// Многонациональная Россия

Табасараны

Табасараны
Численность народа: 147 000

Табасаранцы, табасараны — один из коренных народов Дагестана. Историю свою они ведут от древнего народа таваспаров с античных времён. 

В античный период они входили в состав могущественного союза 26 народностей - Кавказской Албании, просуществовавшей до 4 века нашей эры.

Табасаранский язык, сохранивший много элементов древности, входит в пятёрку самых сложных языков в мире. Он несколько раз попадал в Книгу рекордов Гиннесса из-за своей необычайно сложной падежной системы. Язык  гораздо сложнее китайского, немного уступает в сложности эскимосскому и наречию американских индейцев. В языке 6 гласных и 50 согласных звуков,  в современном алфавите 46 букв.

Временная система табасаранского глагола включает 3 будущих, настоящее и 7 прошедших времен; имеются пять наклонений: изъявительное, условное, повелительное, запретительное и вопросительное.

“... построение новых слов возможно путем словосложения: например, паутина хашврахал дословно значит «дом паука», летучая мышь чIаппархил — «тряпки-рука», родители абйир-бабар — «отцы-матери», дети баяр-шубар — «мальчики-девочки», питаться ипIуб-ухуб — «есть-пить»”

“Никто не может назвать точного количества, но по различным данным в табасаранском языке насчитывается от 46 до 252 падежей”. 

На самом деле все не так ужасно. Все падежи делятся на две группы: основные и местные. Основных падежей 4: именительный, родительный, дательный, эргативный:

ничхри шид убхъура — птица (эргативный падеж) воду пьет (буквально: вода пьется птицей)

Местные же падежи позволяют рассказать, где происходило действие. Все они обозначают нахождение в пространстве, разбиты на серии, уточняющие место действия относительно объекта К примеру, справа-слева, сверху-снизу, близко-далеко — всё это разные падежи. 

Есть еще очень продуктивный и важный суффикс -ди, про который очень долго объяснять, но в целом получаем:

  • четыре основных падежа

  • один дательный падеж с -ди, 

  • три местных падежа, “каждый из которых может быть усложнен суффиксом -ди, представленные семью - восемью сериями. 

Итого 4 + 1 + 3 × 2 × 7 = 47 или 4 + 1 + 3 × 2 × 8 = 53 падежа!”

Вот на таком сложном языке табасаранские бабушки рассказывают внукам мифы глубокой древности, где сказочные персонажи борются против различных драконов (аждах, агдевов) и иных мифологических существ. где  простой человек, благодаря честному труду и добру, достигал благополучия: аждаха или агдев захватили родник, откуда горожане берут воду, притом, за каждый кувшин воды требуют молодую красавицу на съедение. “Чудовище охраняет несметные богатства, похищенные у падишаха, пленных, рабов или представляет реальную угрозу населению царства. Падишах (шах, шахиншах, царь) извещает народ через своих визирей, что выдаст свою единственную дочь с приданым в полцарства за того джигита, кто убьет аждаху и спасет город от вымирания. Единственным спасителем города выступает не царевич или иной вельможа, а младший сын бедняка или безымянный кечел (плешивый)”

Или вот такие:

:В далеком прошлом, в день (языческого) праздника, жители 7 аулов узнали, что на их селения собираются выпасть с небес змеи. Чтобы умилостивить змей жители 7 окрестных селений приготовили для них угощение - “ритуальную мучную халву «аварша», но без соли и сахара”. Ее выставили на медных подносах на высоком холме. Змеи, отведав халву, не тронули жителей этих селений, а повернули на другие места.

