// Многонациональная Россия

Татары

Татары
Численность народа: 4 713 669

"Происхождение татар — сложный и многогранный процесс, связанный с взаимодействием различных народов и культур на протяжении веков. Современные татары представляют собой несколько этнических групп, каждая из которых имеет свою уникальную историю". 

Слово "татары" изначально относилось к племенам, кочевавшим в Центральной Азии. 

В V веке н.э. в источниках династии Тан (например, в «Цзю Таншу») упоминаются кочевые племена «дада» (鞑靼) или «татань», жившие в регионах Монголии, Маньчжурии и Прибайкалья:  “тридцать (племен) татар пришли в 552 г. почтить память почившего годом ранее тюркского Бумын-кагана, победителя жуаньжуаней и нового владыки тех их племен, которые покорились Тюркскому элю”.

“Тридцать (племен) татар” - это группа племен, входивших ранее в государство жуаньжуаней, которая сплотилась в 20-е годы 5 века вокруг Датаня (Татара) и обеспечила его победу в междоусобице, победу над другими претендентами - представителями остальных племенных группировок жуаньжуаней. И, в отличие от этих других группировок, «тридцать племен» носили имя своего вождя, закрепившееся как самоназвание, подобно тому, как много веков спустя стали этнонимами имена Ногая и Узбека. Это название позже трансформировалось в «татары». Племена были монголоязычными или говорили на языках тунгусо-маньчжурской группы. Они занимались кочевым скотоводством, войнами и набегами. Кочевали в степях к северу от Китая, соседствуя с тюркскими племенами (тюркюты), киданями и другими группами. Китайские государства (Северная Вэй, Тоба) рассматривали их как варваров, с которыми то воевали, то заключали союзы. В хрониках династий Тан и Сун татары описываются как жестокие и воинственные.

Жестокими и воинственными они были и внутри собственного объединения племен: “ни также враждовали и ссорились друг с другом, и долгие годы длилась война между этими племенами и происходили битвы”. Тем более, что от первоначального союза отпочковались многочисленные ветви.

С отсылкой к «Джами‘ ат-таварих» - исторической летописи 14 века, исследователи утверждают, что  их автор Рашид ад-Дин считал: “Если бы при наличии их многочисленности они имели друг с другом единодушие, а не вражду, то другие народы из китайцев и прочих и вообще ни одна тварь не была бы в состоянии противостоять им. И тем не менее, при всей вражде и раздоре, кои царили в их среде, - они уже в глубокой древности большую часть времени были покорителями и владыками большей части племен и областей, выдаваясь своим величием, могуществом и полным почетом от других. Из-за их чрезвычайного величия и почетного положения другие тюркские роды, при различии их разрядов и названий, стали известны под их именем и все назывались татарами”

Но в целом, на этом можно  завершить исторический экскурс в историю древних татар, поскольку никакого отношения к сегодняшним татарам она не имеет. 

Если теперь обратиться к средневековью, то кратко история татар выглядит следующим образом:

  1. В 12 веке татарские племена монголоязычных кочевников были одними из главных соперников монголов. Они входили в конфедерацию племён, враждовавших с кланом Борджигинов, к которому принадлежал Чингисхан (тогда ещё Тимуджин). Татары были частью той племенной системы, где предательство и междоусобицы были нормой. Их устранение стало для Чингисхана шагом к объединению монголов. 

В 1196 году Тимуджин и его союзник Ван-хан кереитский разгромили татар в битве, отомстив за убийство своего отца Есугэя, который был отравлен татарами. В 1202 году Чингисхан окончательно уничтожил татарские племена: “мужчин ростом выше тележной оси казнили, женщин и детей распределили между монгольскими родами”. То, что осталось от племен, вошло в состав Монгольской империи. Выжившие татары были включены в монгольскую армию как «покорённые воины», но их численность и влияние были минимальны. Господствующую роль играли именно монголы. На этом упоминание о татарах могло и закончится, но их название стало применяться ко многим тюркским и монгольским народам. Европейские хронисты, узнав от тюрков-кипчаков о татарах, как о части войск Чингисхана, стали называть всех завоевателей татаро-монголами. Это название закрепилось  и в русских летописях (татарское иго) и в европейской литературе.

  1. Войска Батыя, внука Чингисхана в 1236–1240 годах, разгромили Волжскую Булгарию, половецкие степи, то есть кипчаков, и русские княжества. На завоёванных территориях возник Улус Джучи (Золотая Орда), объединивший земли от Дуная до Сибири. Основу населения Улуса составляли тюркские племена кипчаков, булгар, огузов, монгольская военная элита, финно-угорские марийцы, мордва, а также остатки алан, славян и других групп. 

