// Многонациональная Россия

Таджики

Таджики
Численность народа: 350 236

“В 2022 году выходцы из Таджикистана стали лидерами по количеству получивших российское гражданство. По статистике МВД России, 173 тысячи таджиков стали российскими гражданами”.

“Таджики России - жители, имеющие полное или частичное таджикское происхождение, являются первыми (во времена СССР) и вторыми (современная иммиграция) представителями иммигрантов из Таджикистана”.

Общественный совет при посольстве республики Таджикистан в РФ на своем сайте указал около 70 общественных организаций таджиков в России. География разброса широка:

  1. Москва и область, 

  2. Санкт-Петербург и область,

  3. Тверская область

  4. Ярославская область

  5. Владимирская область …

  6. Татарстан

  7. Башкирия

  8. Удмуртия

  9. Карелия ...

Самые северные российские таджики живут в Якутии, самые восточные на Сахалине и в Комсомольске-на-Амуре.

Общую численность таджикского населения в России на данный момент точно указать невозможно, хотя официальные источники сходятся на цифре 350 236.

Сам Таджикистан расположен посередине Центральной Азии и более чем на 90 % состоит из гор. “Шутят, что территория современного Таджикистана мала (143,1 тысячи кв. км), но если «разгладить» складки ее хребтов гигантским утюгом, то её площадь будет больше, чем у США, Китая и Канады”.

Вся жизнь на древних территориях формировалась по берегам Аму-Дарьи, берущей в этих горах начало. Горы определяли границы изолированных регионов.  Вахан, Гиссар, Дарваз, Зерафшан, Истаравшан, Каратегин, Кобадиан, Рушан, Согд, Хатлон, Шугнан, Ягноб.  Каждый из этих регионов со своими исторической и этнографической окраской, которые в первую очередь определяли географические особенности территории.

По Вахану, например, в незапамятной древности проходил Великий шелковый путь. Сегодняшний Вахан  разделен на 2 части, одна из них относится к Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана. вторая расположена в Афганистане. “Здесь до сих пор живут люди, многие из которых ничего не слышали ни о коммунизме, ни о талибах, ни о войне в Афганистане. Они вообще мало что знают о жизни вне маленьких горных долин”. 

Гиссар или Хисор входил во 2-3 веках в состав Греко-Бактрийского и Кушанского царств. Свое сегодняшнее название получил в 9 веке, когда регион принял ислам и стал частью Сомонидского царства. 

Гиссарская крепость, дожившая до наших дней, была построена около 2500 лет назад, правда сохранившиеся крепостные сооружения датируются 16-19 веками. Крепость расположена недалеко от когда-то процветавшего средневекового города, в котором занимались ремеслами и торговлей. Здесь останавливались купцы со своими караванами, чтобы поторговать и затем собраться с силами перед долгой дорогой по Шелковому пути. На территории крепости даже были “школы”, где преподавали Коран.

Одна из легенд крепости гласит о том, что “цитадель построил Афросиб, чтобы защититься от Рустама. Они оба прославленные героические персонажи "Шахнаме" - знаменитой эпической поэмы Фирдоуси.” 

Дарваз сегодня разделен на правобережный, который относится к Таджикистану, и левобережный — к Афганистану. Местные иногда упоминают его древнее название - Махистон.

Некоторое время Дарваз находился в зависимости от Греко-Бактрийского и Кушанского царств, а в 4-6 веках - от Эфталитского государства. С  6 века “номинально подчиняется тюркским правителям”.  В 8 веке Дарваз завоевывают арабы-мусульманами, в 13 веке, как и все таджикские земли, оказывается под властью монгольских завоевателей. Однако в этих горных районах власть чужестранцев была весьма условной, и “махистонцы” испокон веков жили в определенной вольности. В целом, Дарваз оставался независимым таджикским княжеством до конца 19 века, когда в 1877 его захватил Бухарский эмират с одобрения своего нового сюзерена - России. “Дарвазцы говорят на архаичном диалекте таджикского, пришедшем сюда в 15-16 веках и с тех пор почти не изменившимся”

Зерафшан (Зарафшан) сегодня часто упоминается как часть Зарафшан-Каракумского коридора Великого Шелкового пути. 9 объектов этого пути, находящиеся в Таджикистане, включены в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Истаравшан (Уротеппа) - один из древнейших городов мира. Ему более 2500-лет.  К тому времени, когда Александр Македонский завоевал Среднюю Азию, древний Истаравшан был уже большим, хорошо укрепленным городом.

