// Многонациональная Россия

Якуты

Якуты
Численность народа: 478 400

Путешественников и исследователей всегда интересовало происхождение тюркоязычных скотоводов на Крайнем Севере

Почти 350 лет назад в Амстердаме была издана первая работа о происхождения саха. Автор ее считал, что предки саха были вытеснены с территории Байкала бурятами. Подкрепляли теорию сведения из фольклорных источников саха 17 века. Она положила начало развитию южной, миграционной версии.

Примерно через 50 лет версия получила следующее развитие: в Монголии до возвышения Чингиз-хана преобладали тюркоязычные племена, предки caxa жили в соседстве c монголами и бурятами и вынуждены были уйти в результате неудачных войн. Сведения якутского фольклора связывали этнос с территорией Забайкалья и Монголии периода возвышения Чингиз-хана. « Сохранились сведения о тотемных верованиях и племенном самосознании представителей различных якутских родов. Согласно им, основная часть родов саха в XVIII в. входила в состав двух племенных образований: хоринцев и батулинцев, имевших тотем орла».

Енисейско-минусинская гипотеза происхождения саха относится к 19 веку и видит родственные связи якутов с сагайцами Красноярского края. В этническом составе выделены три поколения по именам легендарных прародителей Омогоя, Эллэя и Хоро: батулинское, кангаласское и бурятское. Якуты тогда говорили о том, что их прародиной был Енисей, а Байкал всего лишь промежуточной точкой при великом переселении на среднюю Лену.

Некоторые исследователи связывали саха с «лесными уранхайцами Ра-шид-ад-дина, тем самым указывая на этническое родство саха с урянхайцами-туба». Считается, что якутские уранхай принадлежали к племенам Маньчжурии, представляющие собой потомков отуреченных тунгусских племен и гуннов с примесью монголов и тюрок, но уже в древности утратившие свои этнические признаки и усвоившие целиком турецкий язык и культуру. Эта версия имеет место быть и сегодня. Этноним уранхай связывают с тунгусским словом "орон" — олень, он вошел в язык саха в ходе ассимиляции тюркоязычными саха аборигенов края — тунгусов или эвенков. «Уранхайцами себя называли предки вилюйских саха еще в начале нашей эры».

Следующая версия указывала в качестве прародины саха Туркестан, связывая их с древними уйгурами, иным названием которых выступало слово уранхаи.

В героическом эпосе якутов-скотоводов обнаруживаются генеалогические сказания и мифы древнейших турецких и монгольских племен Центральной Азии.

А возможно прародителями якутов были курыкане, которые впервые упоминаются в 6 веке. «Курыкане (в китайских документах они названы гулигани) состояли из трех родов, во главе каждого из них был вождь сыгин, а всех курыкан возглавлял главный, или великий, сыгин». Курыкане были расселены в пределах Прибайкалья и Забайкалья: «низовья Селенги у Кабанска, долина Баргузина, Тункинский край, долина Ангары до Балаганска, верховья Лены до Жиганово». Гулигане прожили около Байкала до начала 14 века, а потом с востока из-за Байкала проникли буряты и вытеснили их на север, на Лену.

А может быть предки саха пришли из степей вокруг Аральского моря, а может в этногенезе якутов участвовали кыпчаки или племена сахарча или сахалянь, упоминаемые в связи с маньчжурскими походами в Приамурье в начале 12 века, а может и племена кыргыс, хоро, тумат, являющиеся, кыргысским пластом, или гуннское племя тоба …

«Результаты анализа историографического аспекта проблемы генезиса саха предполагают синтезированное происхождение якутского этноса - от слияния южных пришельцев с местными, автохтонными группами на территории средней Лены в XV-XVI вв. При этом южные мигранты могли прибывать отдельными группами в разное время».

