// Многонациональная Россия

Тептяри

Тептяри
Численность народа: 27 387

Кто-то утверждает, что тептяри, как и бобыли, - только сословие, кто-то - что бывшие сословные люди  почти  за 400 лет консолидировались в субэтнос татарского народа. Авторы отдельных работ считают, что тептяри образуют межэтническую этнографическую группу, переходную между башкирами и татарами. В одном сходятся все - возникли тептяри именно как сословие.

Формироваться сословие начало второй половине 16 века  из переселенцев Среднего Поволжья преимущественно на северо-западе Приуралья. Они расселялись в Оренбургской, Уфимской, Вятской и Пермской губерниях. Наименование «тептяри» изначально использовалось для обозначения людей, поселившихся на тех или иных условиях на этих землях - припущенников. Переселенцы обосновывались на новых территория разными способами, в том числе   путем «припуска», когда один человек из группы прибывших составляет соглашение с владельцем земли - вотчинником. На основе этого письменного соглашения остальные члены группы начинают жить на земле вотчинника или даже в одном селе с ним. Размещение на основе такого договора называлось “припуском”, сам договор - «припускной записью», а закрепившиеся на этой земле таким способом приезжие - «припущенниками».

Среди переселенцев были татары, башкиры, бесермяне, марийцы, мордва, удмурты и чуваши. “Этимология термина «тептяри» восходит к персидскому слову «дэфтэр» («тетрадь»), заимствованному арабами и употреблявшемуся в значениях «список», «тетрадь-регистр для записи податного населения и судебных решений». Дореволюционные историки (Г.Н.Ахмаров и др.) отмечали, что именно в подобных тетрадях владельцы вотчин регистрировали арендаторов из переселенцев”. «Дэфтэр» у астраханских ногаев звучит как «дептирь» или «тептярь».

Кроме того, есть предположения что понятие «тептяр» связано с глаголами “таптар” - топчет, “типмэк” - пинать,  или же с персидским словом “тир” - стрела. 

Примерно через 150 лет припущенники уже подразделялись на тептярей (татары, чуваши, башкиры) и бобылей (марийцы, удмурты, мордва), то есть на тюркоязычную и финноязычную группы. После чего тюркоязычные в некотором роде стали чувствовать себя этнической группа и начали обособляться. “ Внутреннее единство группы тептярей позволяет видеть в ней не только «особый разряд крестьян без различия национальностей», как думали некоторые исследователи, но и особую группу этнического характера (со своим субэтнонимом и групповым самосознанием) ...”

Официально тептяри первый раз упоминаются как люди издавна поселившиеся на башкирских землях  “ из найму или без найму, по записям или без записей, но с платою особого тептярского ясака”  в указе Правительствующего Сената 1736 года: «Что же бьют челом окладные Тептяри…, чтоб старых и новых и детей и братьев переписать, и для той переписи послать, кого надлежит, и по переписке жить им по прежнему в Уфимском уезде, на Башкирских землях, так, как жили деды и отцы их. Из чего ради из Уфимской воеводской канцелярии публиковать же, что бы такие тептяри сами явились в Уфимской канцелярии и объявили о себе <.. .> и записывать их всех в особую тептярскую книгу порознь по дорогам, кои учинить для сего вновь … для того, что ныне те Тептери по их челобитью, все будут записываться в особые Тептерские книги”.

По типу повинностей и налогов тептяри занимали промежуточное положение между военно-служилыми сословиями (башкирами, мишарями, казаками) и государственными крестьянами.  В 1790 году на них была официально возложена повинность по отбыванию военно-пограничной службы, они стали военно-служилым сословием. Они участвовали в войнах, в т. ч. наполеоновских, были образованы 2 тептярских полка, которые просуществовали почти 50 лет.  Тептяри уже в 1760-х годах управлялись военной администрацией. Если ясачными и служилыми татарами управляли волостные старшины, то тептярями — старшины команд.

В первой трети 19 века тептяри перешли в ведение гражданского начальства, но по-прежнему поставляли рекрутов и выплачивали налоги “на содержание Оренбургского (затем Уфимского) казачьего полка”. В 1855–1865 гг. находились в составе башкиро-мещерякского войска. В 1855 году Башкиро-мещерякское войско было преобразовано в Башкирское войско, что автоматически привело к включению мещеряков в состав башкир. А в 1863 году было утверждено «Положение о башкирах», которое подтверждало, что и мещеряки, и тептяри, и бобыли входят в число башкир, теперь уже как сословная группа в составе крестьян. 

Поскольку при этом за башкирами сохранялись определенные привилегии, включая права на вотчинные земли, у мещеряков и тептярей был стимул числиться в башкирах. После 1917 года, когда были отменены сословия и сословные привилегии, у основной массы тептярей не стало экономической необходимости причислять себя к башкирам, однако их постепенно «расписали» по национальностям, официально признанным советской властью. Тюркоязычным мусульманам было предложено стать либо татарами, либо башкирами: примерно 1/3 сделались башкирами, а 2/3 — татарами. Во время переписи 1926 года тептярям было предложено выбрать себе иное название: «Из 113 796 тептярей, отмеченных первичными данными, после уточнения выявлено тептярей-татар 59468, тептярей-башкир — 28922, тептярей-мишарей — 1129, тептярей-удмуртов — 390, тептярей-киргизов (казахов) — 291. Но 23 290 признали себя тептярями. А свой язык тептярским».

Основными занятиями тептярей  до 1930 годов были земледелие и животноводство. Возделывали овёс, просо, пшеницу, рожь. В некоторых районах компактного проживания тептярей преобладало скотоводство. Занимались охотой, пчеловодством, рыболовством, лесными и другими промыслами. “Традиционная культура, хотя и имела ряд особенностей, мало отличалась от культуры татар Волго-Уральского региона в целом. В жилищах тептярей доминировали элементы, близкие по стилю к имевшимся в домах казанских татар Предкамья и Предволжья”.

В последний раз тептяри были зафиксированы в переписи населения 1926 года — 27 387 человек. В настоящее время большинство тептярей — в составе татарского народа. Живут в Татарстане, Башкортостане, Пермской, Оренбургской, Свердловской областях.