Ставили такое угощение  табасарны - язычники в местах, где расположены  так называемые «праздничные камни» - реликты прежних домонотеистических верований. При совершении обряда произносили молитвы и заклинания.  Вплоть до нашего времени «праздничные камни» используются в обрядах вызывания дождя и солнца. Для вызывания дождя пожилые женщины красят камни темной известью, а при затяжных дождях - белой известью. Эти места до сих пор табуированы: нельзя трогать плиты, косить здесь траву и пасти скот. Языческие святилища по традиции стали культовыми местами мусульманской религии

Помимо ритуального назначения “праздничные камни” выполняли, вероятно роль обсерватории: “... обсерватория включала в свой состав и солнечные часы, которые уникальны не только для Табасарана, но и для Дагестана. … типичные древние солнечные и лунные часы-календарь - почти аналог «Стоунхендж-1» с «алтарем» в центре”.

“Период функционирования (таких календарей) исчисляется временем от 6 до 1,5 тыс. лет до н. э., характеризующимся «максимальной интенсификацией земледелия на планете”

Земледелие и было основной отраслью хозяйства табарасанцев.  Развивалось земледелие неравномерно, зависело от почвенно-климатических в частности и естественно-географических  в целом условий.  ” … половина Табасарана, к Дербенту лежащая, имеет хорошие деревни, поля, луга, пашни и хлебородную землю, а живущие к горам имеют пашни скудные». Чаще всего табасараны разводили сорочинское пшено, пшеницу и ячмень.

Нехватка удобной пахотной земли заставляла создавать искусственные террасы.  расширять площади их. В некоторых аулах майсумства применялось искусственное орошение и с этой целью проводили оросительные каналы: "Жители сего южного Дагестана весьма искусно проводят из рек и ручей каналы по полям своим для того, что по жаркому там климату хлебопашества, особливо же сарачинского пшена, требует земля полива воды".

Усилия по орошению земель подкрепляли обрядами вызова дождя. Да и сейчас проводят его с удовольствием.

В южной части своих земель, с более благоприятными климатическими условиями, табасаранцы успешно выращивали ценные технические культуры: марену, хлопок, табак, коноплю.  Марена употреблялась как красящее вещество и давала большие доходы, что явилось причиной вытеснения зерновых культур.

Земледелие в аулах сочеталось с садоводством. В хозяйстве оно занимало важное место. Путешественники отмечали, что “здесь рядом с бесплодными скалами в ущельях и долинах разводили различные сорта яблонь, груш, винограда, сливы, вишни, персиков, абрикосов”. Целыми рощами росли ореховые деревья, дикие груша и яблоня.



“В результате Арабского вторжения в Дагестан, территория Табасарана стала частью Арабского халифата, а после его распада, частью Ширвана. В 917 году Табасараном стал править Мухаммад Майсум из арабской династии Мазьядидов. После этого правители Табасарана стали называться «майсумами»”, а государственное образование - майсумством.

С 11 по 16 век Табасаранское майсумство продолжало оставаться одним из крупных феодальных владений Дагестана, хотя к началу 12 века и распалось на 24 удела. В 15 веке о майсумстве писалось так (исследоватли считают это первым письменным упоминанием): «В вилаете Дагестан 210 тысяч мужей. Из них 70 тысяч у Табасарана, 3 тысячи у Хайдака, 100 тысяч мужей в войске падишаха аль-Гумики и 20 тысяч войск нуцала Ал-Аварии».

В середине 17 века от майсумства “откалываются” так называемые “владение кадия” в северной части Табасана. Кроме этих двух феодальных владений в Табасаране существовали союзы сельских обществ - магалы. 

Во власти майсума находились десятки деревень, общая численность жителей, находившихся в зависимости от майсумов - раятов, узденей, рабов - превышала 40 тысяч. С зависимого населения майсумы получали значительные доходы, складывавшиеся “из податей, повинностей, различных штрафов, взимаемых в результате ссор, убийств, краж и т.д.” Были майсумы и крупными земельными собственниками. Они владели стадами крупного и мелкого рогатого скота,зимними и летними пастбищами, получал разнообразные доходы от пастбищ, “которые арендовали подвластные жители, а также население союзов сельских общин. Кроме того, он получал натуральные приношения пшеницей, ячменем, медом, маслом, фруктами, скотом, птицей, деньгами”. По территории Табасарана проходили важные торговые пути и, разумеется, майсумы взимали пошлину с товаров, провозимых по территории майсумства. 