После распада Монгольской империи в 14 - 15 веках  на территории Золотой Орды началось смешение тюркских, монгольских, финно-угорских и других народов и здесь была основа многих современных тюркских этносов, включая татар. Здесь термин “татары” применялся ко всему тюркоязычному населению, которое и стало предками современных поволжских, крымских и сибирских татар. В средневековых источниках термин “татары” упоминается в таком контексте, что некоторые исследователи склонны считать его этнонимом. “Так, только лишь в одной пятитомной Никоновской летописи, где описывается история Руси и Улуса Джучи, в качестве основного тюркского населения Золотой Орды постоянно фигурируют «татары», «татарские цари», «земля татарская», «баскак татарский» и т.д. Наименование военно-феодальной верхушки, перешло на все население Улуса Джучи. … В средневековой арабской исторической географии в отношении Улуса Джучи, до 60-х годов XIV века эти земли традиционно назывались «Дешт-и-Кипчак», но уже к концу века больше встречаются «татарская земля», «татарский язык», «татарские цари», хотя параллельно еще используются и прежние названия. … «В древности это государство было страной кипчаков, но когда им завладели татары, то кипчаки сделались их подданными. Потом они (татары) смешались и породнились с ними (кипчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (татар) и все они стали, точно кипчаки, как будто они одного (с ними) рода, что монголы (и татары) поселились на земле кипчаков, вступали в брак с ними и оставались в земле их (кипчаков)”.  При этом кипчакский язык, обогащённый монголизмами и арабско-персидской лексикой, стал языком Орды. На его основе формировался старотатарский язык, из которого потом сформировались поволжско-татарский и крымско-татарский языки. Что же касается булгар - оседлого населения Волжской Булгарии, то они имели развитую городскую культуру, устойчивые исламские традиции и именно они стали ядром будущих казанских татар. Говоря о влиянии марийцев и удмуртов. исследователи отмечают, что оно  “отразилось в антропологии и лексике татар”.



Золотая Орда стала «плавильным котлом», где из тюркских племён, монгольской аристократии и местных народов сформировалась новая общность — татары. Современные татары — европеоиды с небольшой монголоидной примесью (10–15%), что подтверждает их связь с кипчаками и булгарами, а не с монголами. Их идентичность объединила ислам, кыпчакский язык и наследие оседлых цивилизаций Поволжья. Именно в этот период заложились основы современной татарской культуры, которая, несмотря на ассимиляцию и влияние России, сохранила уникальные черты.

После распада Золотой Орды на территории её бывших улусов возникли независимые татарские государства.

Казанское ханство (1438–1552) - синтез булгарских и кипчакских традиций, центр поволжских татар, наследник традиций Волжской Булгарии и Золотой Орды. Казань - столица ханства, была основана в конце 14 века как форпост на северной границе Орды. После распада Орды (1438) стала тем местом, где окончательно сформировалась культура поволжских татар. Булгар был духовным центром, где сохранялись традиции домонгольской Волжской Булгарии. После разрушения монголами город остался символом исламской учёности.

Крымское ханство (1441–1783) -  смешение кипчаков, готов, генуэзцев и монголов, вассал Османской империи, опиравшийся на союз кочевых ногайцев и оседлых крымских татар.

Астраханское (1466–1556) и Сибирское (1495–1598) ханства, контролировавшие торговые пути по Волге и в Сибирь. 

К 16 веку все ханства, кроме Крымского, были завоёваны Россией. После завоевания Казани Иваном Грозным (1552) поволжские татары вошли в состав России. “Их жизнь претерпела значительные изменения, но они сумели сохранить культурную и религиозную идентичность, адаптировавшись к новым условиям”. Часть татарской знати перешла на службу Москве, сохранив земли и привилегии. Они несли военную службу, участвовали в охране границ и походах (например, против Крымского ханства). Из их среды вышли влиятельные роды: Юсуповы, Урусовы, Ширинские и др. Большинство же поволжских татар стали **ясачными людьми** (платили налог — ясак). Многие были приписаны к государственным заводам или переселены в другие регионы для освоения земель (например, в Приуралье). Татары-крестьяне занимались земледелием (рожь, овёс), скотоводством, пчеловодством. Казань стала центром производства кожи и мыла. Татары монополизировали торговлю между Россией и Средней Азией, поставляя меха, мёд, ткани.  Важным источником дохода были конные перевозки (татарские тройки) и ямская служба.

После взятия Казани (1552) началось разрушение мечетей, насаждение православия.

Тех, кто отказывался креститься, облагали двойным налогом и ограничивали в правах. Мечети разрушались, строительство новых запрещалось. Однако татары тайно сохраняли веру домашними молитвами или в подпольных медресе.

Только к концу 18 века указом Екатерины II о веротерпимости было разрешено строить мечети и открывать мусульманские школы. Появились первые официальные муфтияты, что укрепило позиции ислама. В 1801 г. в Казани открывается первая татарская типография и возникает движение джадидизма, предполагающее изучение светских наук (математика, история) наряду с исламом. 

