодные доходы майсума и кадия составляли более 60 тысяч рублей.
Вслед за майсумом высший господствующий класс составляли беки, происхождение которых было связано с майсумским родом. Беки считались вассалами майсума, но в реальности майсум по отношению к бекам, “скорее, был старшим в роде и посредником, чем власть имеющим над ними”. Беки имели доходы от штрафов за преступления и проступки:
Майсумы и беки из своего рода или из зажиточных тухумов назначали “начальников” аулов: кевхов (старшин) и чавушей (помощников). Должность кевхи и чавуша почти во всех аулах становилась наследственным. Кевху освобождали от повинностей. “В обязанности кевхов и чавушов входила мобилизация сельского населения на работы майсумов, беков. Кроме того, они помогали взимать подати и повинности, следили за общинными угодьями, состоянием дорог, мостов, регулировали отношения между тухумами джамаата”.
Особую категорию лиц составляли нукеры. Во время военных действий нукеры составляли ядро феодального войска. Отбирались нукеры из членов зажиточных тухумов. Нукер получал лошадь, оружие, питание, освобождался от уплаты податей и повинностей. Содержание и обеспечение нукеров ложилось на подданных майсума и беков.
Определенную роль в обществе играло духовенство в лице кадиев, шейхов или сеидов, которые по соглашению с майсумами или беками решали дела по шариату:
“Духовенство в Табасаране избирается по народному согласию из грамотеев; кадии пользуются доходом большим, нежели беки: муллы получают от жителей десятину пшеницы, из сорока баранов одного, из бракосочетания, похорон, раздела наследства после покойных и прочие получают вознаграждение лошадьми, рогатым скотом, ослами, баранами и, наконец, деньгами и разными вещами”. Духовные лица не отбывали никаких повинностей на майсуму, ни бекам.
Основную часть населения в майсумстве составляли уздени. С одной стороны уздени не были закрепощены и считались свободными, с другой - они находились в прямой или же в косвенной зависимости от беков и майсумов. “Правда, не все узденские общества были в одинаковой степени зависимы от майсумов. Одни общества находились в обязательных отношениях, платили подати и повинности, другие - выставляли воинов со своим продовольствием. При этом они сохраняли полную личную и хозяйственную свободу. Третьи никаких обязательств по отношению к майсуму не имели, но пользовались его горными пастбищами и покровительством. … Уздени по первому призыву майсума или бека вооружались и принимали участие в военных походах”.
Помимо земледелия и садоводства одним из основных занятий узденей было и животноводство. В майсумстве существовал культ большинства видов домашнего скота, на дверях и балконах, на потолках домов во многих табасаранских аулах были прибиты рога, зубы различных животных.
Животноводство шло рука об руку со многими промыслами, обеспечивающими население одеждой, обувью, предметами домашнего обихода и т.д.
Одно из ведущих мест занимала обработка шерсти. Она использовалась для изготовления паласов, ковров, переметных сум, ковриков для седла. Из шерсти изготовляли сукно, которое для верхней одежды. Из дерева резали изготовление ложки, подносы, посуду, делали станки для изготовления сукна, тканей, паласов, ковров. Сами себе готовили сельскохозяйственный инвентарь и строительные материалы.
“Широкое развитие в аулах майсумства получала обработка камня. В некоторых аулах отдельные мастера занимались кузнечным и оружейным делом. Они изготовляли сохи, мотыги, серпы, косы; предметы домашнего обихода: ножи, щипцы для очага и т. д.” В небольшом количестве занимались изготовлением кинжалов, пистолетов, ружей.
А еще из соляных озер и колодцев сами добывали соль для своих нужд.