// Многонациональная Россия

Удэгейцы

Удэгейцы
Численность народа: 1496

«Давным-давно наши предки жили у моря. Когда они там стали жить, никто не знает. Только потом переселились сюда».

Давным-давно, по мнению ученых-этнографов, это 2 век до нашей эры – 2 век нашей эры. Тогда на морском побережье Приморья начали смешиваться местное палеоазиатское (народы северной Азии) и австронезийское (жители прибрежный районов нынешнего Китая) население. К ним пришли охотники илоу – южные дальневосточные тунгусы.

Как говорят источники, в 4-6 веках на берегах Японского моря уже хозяйничало племя Уцзи, которое состояло из 7 племен. Следующее упоминание датировано 12 веком. В нем говорится о племени Удаха. Этот период истории исследователи связывают с Золотой (Цзинь) империей чжурчжэней. Империя была создана в 1115 году. В нее входили Маньчжурия, Приморье и Приамурье, Северный и Центральный Китай и Внутренняя Монголия. Причем китайцы составляли 87 % всего населения империи Цзинь, а самих чжурчжэней-завоевателей насчитывалось около 10 %. По мнению историков это был «апофеоз консолидации многочисленных народов, населявших эти земли». Империя просуществовала 120 лет и была разрушена Чингисханом.

Позднее, уже в 17 веке китайцы рассказывали о племени Удиха все на том же побережье Японского моря.

В 18 веке на берег высадились «конкистадоры». Предположительно, это были люди с кораблей Лаперуза, исследовавшего в то время новые территории. «Пришельцы убили двух братьев из племени, и началась кровная месть. Чтобы избежать дальнейших конфликтов с неизвестными людьми и, видимо, напуганные видом кораблей, оружейными выстрелами и грохотом корабельных пушек, племена двинулись вглубь материка для того, чтобы скрыться в тайге».

Первая река, на которой остановилось племя, была покрыта снегом и настом. Ее так и назвали – Има, что значит «снежная». Позже она стала Иманом. «Остановившись там, старший дед сказал: «Другие места дальше тоже есть, идите по противоположному берегу, проверьте, куда впадает другая речка… Мы всех удэгейцев переселим сюда»

Дальше нашли еще одну реку и очень обрадовались и стали восклицать: «Мое счастье». Так появилось название у реки Бикин. Примерно так же произошло еще с двумя реками – Хор и Анюй. Тут и остались.

Жили удэгейцы в землянках или утепленных шалашах. Летом перебирались в легкие шалаши. В центре «дома» разжигали очаг, за которым следили очень бдительно. Огонь поддерживался постоянно, чтобы не обидеть хранительницу очага. Обидевшись, она могла сильно навредить племени. По этой же причине очень неохотно делились огнем с другими поселениями. Если переезжали сами,  аккуратно укладывали огонь с собой в туесок, обмазанный глиной.

Помимо обидчивой хранительницы очага одушевленными были солнце, луна, звезды, хозяин гор. А руководил все этим безликий небесный праотец Эндури.

«Когда-то, очень давно, небесный правитель Эндури поручил старику Чинихе-мафа создать тёплый климат на всей территории Приморья. На юге края Чинихе справился с задачей, а вот на севере не успел закрыть щель между небом и землёй. Через эту щель - буа кэнкини - и дует ветер, отчего северная часть Приморья осталось холодной на все времена. В наказание за это небесный правитель оставил старика жить на севере, вдали от супруги – Тагу-мамы. С тех пор старика и старуху разделяют высокие хребты Сихотэ-Алиня». Они могут переговариваться через горы. Но один раз в восемь месяцев в новолуние Тагу-мама поет песню и призывает Чиниху к себе. Он приходит и говорит: «После того как я уйду, у тебя будут дети, а ты их посылай людям». Так они и делают. Тагу посылает на землю детские души и продолжает род людской. Родители же рассказывают детям, что выкапывают их из земли лопатами.

Основная же обязанность Чинихе - посылать на землю снег. Когда он засыпает, снег не идет, нет хорошей охоты. Чтобы разбудить старика, зовут шамана. Шаман трогает палкой бороду и усы Чинихе, в которых собирается снег. Чинихе просыпается, отряхивается и через три дня снег достигает земли.

Жили удэгейцы всегда охотой и собирательством, что закономерно. Зоологи насчитывают на удэгейской территории 36 видов животных. Это медведи, тигры, лоси, изюбры, кабаны, росомахи и соболь, норка, барсуки, белки, колонки и лесные коты.  Некоторые из них занесены в Красную книгу: амурский тигр, лесной кот, дикуша, черный аист, чешуйчатый крохаль, скопа, орлан-белохвост, рыбный филин. Но они, кстати, никогда и не были у удэгейцев объектами промысла. Ну, кроме тигра.

Для собирательства природа предоставила местным жителям более 150 видов съедобных и лекарственных растений. Говорят, что только под дикой голубикой тут примерно 100 гектаров леса. Других ягод и грибов тоже бессчетное количество. А еще есть нерестилища лососевых, но такие труднодоступные, что кроме аборигенов до них никто не может добраться.

Охотой и собирательством до сих пор заняты примерно 80% населения. Охотятся удэгейцы круглый год, но отличаются очень трепетным отношением к своим ресурсам. Никогда не охотятся в «брачный» и «детский» сезоны. И это при том, что у них имеется круглогодичная лицензия на отстрел животных, необходимых для питания. В такое время на замену свежему мясу идет другая еда. Это решение удэгейцы-охотники приняли самостоятельно еще в 1980-х годах общим собранием промысловиков. Как объясняют сами охотники, это многовековая традиция – не брать лишнего, опыт предков. То, что сегодня мы называем рачительным природопользованием.

Жили в основном родовыми стойбищами, как и все северные народы. По три-пять семей. Иногда стойбища объединялись в соседские общины. Промысловыми угодьями владели вместе, границы угодий были условными, представители всех родов знали, кто и где охотится. Внутри самого рода угодья были распределены между родственниками. Распределяли их по желанию, но закрепляли за каждым членом рода сроком на один год. В личном пользовании были только орудия охоты, их каждый охотник изготавливал сам.


 Перед охотой обязательно совершался ритуал. Каждый охотник отправлялся на вершину утеса и в полдень разжигал там костер. На одном из деревьев вырезал луну и солнце. Без этого удачной охоты можно было и не просить.  У подножия утеса оставлял немножко еды, спички, табак, монетки, лоскутки ткани. Вот тогда можно было и поохотиться.