Золотая Орда стала «плавильным котлом», где из тюркских племён, монгольской аристократии и местных народов сформировалась новая общность — татары. Современные татары — европеоиды с небольшой монголоидной примесью (10–15%), что подтверждает их связь с кипчаками и булгарами, а не с монголами. Их идентичность объединила ислам, кыпчакский язык и наследие оседлых цивилизаций Поволжья. Именно в этот период заложились основы современной татарской культуры, которая, несмотря на ассимиляцию и влияние России, сохранила уникальные черты.
После распада Золотой Орды на территории её бывших улусов возникли независимые татарские государства.
Казанское ханство (1438–1552) - синтез булгарских и кипчакских традиций, центр поволжских татар, наследник традиций Волжской Булгарии и Золотой Орды. Казань - столица ханства, была основана в конце 14 века как форпост на северной границе Орды. После распада Орды (1438) стала тем местом, где окончательно сформировалась культура поволжских татар. Булгар был духовным центром, где сохранялись традиции домонгольской Волжской Булгарии. После разрушения монголами город остался символом исламской учёности.
Крымское ханство (1441–1783) - смешение кипчаков, готов, генуэзцев и монголов, вассал Османской империи, опиравшийся на союз кочевых ногайцев и оседлых крымских татар.
Астраханское (1466–1556) и Сибирское (1495–1598) ханства, контролировавшие торговые пути по Волге и в Сибирь.
К 16 веку все ханства, кроме Крымского, были завоёваны Россией. После завоевания Казани Иваном Грозным (1552) поволжские татары вошли в состав России. “Их жизнь претерпела значительные изменения, но они сумели сохранить культурную и религиозную идентичность, адаптировавшись к новым условиям”. Часть татарской знати перешла на службу Москве, сохранив земли и привилегии. Они несли военную службу, участвовали в охране границ и походах (например, против Крымского ханства). Из их среды вышли влиятельные роды: Юсуповы, Урусовы, Ширинские и др. Большинство же поволжских татар стали **ясачными людьми** (платили налог — ясак). Многие были приписаны к государственным заводам или переселены в другие регионы для освоения земель (например, в Приуралье). Татары-крестьяне занимались земледелием (рожь, овёс), скотоводством, пчеловодством. Казань стала центром производства кожи и мыла. Татары монополизировали торговлю между Россией и Средней Азией, поставляя меха, мёд, ткани. Важным источником дохода были конные перевозки (татарские тройки) и ямская служба.
После взятия Казани (1552) началось разрушение мечетей, насаждение православия.
Тех, кто отказывался креститься, облагали двойным налогом и ограничивали в правах. Мечети разрушались, строительство новых запрещалось. Однако татары тайно сохраняли веру домашними молитвами или в подпольных медресе.
Только к концу 18 века указом Екатерины II о веротерпимости было разрешено строить мечети и открывать мусульманские школы. Появились первые официальные муфтияты, что укрепило позиции ислама. В 1801 г. в Казани открывается первая татарская типография и возникает движение джадидизма, предполагающее изучение светских наук (математика, история) наряду с исламом.
После вхождения в состав России Крыма положение крымских татар менялось в разные периоды. Сразу после ликвидации Крымского ханства началась массовая эмиграция крымских татар в Османскую империю из-за страха репрессий и потери привилегий. К 1800 году покинули полуостров около 300 тысяч человек. На опустевшие земли переселялись русские, украинцы, немцы, греки. К 1897 году крымские татары составляли лишь 34% населения Крыма. Многие из них занимались земледелием, садоводством и ремёслами. Однако татарские земли часто изымались в пользу новых переселенцев.
В 1921 году была создана автономия, где крымские татары получили право развивать язык и культуру. Открывались школы, театры, издавалась литература. Но в 1944 году по обвинению в коллаборационизме с нацистами все крымские татары (около 200 тыс. человек) были высланы в Узбекистан, Казахстан и Сибирь. До 30% погибли в пути и первые годы ссылки. Им не разрешали вернуться в Крым до 1989 года, когда депортация была признана незаконной и началось массовое возвращение крымских татар.