В итоге антропологический портрет якутов формировался в течение длительного времени в процессе смешения пришлых народов между собой и местным населением. В имперском российском 19 веке якутов «разделили» на 3 группы:

  • С явными следами примеси русской крови

  • Монголовидные, ближе всего стоящие к тунгусам

  • Собственно тюркская, якутская, схожая с индейцами северной Америки

Вот такое научно-популярное описание в 19 веке дал один из исследователей: «Смешения с иноплеменниками являются прежде всего следствием обычая Я(кутов). выбирать себе жен вне своего рода, или клана. Якут чистой расы имеет овальный облик лица, не высокий, но широкий и гладкий лоб с черными довольно большими глазами и чуть скошенными веками. Нос прямой, нередко с горбинкой; рот большой, зубы желтые, крупные; скулы умеренные; цвет лица смуглый, изжелта-серый или бронзовый. Волосы черные, прямые, жесткие; на лице и на других частях тела, где они вообще бывают у взрослых людей, растительности нет. Характернейшей чертой якутского лица является непропорциональное развитие средней лицевой части в ущерб лбу и подбородку. По внешности якут более похож на киргиза, чем на монгола. По росту (63" — 64") он занимает среднее между тунгусом и местным русским (67"). Руки длинные и тонкие, ноги короткие, кривые. Мышечной силой Я. не отличаются, в движениях медленны и тяжеловаты. Из органов чувств всего лучше развит орган слуха. Я. совсем не различают один от другого некоторые цвета (фиолетовый, зеленый, голубой, синий), для которых в их языке нет даже особых обозначений. Идеал Я. заключается в том, чтобы, ничего не делая, много есть и разжиреть, но при необходимости он работает с замечательным усердием и вообще отличается трудолюбием, а также умеренными потребностями и способностью приспособляться к новым условиям жизни, переносить голод и прочие невзгоды. Их коммерческие наклонности облегчают им эксплуатацию легкомысленных и беспечных соседних инородческих племен, а нередко даже и русских. Как ремесленники, Я. быстро успевают во всех мастерствах, обнаруживая значительную ловкость в ручных работах, производимых нередко самыми примитивными орудиями. Главное занятие большинства Я. — скотоводство».



В тот период, когда предки сегодняшних якутов начали осваивать бассейн Средней Лены, очень серьезное хозяйственное значение имели лошади, которые обладают способностью «тебеневать», разгребать копытами снег, разбивать ими корку льда, кормиться самим. При этом «развитый культ коня, тюркская терминология коневодства говорят за то, что лошади были приведены южными предками «саха». А исследования показали генетическое родство якутских и степных лошадей монгольской и ахалтекинской породы, «с казахской лошадью типа джабе, отчасти с киргизской и, что особенно интересно, с японскими лошадьми с острова Черчжу».

Разведение лошадей, крупного рогатого скота и оленей было вообще основным занятием якутов. Скотоводы совершали сезонные перекочевки, а на зиму для скота запасали сено. В целом было создано очень своеобразное специфическое хозяйство — оседлое скотоводство, так как крупный рогатый скот для дальних перекочевок не приспособлен. Якуты не кочевали, а переезжали из зимника на летник. Якутским жилищем была стационарная юрта: зимой жили в юртах, “осыпанных землей», а летом — в берестяных юртах. «Интересное описание составлено японцами, которые посетили Якутию в конце XVIII в.: «В середине потолка проделано большое отверстие, на которое положена толстая ледяная доска, благодаря которой внутри дома якутов очень светло».

Поселения традиционно состояли из нескольких жилищ, расположенных на значительном расстоянии друг от друга. «Деревянные юрты почти без изменения просуществовали до середины XX в. Двери якутских юрт располагались с восточной стороны, навстречу восходящему солнцу». Строили юрты из мелких деревьев, так как срубить толстое дерево считалось грехом. Юрта имела нечетное число окон.

