// Многонациональная Россия

Тувинцы

Тувинцы
Численность народа: 320 384

Тувинцы - тюркоязычный народ, населяющий Центральную Азию и Саяно-Алтайское нагорье.

Такие названия как «дубо», «тубо» и «тупо» упоминаются в китайских летописях 6 - 10 веков применительно к некоторым племенам, обитавшим в верховьях Енисея и районе озера Хубсугола, там, где сегодня живут тувинцы.  Примерно в эту же эпоху сведения о «чиках и азах» - ближайших исторических предках современных тувинцев появляются в рунических древнетюркских памятниках. Позже, в 13 – 14 веках, о тувинцах пишут монгольские и персидские источники.

Территории сегодняшней Тувы была:

  • 2 - 1 века до н.э. - периферией мощной державы хунну,

  • 6 - 8 века - частью древнетюркского государства,

  • 8 – 9 века - частью Уйгурского государства,

  • 6 -12 века - частью Кыргызского каганата,

  • 13 -14 века - частью Монгольской империи чингизидов (по мнению ученых-тувиноведов, к концу этого этапа этнический состав населения уже включал те группы, которые «приняли участие в формировании тувинского народа — потомков тюрков-тугю, уйгуров, кыргызов, монголов, а также самодийские и кетоязычные племена»),

  • 16 – 17 века - частью центральноазиатского государства Алтынханов.

С середины 18 в. маньчжурская династия Китая подчинила себе население этих земель и разделила Туву на несколько основных районов — хошунов. Хошунами управляли тувинские наследные князья - нойоны. Каждый хошун делился на - сумоны, которые в свою очередь подразделялись на более конкретные «десятидворки» - арбаны, объединявшие родственников

«Тувинцы входили также в состав ряда других небольших хошунов, управляемых монгольскими князьями, как в самой Туве, так и на территории Монголии, включая Монгольский Алтай». Со времени вхождения территории Тувы в состав цинского государства началась идентификация по административно-территориальному признаку, установленному маньчжурскими властями.

Тувинцы всегда воспринимали себя как неотъемлемую часть определенного «рода-племени» с его традициями и обычаями, ценностями и даже с типичными антропологическими чертами. («По антропологическому типу тувинцы относятся к монголоидному центральноазиатскому типу североазиатской расы. Восточные тувинцы-тоджинцы - представляют особый тип с примесью центральноазиатского компонента. Преобладание в антропологическом типе местных жителей монголоидных черт исследователи связывают с периодом вторжения в Туву в III в. до н. э. воинственных центральноазиатских племен, родственных гуннам (хунну), которые постепенно смешавшись с местным населением, повлияли на его внешний облик»).

У каждого тувинского рода всегда была своя территория с пастбищами и охотничьими угодьями. Были свои священные места со священной горой, таким же священным родником или источником, священным деревом, и свои духи-покровители. В этих священных местах проводились обряды, свойственные роду, племени.

Созданные маньчжурами хошуны и сумоны разделили родоплеменные группы, объединив население по территориальному признаку. Группы «были лишены свободы передвижения за границу территории уделов своих феодальных правителей, были лишены возможности временных объединений с соседями (родственными им кочевниками вне Тувы) ... . Исключались всякие объединения тувинцев-кочевников и внутри Тувы». «Именно в эпоху пребывания племен Тувы в составе маньчжурского Китая в конце XVIII- XIX в. завершилось формирование тувинского этноса».

Нашлось одно небольшое исследование о том, что представляли собой названия родовых групп, точнее из чего они формировались после того, как были раздроблены.  Первая дополнительная часть родового имени как раз включала в себя название территории, затем  упоминались географические особенности территории, следующими шли «антропологические особенности представителей группы» и тип их характера, после этого шли отсылки к численности представителей рода на данной территории, к занятиям или бытовым признакам.  Что касается упомянутых типов характера, они действительно различались от рода к роду: «например донгаки считались чрезмерно гордыми, монгуши — независимыми и кичливыми, ондары — грубыми и колкими, саая — жадными и ненасытными, хертеки — невезучими, ховалыги — клеветниками, хомушку — сплетниками, салчаки — черствыми. Передаваясь из уст в уста, эти характеристики часто становились устойчивыми стереотипами». Или, например, отсылка к занятиям - балыкчы соян - рыболов соян - представители этой группы тувинцев проживали вдоль русла реки, использовали в пищу рыбу, а это было в диковинку для людей из других родов, которые считали рыбу «водным червяком».

