// Многонациональная Россия

Туркмены

Туркмены
Численность народа: 41 338

В  2021 году туркменами в России себя указали 41 338 человек.

23,638 туркмен относятся к городскому населению (57,2%), а 17,700 к сельскому (42,8%). Большая часть туркмен в сельской местности приходится на туркмен Ставрополья и Астрахани, проживающих на территории России почти 4 века.  Сегодня они компактно проживают в Туркменском, Ипатовском, Арзгирском, Нефтекумском и Благодарненском районах – как раз по территории древних кочевий вдоль русла Кумы.

Этнос считается автохтонным, и действительно, даже немного отличается культурными особенностями, деталями костюма и другими нюансами от своих братьев из солнечного Туркменистана.

Основная часть ставропольских туркмен – это потомки кочевников-переселенцев 17 века.  Исторически туркмены кочевали в степях Восточного Прикаспия. А в середине 17 века несколько групп туркменов двинулись в пределы Северо-Западного Прикаспия и влились в состав улусов Калмыцкого ханства: ”тогда более 1665 семейств покинули под давлением хивинских ханов п-ов Мангышлак и прилегающие к нему степные районы, где располагались их прежние кочевья. Преодолев реки Эмбу, Урал и Волгу, несколько родовых групп туркмен вошли в пределы Северо-Западного Прикаспия, где стали вести кочевую жизнь, присоединившись к калмыкам, освоившим эти места ранее”

В традиционном туркменском обществе скот всегда являлся главным мерилом богатства и успеха. В условиях Северного Прикаспия кочевое скотоводство было обязательным условием традиционного образа жизни.  Пока туркмены Ставропольской губернии кочевали в пределах Калмыцкого ханства, у них были постоянные территории летних и зимних кочевий. Но в 1771 году Калмыцкое ханство было ликвидировано и туркмены оказались вытеснены на Ставропольское нагорье. “Песчано-солонцеватые степи в этом регионе во всех направлениях прорезаны крутыми балками, которые наполняются водою только весною и осенью, а также соляными озёрами и солонцами. Данный край был достаточно беден водными ресурсами, что приводило к тому, что жители широко использовали воду из колодцев, примитивных копаней или родников. При этом до 1802 г. вокруг г. Ставрополя находилось много лесных массивов, что усложняло ведение традиционного кочевого скотоводства”. Соседние калмыки и ногайцы, не пуская на свои территории, объективно мешали туркменам вернуться к традиционным методам скотоводства. В конечном итоге, ставропольские туркмены в 1806 году обратились к министру Внутренних дел с ходатайством о «причислении их вновь к калмыкам, под начальством ханов, в которых они состояли со времён Петра Великого, “освободить их от содержания почты и развозки провианта, и поручить их калмыцкому хану. … спустя несколько лет оживлённой переписки российские власти пришли к практичному выводу о необходимости удовлетворить ходатайство и решить вопрос о кочевых территориях ставропольских туркменов простым присоединением их к калмыкам как во времена Калмыцкого ханства”.

в 1771 г. часть переселившихся за Волгу туркмен, была насильно уведена мятежным калмыцким ханом Убуши в Китай, который протестовал против усиления царской власти в низовьях Волги. Но, перейдя реку Урал 340 туркменских семей бежали и возвратились назад в теперь уже российские владения, где власти позволили им кочевать от Волги до р. Кумы на Северном Кавказе. В 1793 году Мангышлак покинула вторая волна эмигрантов-туркмен. Представители этой волны до Ставрополья не дошли и осели в дельте Волги. Таким образом сформировались астраханские туркмены. Их ряды продолжали пополняться отдельными кочевыми туркменскими семьями вплоть до 1813 года, когда в низовьях Волги поселилась последняя группа из 600 мангышлакских туркмен. В 1785 г. астраханский губернатор Н. Бекетов дал им указание кочевать по р. Куме совместно с калмыками. “Высочайшим рескриптом от 9 мая 1785 г. велено было «не причислять и их ни к кизлярским татарам, ни к калмыкам, но числить их в том уезде, где находятся», что стало причиной автономного существования 1 400 кибиток туркменских семей”.