И так далее.

Ученые считают, что люди появились в этих краях около миллиона лет назад, а около 10 тысяч лет назад они уже добрались до стоянки, которая на сегодняшний день считается самой высокогорной – “костры древних поселенцев пылали на высоте 4200 м над уровнем моря на … стоянке Ошхона (Восточный Памир)”. 7-8 тысяч лет назад здесь строили строили каркасные жилища, под которые выкладывали площадки из гальки. 5 тысячелетий назад возводили храмы огня и, помимо жилых, общественные строения. 

“В быту горцев до сих пор сохранился круг верований, уходящий к индоиранским истокам, связанный с поклонением Солнцу и огню, в котором обнаруживаются параллели в священных гимнах Вед и Авесты. А в горных долинах Памира и Ягноба до сих пор сохранились древние восточноиранские языки, исчезнувшие на равнинах Центральной Азии около 1200 лет назад”.

До распространения ислама на территории Таджикистана население исповедовало различные религии. Начиная с первых веков нашей эры Средняя Азия была территорией, где соприкасалось несколько религий – зороастризм, буддизм и христианство. Долгое время они мирно сосуществовали друг с другом.

В основе многочисленных поверий и представлений древних таджиков лежали две основные системы:

анимизм - наделение душой не только человека, но и животных, деревьев, камней, источников.  

магия -  различные культовые действия, направленные на охрану и благополучие человека, заботу о потомстве, хорошем урожае, обилии скота, молока и так далее, или на причинение определенного вреда недругу, обидчику -  сглазить, наслать болезнь. 

“Анимистические и магические представления у таджиков, точно так же как и у других народов, тесно переплетаются. Они в равной степени пронизывали в прежнее время всю повседневную жизнь горца, касалось ли это его хозяйственной деятельности или же семейной жизни и основных событий, связанных с ней”. 

Самым злым духом таджикской мифологии был аджина - великан с головой козла и красными глазами. Аджина обитал в кучах выброшенной золы, заброшенных домах и пустых подвалах,  пугал путников, произнося нечеловеческим голосом нецензурные слова.

Противоположностью аджины был добрым духом симург, вестник богов. Симург - священная птица зороастризма и посредник между небесами и землёй, с головой, напоминающей соколиную, телом исполинских размеров с огромными крыльями и покрытое рыбьей чешуей, собачьими лапами. Считалось, что симург способна видеть будущее, она же провожает души праведников в рай.

Были и духи рангом пониже: гул ёбони, пари, дэв и прочие



«Как забрался сюда человек и зачем он забрался? Кто его знает! Но мы видим, что он здесь поселился. 

Соколиным взором отыскал где-нибудь на неприступной выси площадку с сажень, точно на крыльях забрался туда, примостил на скале убогую саклю, затем натаскал сюда горстями землю, измельчил 2-3 камня и засеял на этой земле две горсти пшеницы, а то ячменя. 

Не довольствуясь этим, рядом невероятных усилий, он провел к себе на гору воду, а берега арыка засадил тополями и ивой. Человек этот – таджик, горный таджик».

Григорий Грум-Гржимайло 1895 г. 

“Убогие сакли” таджики располагали так, чтобы максимально рационально использовать горную среду. В одних селения они размещались ступенями по склонам, в других - на относительно ровных участках - ковровой застройкой домов с дворами в рамках махалли. В целях сохранения и экономичного использования посевной площади селения создавались в большинстве случаев на непригодных для обработки каменистых участках. Под застройку могли использовать скалистые участки с уклоном 40-60% и больше.

У таджиков - оседлых земледельцев - заключались  эндогамные браки внутри рода и внутри большой патриархальной семьи. Было несколько причин, которые обусловливали близкородственные браки: 

  • нежелание из большесемейной общины отпускать рабочую силу 

  • нежелание отдавать чужим выкуп за невесту, так как калым, особенно в скотоводческой семье, был большим и являлся очень обременительным для рода жениха, а если девушка была из другого рода, весь калым уходил на сторону

  • стремление избежать раздела земли, которая являлась для земледельческих народов главным богатством и сохранить её для ведения единого хозяйства. 