Ороны — лежаки, шли вдоль южной и западной стен жилища, были широкие  разной высоты, на них ложились спать поперек. «Самый низкий «орон» помещался на правой стороне, рядом со входом (уҥа орон), а более высокий — хозяйский, «чтобы счастье хозяина не было ниже счастья гостя». «Ороны» с западной стороны друг от друга отделялись сплошными перегородками, а спереди у них оставляли отверстие для небольшой дверцы и на ночь запирали их изнутри. Перегородки между «оронами» южной стороны были не сплошные. Днем на них сидели и называли орон олох «сидение». Левая нара на южной стороне юрты называлась в старину «көҥүл олох» (вольное сидение), вторая – «орто олох» (среднее сидение), третья нара у той же южной стены – «түспэтийэр олох» или «улуутуйар олох», (степенное сидение); первый «орон» на западной стороне юрты называли «көгүл олох» (священное сидение), второй «орон» — «дархан олох» (почетное сидение), третий с северной стороны у западной стены – «кэнчээри олох» (детское сидение). А нары на северной стороне юрты назывались «күөрэл олох» (лежанки для слуг или воспитанников)».

Жилище ставили не абы где, а старались найти счастливое место. Никогда не ставили юрту среди старых могучих деревьев, считали, что они уже взяли счастье и силу земли.

До 19 века большие патриархальные семьи селились в нескольких домах. В «белом доме» жило старшее поколение - хозяева, в следующих - женатые сыновья, в «черном, худом доме» - слуги и рабы. «Рабов в основном поставляла сама якутская среда. Но незначительную их часть составляли тунгусы, ламуты. Ряды рабов пополнялись военным захватом, порабощением зависимых общинников, самозакабалением из-за нищеты, отдачей рабов в виде головщины в место кровной мести». 

В летнее время большая богатая семья проживала в стационарной берестяной «урасе». Были урасы и более мелкие. Самая большая из «мелких» имела 10 м высоту и 8 м по диаметру.

В 17- 18 веках существовали две формы семьи:

  • малая и большая моногамные

  • полигамная.

Моногамная малая состояла из родителей и несовершеннолетних детей. Большая моногамная патриархальная семья представляли из себя объединение кровных семей, во главе которой стоял патриарх-отец. Кроме патриарха в не входили его братья, сыновья, племянники, вскормленники, холопы (рабы) с женами и детьми. Патриархальные отношения предопределили брак с выплатой калыма. Иногда практиковался брак с обменом невест. Существовал обычай левирата, по которому после смерти старшего брата его жена с детьми переходили в семью младшего брата.

К 18 веку практически прекратила существовать полигамная семья, но в 17 она была еще довольно развитой формой социального объединения. «Аҕа-ууһа» могла состоятьиз братских семей до 9-го колена и из семей, основанных на многоженстве. «Богатый скотовод содержал свое большое хозяйство на двух-четырех отдельных аласах-еланях. Таким образом, хозяйство было разбросано по нескольким аласам, где скот содержали отдельные жены с прислугой. И в силу этого потомки от одного отца, но от разных жен в дальнейшем разветвлялись, составляя категорию родственных семей под названием “ийэ-ууһа”(род матери). В дальнейшем сыновья обзаводились своими семьями и составляли отдельные линии материнской линии от одного отца-предка».

А в общем  якутское население состояло из объединения соседских общин, в состав которых входили патриархальные роды, кланы.

Начало взимания ясака с населения внесло серьезные изменения в хозяйственную деятельность якутов. Большая часть коренного населения отошли от основных своих занятий и перешли к охоте на пушнину. Хотя и до того охота и рыбалка занимали большое место в их жизни, с середины 17 века охота приобрела иной характер.

«До принятия христианства якуты были язычниками, верили в духов и наличие разных миров. С появлением русских, якуты начали переходить постепенно в христианство. Первыми начали переходить в православную веру женщины, выходящие замуж за русских. Мужчин принявших новую религию, одаривали богатым кафтаном и на несколько лет освобождали от ясака. С принятием христианства меняются обычаи и нравы якутов, исчезают такие понятия как кровная месть, слабеют родственные отношения. Якуты получают имена и фамилии, распространяется грамотность. Церкви и монастыри становятся центрами просвещения и книгопечатания. Только в XIX в. появляются церковные книги на якутском языке и первые священники якуты. Начинается преследование шаманов и гонения на сторонников шаманизма. Не принявших христианство шаманов ссылали подальше».