Еще раз стоит напомнить, что крымские татары - это отдельный этнос. Среди них преобладает европеоидный тип с примесью средиземноморских и балканских черт (наследие готов, греков). Крымскотатарский язык относится к половецко-кыпчакской подгруппе тюркских языков, но имеет заметное огузское влияние. Крымско-татарские мечети украшали минареты в османском стиле, а дома свои они строили с внутренними двориками.
После завоевания русскими Астрахани в 1556 году местные татары продолжали жить в ее окрестностях, вдоль Волги и в степях Прикаспия, сочетая оседлый и полукочевой уклад. Их поселения стали основой современных татарских сёл Астраханской области. Районом, где традиционно селились ремесленники, торговцы и духовенство была Татарская слобода. Здесь сохранялись мечети, медресе и рынки. Много поселений было вдоль Волги и её рукавов. Селитренное — одно из старейших поселений, основанное на месте бывшей столицы Золотой Орды Сарай-Бату. В междуречье Волги и Терека жили юртовские ногайцы - та часть астраханских татар, которая относилась к тюркским кочевым и полукочевым группам, осевшим в степях к северу от Каспия. Летом кочевники перемещались в степи для выпаса скота, зимой возвращались в постоянные поселения у Волги.
Оседлые астраханские татары выращивали зерновые культуры (пшеница, рожь, просо), бахчевые (арбузы, дыни) и овощи (лук, огурцы). Благодаря плодородным почвам дельты Волги земледелие было важным источником дохода. В оазисах близ Волги выращивали фруктовые сады. Разводили овец, лошадей и крупный рогатый скот.
Рыбная ловля была ключевым занятием благодаря близости Волги, Каспийского моря и множества протоков. Ловили осетровых, сазана, воблу, судака. Рыбу солили, вялили и коптили. Астраханские татары поставляли её на местные рынки и в другие регионы России. А добыча и засолка черной икры из осетровых стала одним из символов региона. В дельте Волги, богатой рыбой, татары основывали деревни, специализирующиеся на рыболовстве. Некоторые предпочитали жить на островах, где строили дома на сваях из-за частых паводков.
Астрахань была узлом на Великом шёлковом пути и важным центром торговли с Персией, Средней Азией и Кавказом. Татары выступали посредниками, продавая ткани, пряности, ковры, кожу и организуя перевозку грузов по Волге на лодках и баржах. В Астрахани сформировалась многонациональная среда. Именно татары чаще всего “работали” переводчиками.
В крупных сёлах и в Астрахани действовали мусульманские школы, где изучали арабский язык, Коран и основы наук. Имамы и муллы играли важную роль в общине, объединяя людей вокруг мечетей. Многие татары совершали хадж в Мекку, укрепляя связи с исламским миром.
Сибирские татары проживали (и проживают) преимущественно в бассейнах рек Иртыш, Тобол, Тура и Тара, а также вокруг крупных озёр. Их территория охватывала современные Тюменскую, Омскую, Новосибирскую области и юг Томской области. Они выращивали рожь, овёс, ячмень, лён, разводили лошадей, коров, овец, местами сохраняя кочевые традиции.
Иртыш и Обь с притоками обеспечивали их богатым уловом щуки, осетра, нельмы. Рыбу солили, вялили и продавали. Добывали пушнину разной ценности от соболя до Шкурки обменивали у русских купцов на товары. Собирали мёд диких пчёл. Продавали его, а также зерно, кожи и русским поселенцам и коренному населению - хантам и манси. А между делом выступали посредниками в международной торговле.
После вхождения в состав России татары платили натуральный налог пушниной, позже перешли на денежные выплаты. С ростом русской колонизации лучшие земли передавались переселенцам, что вынуждало татар арендовать участки у государства или монастырей.
Некоторые местные группы населения смешивались с русскими, но большинство сохраняло язык и традиции. В деревнях строили мечети, действовали мектебы. Говорили между тем на диалектах сибирско-татарского языка, который был близок к кыпчакской языковой группе, но испытал влияние соседних тюркских и угорских языков.