“Участок земли, особенно поливной, которым владела семья, по самой своей природе отличался стабильностью, в то время как скот мог размножаться” .  Вот системой и стала семейно-родственная эндогамия, то есть близкородственные браки.

Пережитки отцовского рода у таджиков закрепились надолго. Родство считалось  по мужской линии, отец, его братья и дед по отцовской линии почитались особенно.По материнской линии браков было меньше, по народным представлениям брат матери считался самым близким родственником и в связи с этим существовала поговорка: «Таго ба чойи хафт падар аст» - «Дядя со стороны матери стоит семи отцов»

Однако именно семья отца имела право на детей в случае его смерти. Если вдова выходила замуж еще раз, то ее дети оставались в отцовской семье. Девушка, выходящая замуж, уходила жить в дом мужа. Женщина в целом была бесправна. Ее жизнь в родительской семье сопровождалась затворничеством и насильственной выдачей замуж,  В новой семье она могла быть любой по счету женой, муж мог дурно с ней обращаться, бить и  дать ей развод без всяких к тому оснований.  Нередко женщина сталкивалась с дурным обращением и побоями. Любая таджикская девушка, выходя замуж, четко осознавала, что первым человеком для нее в семье будет именно свекровь. Невестка будет полностью подчинена ей, выполняя все работы в семье своего мужа. Таджикские мужчины всегда были на стороне своих матерей: «Если умрет моя жена, я женюсь на другой. Если умрет ребенок, жена родит другого. А если умрет мать — то ее уже не вернешь”.

Интересно, что самыми приятными словами для молодой жены были: ты - «чигари ман» («моя печень»). Именно печень, а не сердце таджики считали средоточием всех чувств и главным органом человека.

А недавние исследования показали, что около 300 000 таджикских трудовых мигрантов, работающих в России, развелись со своими жёнами или перестали выходить с ними на связь. “Организация Объединённых Наций запустила в Таджикистане программу «ООН-женщины»: её специалисты учат девушек, которых бросили уехавшие в Россию мужья, обеспечивать себя и детей”.

Обращаясь к менее неприятным аспектам таджикской жизни, имеет смысл рассказать о традиционном гостеприимстве. Гостя всегда пригласят в самую лучшую комнату в доме. Ее называют мехмонхона. Это помещение обустраивают и украшают лучше, чем остальные комнаты. Правда если гость пришел, когда в доме только дети и женщины, заходить в дом нельзя. Даже если хозяйка дома приглашает войти, лучше отказаться — она это делает только из вежливости. “Правильно будет узнать, когда вернется кто-то из мужчин — отец, муж или брат — и тогда вновь прийти. Такое поведение важно в первую очередь, чтобы не навлечь неприятности на женщин этого дома”. 

Еду за столом обычно подает самый младший по возрасту — накладывает плов и наливает чай в пиалы. В исламе принято есть правой рукой, так как она символизирует все благое и чистое, и посуду нужно передавать также с правой руки. “Зачастую первую порцию тот, кто находится на раздаче, ставит себе. Это также отголоски древних традиций — во время династий раздающий первым пробовал еду, чтобы показать гостям, что она не отравлена”. Ровно также поступали и с чаем - его наливают сначала себе, потом остальным.

С чаем связаны и другие традиции. Чем чаще хозяин наливает чай гостю, тем больше он проявляет уважение и почтение. “Именно поэтому в маленькие пиалы наливают совсем немного чая, буквально на донышке, чтобы продемонстрировать желание продолжать общение и удержать гостя подольше. Напротив, полная чашка чая символизирует призыв к завершению визита, словно говоря: «Пора и честь знать». В обиходе даже существует выражение «налей мне чаю без уважения», что означает налить полную пиалу”.

Хлеб в таджикском доме — святое. Национальную лепешку нужно ломать двумя руками и никогда не резать ножом. Класть лепешку или отломанные ее куски «лицом» вниз  считается непочтительным отношением к хлебу