Тувинцы всегда были кочевыми скотоводами. Скотоводство сочетали с охотой, отчасти с примитивным земледелием, для которого строили оросительные каналы. Следы этих каналов находят и сейчас.

Тувинцы разводили крупный и мелкий рогатый скот, верблюдов, яков. Лошадей тоже разводили, но мало, используя вместо них яков. В этой связи есть любопытное наблюдение исследователя 19 века: «...Кажется, на свете нет более странного зрелища, чем отряд тувинцев, сидящих на этих необычных «конях», мрачный рев которых является таким разительным контрастом с воинственным ржанием, уже издали извещающим о приближении арабской или турецкой легкой кавалерии». Тувинские яки отлично служили при перекочевках, они могли взбираться на самые крутые перевалы, навьюченные тяжелой поклажей.

А еще яков использовали на охоте.

Но тотемным животным скотоводов всегда был бык – воплощение плодородия и вообще божество со многими ипостасями в мифологическом представлении людей периода ранней бронзы. В Туве есть святилища с изображениями быков, датируемые самыми разными эпохами.

А на юго-востоке Республики Тыва археологии  недавно обнаружили большой геоглиф, изображающий быка. Считается, что это самый древний геоглиф с животным на территории всей Центральной Азии.

 



Охотились тувинцы преимущественно на лося, марала, медведя, горных козлов, кабанов, волков и более мелких животных.  Мясо употребляли, как водится, в пищу, из шкур шили одежду и обувь, а оставшееся использовали для лечения разных болезней и недомоганий.

У марала в ход шли неокостеневшие рога – панты. Из них добывали то, что мы сегодня называем пантокрином. Средство, которое оказывает стимулирующее действие на центральную нервную и сердечно - сосудистую системы, повышает тонус мышц и т.д. У тувинцев существует легенда о том, что медведь «научил» человека пользоваться этим лекарством. Наблюдая за поведением медведей, которые охотились на самцов маралов, охотники заметили, что медведь, никогда не проходит мимо пантов, если охотник случайно оставит их и мясо марала в тайге. Обнаружив такую добычу, медведь съедал только панты и даже не притрагивался к мясу. «Говорят, что медведи ищут и едят даже старые рога маралов».

Сам медведь «шел» на жир и желчь. Жир медведя употребляли для лечения простуд и легочных заболеваний. Растопленным жиром заживляли раны. Желчь медведя применяли в качестве мази для лечения опухолей, ран, фурункулов, различных язв, пролежней, других кожных заболеваний, при болезнях спины и суставов.

В качестве лекарственного средства применялся только внутренний жир животных, покрывающий оболочкой брюшную область и почки у зверей, добытых в конце осени — начале зимы. Считали, что во все остальные периоды жира мало, и он теряет свои полезные свойства.

Помимо медвежьего, широко использовали жир волка, сурка, барсука и кота манула для лечения простудных заболеваний, туберкулеза, заживления ран. Жир волка считался самым эффективным средством при лечении туберкулеза, далее шел жир сурка, затем барсука и медведя. Жир волка в случаях туберкулеза применяли вкупе с кумысом и иногда с ингаляциями испарений конского навоза.

Жир сурка использовали с такой же интенсивностью, что и жир медведя. При этом жир сурка считался лучше. В районах, где культивировалась охота на сурков, люди практически не болели туберкулезом. Считалось, что жиром сурка можно вылечить также почки, желудок и кишечник. Кроме того, им заливали раны и любые иные повреждения кожи. Раны быстро рубцевались, а насекомые даже не садились на поврежденные участки кожи. С учетом того, что жиром сурка лечили и раненых животных, это было крайне важно в теплое время года.

Жир рыси использовали для лечения ожогов. «В брюшной части, под желудком, рыси располагается «особый» кусок жировых отложений размером с ладонь человека. Для лечения ожогов использовали только эту жировую ткань». Жир топили на слабом огне, потом наносили тонким слоем на обожженное место. Лечебным считалось и мясо рыси. Им кормили «сердечников». Мукой из костей рыси лечили открытые раны. «Глаза рыси также считались лекарством. При болезни глаз (вероятно, глаукома) готовили лекарственный препарат».

