// Многонациональная Россия

Тиндинцы

Тиндинцы
Численность народа: до 10 000

Горы считались местом соединения неба и земли, осью мира, обителью бессмертных богов. Вершины гор были входом в тоннель, ведущий в царство мертвых. Мировая гора находилась  в центре мира и была трехчлена: на ее вершине обитали боги, под горой - злые духи из царства смерти, на земле (посередине) - люди. “Гора рассматривалась как место общения человека с богами, а вершина горы ассоциировалась с солнцем, дождем и богами-громовержцами”

B XVIII веке в Дагестане существовало несколько десятков вольных союзов сельских обществ - общин, расположенных близко друг от друга и объединенных общими интересами. Селения, расположенные юга-западнее Богулала, составляли особое общество Тинди, или Тиндал. Сами себя жители общества называли “идари”.

“Тиндинцы (тиндалы, идери, идарии, идарал) — этническая группа аварцев, один из дагестанских народов андийской группы народов, малочисленный коренной народ Дагестана”

“В Тиндинскую сельскую общину входили селение Тинди, Тисси, Тиссиахитли, Аща, Акнада, Ангида  Селение Тинди было разделено на несколько кварталов. Каждый тухум жил в отдельных кварталах, только «лаги» - рабы жили компактно. … Так же были разделены между тухумами села или хутора, окружавшие селение Тинди”.

В исторической литературе принято считать, что социальная структура Тиндала до начала 19 века была однородной. “Горец чувствовал себя лично свободным, не признавал ничьей власти, кроме авторитета старейшины, и не имел никого понятия о социальной иерархии и чинопочитании”. 

Основную массу населения составляли крестьяне-уздени, которые являлись основой сельских обществ и союза в целом. Уздени имели собственное хозяйство и собственные земельные участки.. Участки были разных размеров и разбросаны в разных местах. Своим участком крестьяне-уздени распоряжались по своему усмотрению: могли подарить, продать, заложить, передать по наследству.

Постепенно среди узденей началось расслоение. Выделилась группа обогатившихся крестьян, которые имели стада овец, владели большими участками земли и пользовались чужим трудом. Та часть, которая не могла прокормить самих себя в течение года, нанималась к ним на работу или уходила на отхожие промыслы. Все уздени при этом де-юре были равными и независимыми: права, жизнь и собственность охранялись адатом и общиной - джамаатом. Де-факто же равенство узденей носило формальный характер. На том же джамаатском сходе богатые уздени играли более значительную роль в решении важнейших общественных вопросов.

Территория Тиндала была расположена в основном в горной зоне, где, по мнению археологов, земледелием занимались еще в период позднего неолита. И основными занятиями жителей Тиндала с древнейших времен являлись земледелие и скотоводство. 

В горной части было развито террасное земледелие. ”Возникновение террас предположительно относится к железному веку, но подлинный расцвет террасного земледелия приходится на эпоху существования родственных соседствующих поселков, т.е. на 1 тысячелетие н.э.”

Из-за нехватки земли на одном и том же участке чередовали различные злаковые культуры. Применяли метод многократного вспахивания, чтобы солнце выжгло землю с дерном. “Считалось, что выжженная вместе с органическими остатками почва становится более плодородной и чем сильнее выжжешь, тем мягче и жирнее земля, тем больше влаги она удержит”

Земледельческие работы начинали в самом начале весны. В первой декаде марта на поля вывозили навоз и золу, которые копили всю зиму. “Хранили навоз или около своих домов, или же в специальных местах поквартально. Каждое хозяйство в этих местах имело свой определенный участок, куда и вывозили навоз”. Рассыпав удобрение на маленькие кучки и дав ему возможность перепреть, земледельцы перед вспашкой разбрасывали его по всему полю.

“Сев зерновых культур у тиндал носил своеобразный характер. Если у других народов Дагестана сначала вспахивали поле, а потом разбрасывали по нему семена, то тиндалы на невспаханное поле разбрасывали семена, а затем производили вспашку. Преимуществом такого способа сева являлось, во-первых, то, что семена, разбросанные до вспашки, непосредственно попадали в унавоженный культурный слой, во-вторых, семена предохранялись от возможных заморозков, ибо после вспашки вместе с культурным слоем они переворачивались и попадали вниз. В то же время такой способ сева в условиях неглубокого вспахивания способствовал быстрому появлению всходов”.

Помимо зерновых культур тиндинцы выращивали виноград. 

А по краям пахотных  полей и виноградников сажали фруктовые деревья. Промышленный характер садоводство приобрело только в первой половине 20 века.

“Для ряда общин, расположенных в горах, где природные условия были менее благоприятны для земледелия, характерным становится преобладание овцеводства. Преимущественно разводили аварских и андийских овец, коз, лошадей дагестанской породы, ослов” 

В среднем на одно хозяйство приходилось от двух до девяти овец. Многие уздени-общинники и даже общества, не имевшие своих зимних пастбищ, скот свой вынуждены были не отгонять, держать на пригревах - солнечных склонах окрестных гор. Тем же, кто не имел ни пастбищ, ни скота, ни земли приходилось продавать свою рабочую силу. 

Старший, или главный, чабан мог быть более - менее зажиточным.  Нанимался он на договорных условиях. Прежде чем стать квалифицированным чабаном, необходимо было пасти несколько лет ослов, телят. В его обязанности входили наем и руководство чабанами, аренда зимних пастбищ. На отару в 1 500 овец главный чабан нанимал 5-6 чабанов - один чабан на 300 голов скота. Остальные чабаны не имели собственного скота, труд их оплачивался низко. В качестве оплаты чабан получал одного барана в месяц, еду, одежду. 

Овцы кормили и одевали семью горца круглый год, давали сырье для домашнего производства разнообразных шерстяных и кожаных вещей и различных хозяйственных нужд.

Тиндинцы исторически консолидировались с аварцами, с которыми их сближают общие генетические корни, схожесть языка, а также схожесть или идентичность традиционной материальной и духовной культуры, менталитета, семейного и общественного быта, общность исторических судеб. Процесс этой консолидации, начавшийся еще в средневековье, полностью не завершился и поныне. В настоящее врмя некоторые считают тиндинцев этногруппой аварцев, а другие - самостоятельным народом.