Охотились тувинцы преимущественно на лося, марала, медведя, горных козлов, кабанов, волков и более мелких животных. Мясо употребляли, как водится, в пищу, из шкур шили одежду и обувь, а оставшееся использовали для лечения разных болезней и недомоганий.
У марала в ход шли неокостеневшие рога – панты. Из них добывали то, что мы сегодня называем пантокрином. Средство, которое оказывает стимулирующее действие на центральную нервную и сердечно - сосудистую системы, повышает тонус мышц и т.д. У тувинцев существует легенда о том, что медведь «научил» человека пользоваться этим лекарством. Наблюдая за поведением медведей, которые охотились на самцов маралов, охотники заметили, что медведь, никогда не проходит мимо пантов, если охотник случайно оставит их и мясо марала в тайге. Обнаружив такую добычу, медведь съедал только панты и даже не притрагивался к мясу. «Говорят, что медведи ищут и едят даже старые рога маралов».
Сам медведь «шел» на жир и желчь. Жир медведя употребляли для лечения простуд и легочных заболеваний. Растопленным жиром заживляли раны. Желчь медведя применяли в качестве мази для лечения опухолей, ран, фурункулов, различных язв, пролежней, других кожных заболеваний, при болезнях спины и суставов.
В качестве лекарственного средства применялся только внутренний жир животных, покрывающий оболочкой брюшную область и почки у зверей, добытых в конце осени — начале зимы. Считали, что во все остальные периоды жира мало, и он теряет свои полезные свойства.
Помимо медвежьего, широко использовали жир волка, сурка, барсука и кота манула для лечения простудных заболеваний, туберкулеза, заживления ран. Жир волка считался самым эффективным средством при лечении туберкулеза, далее шел жир сурка, затем барсука и медведя. Жир волка в случаях туберкулеза применяли вкупе с кумысом и иногда с ингаляциями испарений конского навоза.
Жир сурка использовали с такой же интенсивностью, что и жир медведя. При этом жир сурка считался лучше. В районах, где культивировалась охота на сурков, люди практически не болели туберкулезом. Считалось, что жиром сурка можно вылечить также почки, желудок и кишечник. Кроме того, им заливали раны и любые иные повреждения кожи. Раны быстро рубцевались, а насекомые даже не садились на поврежденные участки кожи. С учетом того, что жиром сурка лечили и раненых животных, это было крайне важно в теплое время года.
Жир рыси использовали для лечения ожогов. «В брюшной части, под желудком, рыси располагается «особый» кусок жировых отложений размером с ладонь человека. Для лечения ожогов использовали только эту жировую ткань». Жир топили на слабом огне, потом наносили тонким слоем на обожженное место. Лечебным считалось и мясо рыси. Им кормили «сердечников». Мукой из костей рыси лечили открытые раны. «Глаза рыси также считались лекарством. При болезни глаз (вероятно, глаукома) готовили лекарственный препарат».
Очень популярной для лечения различных болезней была горная индейка. Ее желчью лечили уши, растопленным жиром – обморожения и ожоги, мясом – оспу. «Среди тувинцев существовало предание о том, что китайцы, взяв в плен тувинских воинов, спрашивали у них: болел ли он оспой и лечился ли мясом улара. Выяснив, что болел оспой и вылечился мясом улара, отрубали и съедали палец на его руке. О целебных свойствах мяса улара говорит китайская поговорка: «Кто видел улара, тому выкалывают глаза, кто слышал песню улара, тому отрезают уши, кто ел мясо улара, того можно съесть самого». Помимо этого, мясо считали сильным тонизирующим средством, поэтому на индеек специально охотились только в случаях, когда хотели поднять больного или обессиленного человека.
Желчью барсуков и кабанов лечили опухоли, ушибы, вывихи. Для такого средства желчь сушили, затем разводили в воде и наносили на больное место. Водный раствор желчи употребляли и для лечения дизентерии.
Желчью ворона лечили глаза. Заболевание уха у детей лечили сушеной желчью тайменя, зайца, коршуна. Приступы эпилепсии снимали слюной вороны каарган. Мозг сороки использовали для лечения экземы и отсутствие молока у кормящих матерей.
И это мы перечислили только животных. Но аптечка тувинцев была богата и средствами растительного происхождения. Например, смолой пихты, которой лечили раны и готовили мазь для лечения тяжелых, загноившихся ран. Для внутренних болезней делали из смолы небольшие круглые пилюли. Еще их употребляли для лечения туберкулеза. Отвар из коры пихты применяли при хроническом кашле и простуде, а пихтовое масло при болезнях суставов. Аналогично использовали смолу ели, сосны, кедра. Хвою применяли при ревматизме.
«Береза для тувинцев являлась одним из священных растений. В Туве произрастает 6 видов берез. Березовые рощи считались священными. В традиционной медицине чаще всего использовали в качестве основного перевязочного материала бересту. Из бересты же готовили деготь, которым лечили некоторые кожные заболевания. Из березовых почек готовили чай, который употребляли люди с больной печенью, почками, мочевым пузырем».
Отваром осиновой коры помимо всего прочего лечили гонорею и ревматизм. Лечение ревматизма кроме употребления отвара сопровождалось лежанием «в ваннах» с конским навозом. Лиственницу использовали для изготовления кровоостанавливающего средства при внутренних кровотечениях.
«Можжевельник являлся и является самым мощным средством, оказывающим фундаментальное воздействие на психику носителя культуры. Практически всех больных обязательно окуривали дымом можжевельника. Окуривание дымом производило сильнейшее, положительное влияние на сознание больного, которое можно назвать «эффектом плацебо». Иногда достаточно было этого окуривания, чтобы больной, мобилизовав внутренние ресурсы, выздоравливал. Этим широко пользовались шаманы, от них феномен можжевельника заимствовали буддийские ламы в своей практике».
Часто использовали боярышник, черемуху, бузину, листья смородины, облепиху, пижму, листья и корни лопуха, причем с теми же целями, с которыми эти растения мы используем и сейчас. Из ягод жимолости выжимали сок, которым смазывали лишаи. Была очень популярна земляника. Свежие ягоды считались полезными при заболеваниях сердца, при язвенной болезни желудка, при каменной болезни печени и желчного пузыря, подагре, для понижения высокого артериального давления. Они предотвращали преждевременное старение. Отвар из листьев и корня применяли для полосканий при ангине, использовали при желудочно-кишечных и кожных заболеваниях.
В ход шли корни пиона, ревеня алтайского, солодки, одуванчика. Отваром корня бадана пытались лечить рак. Свежесорванный лист подорожника прикладывали к ранам и порезам. Их же лечили донником и казак-травой. В качестве перевязочного материала использовали мох, когда под рукой не оказывалось смолы и бересты.
Ну и, конечно, женьшень - главный биостимулятор. «Обычно охотники брали с собой в тайгу немного корня. Преследуя зверя, охотник порой расходовал все силы. В таких случаях останавливался, небольшое количество корня заваривал как чай, и тут же его употреблял, после приема ощущается прилив энергии. Больным давали золотой корень в качестве сильного тонизирующего средства для «придания сил».