Очень популярной для лечения различных болезней была горная индейка. Ее желчью лечили уши, растопленным жиром – обморожения и ожоги, мясом – оспу. «Среди тувинцев существовало предание о том, что китайцы, взяв в плен тувинских воинов, спрашивали у них: болел ли он оспой и лечился ли мясом улара. Выяснив, что болел оспой и вылечился мясом улара, отрубали и съедали палец на его руке. О целебных свойствах мяса улара говорит китайская поговорка: «Кто видел улара, тому выкалывают глаза, кто слышал песню улара, тому отрезают уши, кто ел мясо улара, того можно съесть самого». Помимо этого, мясо считали сильным тонизирующим средством, поэтому на индеек специально охотились только в случаях, когда хотели поднять больного или обессиленного человека.

Желчью барсуков и кабанов лечили опухоли, ушибы, вывихи. Для такого средства желчь сушили, затем разводили в воде и наносили на больное место.  Водный раствор желчи употребляли и для лечения дизентерии.

Желчью ворона лечили глаза. Заболевание уха у детей лечили сушеной желчью тайменя, зайца, коршуна. Приступы эпилепсии снимали слюной вороны каарган. Мозг сороки использовали для лечения экземы и отсутствие молока у кормящих матерей.

И это мы перечислили только животных. Но аптечка тувинцев была богата и средствами растительного происхождения.  Например, смолой пихты, которой лечили раны и готовили мазь для лечения тяжелых, загноившихся ран. Для внутренних болезней делали из смолы небольшие круглые пилюли. Еще их употребляли для лечения туберкулеза. Отвар из коры пихты применяли при хроническом кашле и простуде, а  пихтовое масло при болезнях суставов.  Аналогично использовали смолу ели, сосны, кедра. Хвою применяли при ревматизме.

«Береза для тувинцев являлась одним из священных растений. В Туве произрастает 6 видов берез. Березовые рощи считались священными. В традиционной медицине чаще всего использовали в качестве основного перевязочного материала бересту. Из бересты же готовили деготь, которым лечили некоторые кожные заболевания. Из березовых почек готовили чай, который употребляли люди с больной печенью, почками, мочевым пузырем».

Отваром осиновой коры помимо всего прочего лечили гонорею и ревматизм. Лечение ревматизма кроме употребления отвара сопровождалось лежанием «в ваннах» с конским навозом. Лиственницу использовали для изготовления кровоостанавливающего средства при внутренних кровотечениях. 

«Можжевельник являлся и является самым мощным средством, оказывающим фундаментальное воздействие на психику носителя культуры. Практически всех больных обязательно окуривали дымом можжевельника. Окуривание дымом производило сильнейшее, положительное влияние на сознание больного, которое можно назвать «эффектом плацебо». Иногда достаточно было этого окуривания, чтобы больной, мобилизовав внутренние ресурсы, выздоравливал. Этим широко пользовались шаманы, от них феномен можжевельника заимствовали буддийские ламы в своей практике».

Часто использовали боярышник, черемуху, бузину, листья смородины, облепиху, пижму, листья и корни лопуха, причем с теми же целями, с которыми эти растения мы используем и сейчас. Из ягод жимолости выжимали сок, которым смазывали лишаи. Была очень популярна земляника. Свежие ягоды считались полезными при заболеваниях сердца, при язвенной болезни желудка, при каменной болезни печени и желчного пузыря, подагре, для понижения высокого артериального давления. Они предотвращали преждевременное старение. Отвар из листьев и корня применяли для полосканий при ангине, использовали при желудочно-кишечных и кожных заболеваниях.

В ход шли корни пиона, ревеня алтайского, солодки, одуванчика. Отваром корня бадана пытались лечить рак. Свежесорванный лист подорожника прикладывали к ранам и порезам. Их же лечили донником и казак-травой. В качестве перевязочного материала использовали мох, когда под рукой не оказывалось смолы и бересты.

Ну и, конечно, женьшень - главный биостимулятор. «Обычно охотники брали с собой в тайгу немного корня. Преследуя зверя, охотник порой расходовал все силы. В таких случаях останавливался, небольшое количество корня заваривал как чай, и тут же его употреблял, после приема ощущается прилив энергии. Больным давали золотой корень в качестве сильного тонизирующего средства для «придания сил».