Согласно некоторым данным ежегодные доходы майсума и кадия составляли более 60 тысяч рублей.

Вслед за майсумом высший господствующий класс составляли беки, происхождение которых было связано с майсумским родом. Беки  считались вассалами майсума, но в реальности майсум по отношению к бекам, “скорее, был старшим в роде и посредником, чем власть имеющим над ними”. Беки имели доходы от штрафов за преступления и проступки:

  • за убийство и похищение женщины 40 рублей

  • за поранение 5 рублей, 

  • за воровство от 5 до 10 рублей, 

  • за ослушание бека 3 рубля. 

Майсумы и беки из своего рода или из зажиточных тухумов назначали “начальников” аулов: кевхов (старшин) и чавушей (помощников). Должность кевхи и чавуша почти во всех аулах становилась наследственным. Кевху освобождали от повинностей. “В обязанности кевхов и чавушов входила мобилизация сельского населения на работы майсумов, беков. Кроме того, они помогали взимать подати и повинности, следили за общинными угодьями, состоянием дорог, мостов, регулировали отношения между тухумами джамаата”. 

Особую категорию лиц составляли нукеры. Во время военных действий нукеры составляли ядро феодального войска. Отбирались нукеры из членов зажиточных тухумов. Нукер получал лошадь, оружие, питание, освобождался от уплаты податей и повинностей. Содержание и обеспечение нукеров ложилось на подданных майсума и беков. 

Определенную роль в обществе играло духовенство в лице кадиев, шейхов или сеидов, которые по соглашению с майсумами или беками решали дела по шариату:

“Духовенство в Табасаране избирается по народному согласию из грамотеев; кадии пользуются доходом большим, нежели беки: муллы получают от жителей десятину пшеницы, из сорока баранов одного, из бракосочетания, похорон, раздела наследства после покойных и прочие получают вознаграждение лошадьми, рогатым скотом, ослами, баранами и, наконец, деньгами и разными вещами”. Духовные лица не отбывали никаких повинностей на майсуму, ни бекам.

Основную часть населения в майсумстве составляли уздени. С одной стороны уздени не были закрепощены и считались свободными, с другой - они находились в прямой или же в косвенной зависимости от беков и майсумов. “Правда, не все узденские общества были в одинаковой степени зависимы от майсумов. Одни общества находились в обязательных отношениях, платили подати и повинности, другие - выставляли воинов со своим продовольствием. При этом они сохраняли полную личную и хозяйственную свободу. Третьи никаких обязательств по отношению к майсуму не имели, но пользовались его горными пастбищами и покровительством. … Уздени по первому призыву майсума или бека вооружались и принимали участие в военных походах”.

Помимо земледелия и садоводства одним из основных занятий узденей было и животноводство. В майсумстве существовал культ большинства видов домашнего скота, на дверях и балконах, на потолках домов во многих табасаранских аулах были прибиты рога, зубы различных животных.

Животноводство шло рука об руку со многими промыслами, обеспечивающими население одеждой, обувью, предметами домашнего обихода и т.д.

Одно из ведущих мест занимала обработка шерсти. Она использовалась для изготовления паласов, ковров, переметных сум, ковриков для седла. Из шерсти изготовляли сукно, которое для верхней одежды. Из дерева резали изготовление ложки, подносы, посуду, делали станки для изготовления сукна, тканей, паласов, ковров. Сами себе готовили сельскохозяйственный инвентарь и строительные материалы. 

“Широкое развитие в аулах майсумства получала обработка камня. В некоторых аулах отдельные мастера занимались кузнечным и оружейным делом. Они изготовляли сохи, мотыги, серпы, косы; предметы домашнего обихода: ножи, щипцы для очага и т. д.” В небольшом количестве занимались изготовлением кинжалов, пистолетов, ружей.

А еще из соляных озер и колодцев сами добывали соль для своих нужд.