Туркменам разрешено было кочевать только вдоль одного берега Кумы. Поскольку земли эти были плохо приспособлены под пастбища, туркмены неоднократно обращались к российской администрацией с жалобами. Российская администрация …  пришла к выводу, что туркменам можно разрешить переходить р. Куму. Поскольку одним только «трухменцам по уважению тому, что на землях их отходимых, верблюды их при Куме и Мочагах не могут выносить овода, дозволяется переходить чрез реку сию» и кочевать по следам калмыков по бассейну р. Калаус и по Ергенинской возвышенности. Переход строго ограничивался только в двух местах — при урочищах Джилан Кему и Гахаин Гаталган”.

Туркмены сохранили свою этничность, которая сформировалось задолго до переселения. Основу переселенцев составляли части туркменских народностей:

  •  човдор, 
  • игдор, 
  • соинаджи, 

каждая из которых, имела деление на более мелкие роды. К этим родам впоследствии примкнули туркменские и нетуркменские группы:

  • казаяклы, 
  • абдал, 
  • казылар
  • киргиз .

В Ставропольской губернии в 1825 г. было образовано Туркменское приставство с административно закрепленной территорией для проживания. С начала 19 века проводилась “политика закрепления этого населения на земле и перевода его на оседлый образ жизни”. Во второй половине 19 века стали возникать полуоседлые туркменские аулы. 

“В тот период правительство стало переселять в образуемые аулы татар, которые должны были способствовать интеграции туркмен в государственную систему и культурную жизнь Российской империи. Благодаря татарам и русским переселенцам, в туркменской степи Ставрополья распространялись оседлый образ жизни и земледелие. ”





Овцеводство оставалось основным занятием туркмен до середины 19 века. После закрепления за ними в Ставропольском приставстве земельных участков под распашку и для создания аулов земледелие, конечно. начало развиваться, но долго играло, второстепенную роль. 

Каждый род кочевал по известным ему маршрутам, привязанным к колодцам – копаням. Летние и зимние пастбища формировались вокруг таких колодцев и право на них закреплялось за тем или иным хозяином.Заготовка кормов для скота почти не практиковалась.

Даже в начале 20 века лишь около трети кочующих в ставропольских степях туркменов косили и убирали сено. Зимой давали корм только крупному рогатому скоту и верблюдам, овцы и лошади находились на круглогодичном выпасе. 

В разведение овец, при этом, вкладывали, серьезные усилия. В прошлом разводили курдючную овцу красной калмыцкой породы, отличающуюся крупным ростом и выносливостью,позднее стала появляться каракулевая порода закаспийского типа, у богатых туркменов были овцы испанской породы. 

В начале 20 века у ставропольских туркменов было огромное поголовье, но в связи с процессом оседания, а главное, в связи с разрухой в период гражданской войны и коллективизации произошло резкое сокращение его численности и почти полное исчезновение таких его видов, как верблюды и лошади. В послевоенные десятилетия советское правительство озаботилось развитием овцеводства, особенно каракулевого, поскольку каракуль составлял в то время заметную статью экспорта из СССР. Верблюдоводство у ставропольских туркменов исчезло практически полностью, однако традиция использовать это животное в обрядовой практике, в частности, в составе свадебного поезда, сохранилась. 

Жили кочевые туркмены в круглых юртах или «терм ой» – “это, вне сомнения, уникальный образец инженерной мысли кочевого народа! Разборная, для легкости переноски лошадьми или верблюдами, она состоит из 8 складных решеток «терм», которые крепятся к центральному деревянному ободу”.

Вход в юрту традиционно устраивали юго-восточной стороны. В прямоугольный проём часто вставляли резные деревянные двери и завешивали снаружи войлочным пологом.  Собственно, весь каркас снаружи юрты в старину затягивался теплым войлоком, крепившимся ремнями. Войлоком же устилали  пол изнутри. 

Внутри юрта делилась на 4 части: 

  • центральная – почетное место для гостей под названием «тор», здесь  место для очага, которое издревле считается святым. 

  • правая сторона – место хозяина дома

  • слева – место детей

  • возле порога, ниже места хозяина, хранились продукты, кухонная утварь, которые прикрываются специальной циновкой.Примерно там же вешалась одежда, конское снаряжение.

Picture background

Важнейшим условием выживания считалась взаимная поддержка родственников, членов большой семьи или общины. “И по сей день в системе приоритетов у туркменов едва ли не на первом месте стоят ценности, связанные с семьей и своей родственной группой. Для них характерен высокий уровень сплоченности и ответственности за своих родственников, большую роль в их жизни играют внутригрупповые отношения. Туркмены и сегодня стараются придерживаться тех социальных ролей, которые связаны с традиционными представлениями о взаимных обязанностях родителей и старших в семье по отношению к младшим и наоборот. Проблема личной профессиональной карьеры человека, его самореализации как специалиста в той или иной области порой отходит на второй план, если она вступает в противоречие с интересами и потребностями семьи и родственников”.