После вхождения в состав России Крыма положение крымских татар менялось в разные периоды. Сразу после ликвидации Крымского ханства началась массовая эмиграция крымских татар в Османскую империю из-за страха репрессий и потери привилегий. К 1800 году покинули полуостров около 300 тысяч человек. На опустевшие земли переселялись русские, украинцы, немцы, греки. К 1897 году крымские татары составляли лишь 34% населения Крыма. Многие из них занимались земледелием, садоводством и ремёслами. Однако татарские земли часто изымались в пользу новых переселенцев.

В 1921 году была создана автономия, где крымские татары получили право развивать язык и культуру. Открывались школы, театры, издавалась литература. Но в 1944 году по обвинению в коллаборационизме с нацистами все крымские татары (около 200 тыс. человек) были высланы в Узбекистан, Казахстан и Сибирь. До 30% погибли в пути и первые годы ссылки. Им не разрешали вернуться в Крым до 1989 года,  когда депортация была признана незаконной и началось массовое возвращение крымских татар.

Еще раз стоит напомнить, что крымские татары - это отдельный этнос. Среди них преобладает европеоидный тип с примесью средиземноморских и балканских черт (наследие готов, греков). Крымскотатарский язык относится к половецко-кыпчакской подгруппе тюркских языков, но имеет заметное огузское влияние. Крымско-татарские мечети украшали минареты в османском стиле, а дома свои они строили с внутренними двориками.

После завоевания русскими Астрахани в 1556 году местные татары продолжали жить в ее окрестностях, вдоль Волги и в степях Прикаспия, сочетая оседлый и полукочевой уклад. Их поселения стали основой современных татарских сёл Астраханской области. Районом, где традиционно селились ремесленники, торговцы и духовенство была Татарская слобода. Здесь сохранялись мечети, медресе и рынки. Много поселений было вдоль Волги и её рукавов.  Селитренное — одно из старейших поселений, основанное на месте бывшей столицы Золотой Орды Сарай-Бату. В междуречье Волги и Терека жили юртовские ногайцы - та часть астраханских татар, которая относилась к тюркским кочевым и полукочевым группам, осевшим в степях к северу от Каспия. Летом кочевники перемещались в степи для выпаса скота, зимой возвращались в постоянные поселения у Волги.

Оседлые астраханские татары выращивали зерновые культуры (пшеница, рожь, просо), бахчевые (арбузы, дыни) и овощи (лук, огурцы).    Благодаря плодородным почвам дельты Волги земледелие было важным источником дохода. В оазисах близ Волги выращивали фруктовые сады. Разводили овец, лошадей и крупный рогатый скот. 

Рыбная ловля была ключевым занятием благодаря близости Волги, Каспийского моря и множества протоков. Ловили осетровых, сазана, воблу, судака. Рыбу солили, вялили и коптили. Астраханские татары поставляли её на местные рынки и в другие регионы России. А добыча и засолка черной икры из осетровых стала одним из символов региона.   В дельте Волги, богатой рыбой, татары основывали деревни, специализирующиеся на рыболовстве. Некоторые предпочитали жить на островах, где строили дома на сваях из-за частых паводков.

Астрахань была узлом на Великом шёлковом пути и важным центром торговли с Персией, Средней Азией и Кавказом. Татары выступали посредниками, продавая ткани, пряности, ковры, кожу и  организуя перевозку грузов по Волге на лодках и баржах. В Астрахани сформировалась многонациональная среда. Именно татары чаще всего “работали” переводчиками.

В крупных сёлах и в Астрахани действовали мусульманские школы, где изучали арабский язык, Коран и основы наук. Имамы и муллы играли важную роль в общине, объединяя людей вокруг мечетей. Многие татары совершали хадж в Мекку, укрепляя связи с исламским миром.

Сибирские татары проживали (и проживают) преимущественно в бассейнах рек Иртыш, Тобол, Тура и Тара, а также вокруг крупных озёр. Их территория охватывала современные Тюменскую, Омскую, Новосибирскую области и юг Томской области. Они выращивали рожь, овёс, ячмень, лён,  разводили лошадей, коров, овец, местами сохраняя кочевые традиции. 

Иртыш и Обь с притоками обеспечивали их богатым уловом щуки, осетра, нельмы. Рыбу солили, вялили и продавали. Добывали пушнину  разной ценности от соболя до Шкурки обменивали у русских купцов на товары. Собирали мёд диких пчёл. Продавали его, а также зерно, кожи и русским поселенцам и коренному населению - хантам и манси. А между делом выступали посредниками в международной торговле.

После вхождения в состав России татары платили натуральный налог пушниной, позже перешли на денежные выплаты. С ростом русской колонизации лучшие земли передавались переселенцам, что вынуждало татар арендовать участки у государства или монастырей. 

Некоторые местные группы населения смешивались с русскими, но большинство сохраняло язык и традиции. В деревнях строили мечети, действовали мектебы. Говорили между тем на диалектах сибирско-татарского языка, который был близок к кыпчакской языковой группе, но испытал влияние соседних тюркских и угорских языков.