Бежтинцы относят себя к тем дидойским племенам, о которых говорится в исторических описаниях греческих и римских географов первых веков нашей эры, а также в старых армянских и грузинских рукописях. О собственно бежтинцах начали говорить в конце 18 века и называли их тогда «капучинцы». Название «капучинский» по происхождению является грузинским и переводится как «люди, носящие тулупы, шубы». Затем, до переписи населения 1926 года бежтинцы фиксировались как отдельная народность, а в дальнейших переписях их включали в состав аварцев.
«В антропологическом отношении бежтинцы являются представителями кавкасионского типа большой европеоидной расы. Характерные черты: высокий рост, светлая пигментация, вытянутая форма головы, узкое лицо». Из черт характера, свойственных бежтинцам, выделяют храбрость, отвагу, самолюбие, вспыльчивость, великодушие и щедрость. Самоназвание бежтинцев - бежкьаса происходит от названия основного населенного пункта Бежта – «на загоне, на скотном дворе». Селение Бежта находится у самого подножья Большого Кавказского хребта (на высоте более 1650 метров над уровнем моря) в бежтинской котловине.
Одна часть бежтинцев с 16-17 веков. живет в Грузии, другая в городах Республики Дагестан и Российской Федерации в целом. Этническая же территория бежтинцев находится в Западном высокогорном Дагестане. «Это сильно пересеченная гористая местность с глубокими ущельями и довольно обширными речными долинами, покрытая альпийской и субальпийской растительностью, а также изобилующая лесами (смешанными, в основном - хвойные деревья)». Поселения их - Бежта, Хашархота, Тлядал и окружающие их хутора Цунтинского районана - расположены по левым притокам реки Аварское Койсу, в отрогах Главного Кавказского и Богосского хребтов. С юго-запада они граничат с цезами, гунзибцами и гинухцами, с юга - с цезами, с востока — с аварцами.
Капучицы вместе со своими соседями образовали союз сельских общин. В составе союза все считались равноправными, каждое из обществ имело свою территорию, свое сельское управление и свой свод обычно-правовых установлений - адатов. Капучинский союз был военно-политическим образованием. Соседи выступали как единое целое в случае угрозы извне. Собиралось союзное ополчение, состоявшее из вооруженных мужчин всех джамаатов. Объявление войны, организация отпора, заключение мира, недоразумения по поводу границ, угодий, имущественно-правовые претензии джамаатов друг к другу и другие важные вопросы общественной жизни разбирались собранием представителей обществ союза, общим собранием всех мужчин-воинов или собранием старейшин каждого из джамаатов. Джамааты были социально однородными. Пастбища, часть сенокосов, леса, водоемы, источники и пустоши считались коллективной собственностью джамаата. В мирное время бежтинцы занимались отгонным животноводством –овцеводством, разведением крупного рогатого скота, коз, лошадей. Так же среди традиционных сельскохозяйственных занятий было пашенное земледелие. Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, полбу, овёс, бобовые, чеснок и табак. Позже стали возделывать сады и огороды.
До начала 20 века жили преимущественно неразделенными семьями – родительская семья с женатыми сыновьями, ведущие общее хозяйств. Такой состав семьи был целесообразен «с учетом малоземельного, мелкого, многоотраслевого хозяйства с отгонами скота на летние альпийские и зимние пастбища и развитым отходничеством».
«В семье господствовали патриархальные отношения. Зависимость, подчиненность жены мужу были в большей степени традиционно-адатными, чем фактическими. Значение и роль хозяйки, несущей на своих плечах значительную часть хозяйственной нагрузки, домашних забот и хлопот по воспитанию детей, были огромными. Практически все более или менее важные вопросы семейной жизни (женитьба сына, выдача замуж дочери, строительство дома, продажа или покупка участка, скотины и т.д.) решались с одобрения жены. Дарения и подарки родственников при замужестве, куда нередко входили земельные или покосные участки, крупный рогатый скот, овцы и прочее, составляли неотъемлемую собственность жены. Поэтому она чувствовала себя спокойно и уверенно, пользовалась значительной свободой, уважением и почитанием домочадцев». Но главой семьи, безусловно, являлся муж и отец.
Брак преимущественно начинался со сватовства молодых по инициативе родителей, хотя до 19 века сохранялись и такие виды заключения брака, как люлечное и утробное обручение. «Традиционно, хоть и редко, бытовали такие формы брака, как умыкание, бегство молодых, обменный брак, отработочный брак, формы левирата и сорората. Изредка практиковалось и многоженство, прежде всего двоеженство». (Прим. Левира́т (от лат. levir «деверь, брат мужа»), - брачный обычай, по которому вдова была обязана или имела право вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа, в первую очередь — с его братьями. Сорорат (от лат. soror «сестра») - обычай, по которому мужчина вступает в брак одновременно или последовательно с несколькими родными или двоюродными сёстрами жены. Такой брак заключался как во время супружества, так и после смерти жены.
Свадьбы сопровождались некоторыми неординарными ритуалами. Во время торжества родственники невесты следили, чтобы никто не наворожил чего-то недоброго – согласно поверьям, это могло совершаться биением в бубен или барабан с внутренней стороны, посыпанием солью места рядом с невестой и комнаты молодых. Также навести порчу недоброжелатели могли, подбросив в комнату по углам гнилых фруктов. Распространена была порча с помощью высушенных и измельченных ящериц определенного вида. Получившимся порошком посыпали одежду невесты. А еще можно было оторвать пуговицы от своей одежды и подбросить их в обувь молодоженам.
Чтобы в браке родился крепкий и здоровый малыш, женщине необходимо было часто наблюдать за отражением неба в водоеме. Чтобы усилить мужскую силу новорожденного мальчика, его мыли водой, а после этого окунали в молоко ослицы. Аналогично делали и с девочкой, веря, что она вырастет необычно красивой. «После рождения девочки родственники или соседи, приходя с поздравлениями, должны были воткнуть иголку в притолоку комнаты, где спал малыш. Через девять месяцев одна из родственниц (старшая сестра, тетя или бабушка) должна была собрать иголки и воткнуть их в лошадиный навоз, который затем закапывался за пределами селения. Согласно поверьям, это защищало малышку от злых духов на всю жизнь». При первых шагах ребенка отец обязательно пошлепывал его, чтобы он упал. Если после этого ребенок снова поднимался и старался пойти, то родители устраивали праздник, пекли лепешки и раздавали их соседям.
Ступенчатым поселениям бежтинцев свойственна скученность. Непременными атрибутами поселения были и остаются мечеть, место схода, кладбище. Исторически селения росли из небольших поселений раннего средневековья. Подступы к поселениям охранялись многоярусными болевыми башнями. У каждого селения имелись свои хутора. На них содержали скот, вокруг хуторов были разбросаны сенокосы и пахотные участки. Дома бежтинцы строили каменные двух-, трехэтажные: хлев-жилье, хлев-сеновал-жилье, хлев-жилье-жилье и так далее. В традиционном жилище мебель почти отсутствовала, домашняя жизнь проходила либо у очага, либо на лоджии.