В туркменских аулах существуют неформальные социальные группы управления – советы старейшин. В них избирали почетных стариков – аксакалов для исполнения обязанностей по сбору податей, заведования  мирскими капиталами аула, которые формировались из платы за аренду принадлежащих аулу земель. «Почетные старики» разбирали гражданские дела третейским судом на основе обычного права - адата. В большинстве случаев аксакалы склоняли противостоящие стороны к примирению.  

“Старики-аксакалы во многом являются выразителями общественного мнения, они присматривают, в частности, чтобы соблюдался порядок, а если совершено, к примеру, воровство, то аксакалы судят виновного по-своему, порицают его, заставляют вернуть похищенное, публично ругают и стыдят. Если между селениями случается какой-либо конфликт, то старейшины собираются вместе, они стараются сами разрешать споры.”

Сегодня, если в ауле и существует совет старейшин, то в него входят пожилые авторитетные мужчины, связанные с религиозной жизнью аула.

У ставропольских туркменов сохраняется четкое деление на эндогамные туркменские группы, части которых переселились на Северный Кавказ 200–300 лет назад. Полунатуральное хозяйство требовало много рабочих рук. Это долго время способствовало сохранению больших неразделенных семей. Такие семьи состояли из родителей с неженатыми и незамужними детьми, двумя-тремя женатыми сыновьями с их детьми, а иногда и внуками. Одна семья могла насчитывать ​до 100 человек.Семья вела единое хозяйство, входила в состав аульской общины: ей выделялась пашня, сенокос, пастбища. Все имущество являлось общей собственностью и управлялось главой семьи – ​отцом. Между членами семьи существовало четкое и закрепленное разделение труда: пастухи, пахари, косари, свой ремесленник. Все заработки шли в общую семейную кассу. Если было много сыновей, самого младшего отправляли учиться на муллу. Жена главы семьи распоряжалась домашним хозяйством, руководила снохами и дочерьми. “Женщины почти полностью были отстранены от земледельческих и скотоводческих работ, они занимались домашним хозяйством, обрабатывали продукцию животноводства: овчину, шерсть, частично кожу, изготовляли одежду, молодые девушки занимались рукоделием 

Внутренний быт семьи был связан с четкой субординацией и рядом запретов. 

Пищу первыми принимали мужчины, затем старшая женщина с детьми, потом ели снохи. Жены не могли есть в присутствии своих мужей, не имели права показываться днем в доме вместе с ними. Невестка (иногда до старости) старалась не появляться в присутствии свекра, тем более говорить с ним и со старшими братьями мужа. “Если они находились рядом, она не должна была громко говорить, показывать свое лицо (которое надо было закрывать платком-покрывалом), брать на руки своих детей, ласкать их. Запрещалось произносить имя мужа, жена называла его «он», «сам», «наш», «сын отца» и т.п”

“Ставропольские туркмены считают себя единой этнической общностью и четко отличают себя от населения Туркменистана, указывая на присущие им самим особые черты культуры и родного языка, на более современный, урбанизированный образ их жизни. Именно внутри этой этнической группы заключается большинство браков – в силу культурной общности ее представителей и территориальной ограниченности круга выбора брачного партнера”

Говоря о традициях,тянущихся через поколения и столетия и, просто, в качестве красивого, нельзя обойти вниманием туркменский чай. 

Чай засыпают в холодную воду, кипятят 5-10 минут с мускатным орехом, корицей, черным молотым перцем, гвоздикой, солью, бадьяном и соленым сливочным маслом. После заваривания чай процеживают и добавляют по вкусу свежее молоко. “Когда принимали особо почетного гостя, старались готовить ему чай из верблюжьего молока, так как оно считалось более густым, жирным и высоко ценилось”. Традиционно чай подавался в пиалах. “Пиалу протягивают, держа двумя руками на уровне груди – от сердца, начиная со старших членов семьи или гостей. Туркменский чай нередко заменял кочевникам и обед, и десерт. Без чая туркмен не может обойтись, как русский человек без хлеба”.