// Многонациональная Россия

Карагаши

Карагаши
Численность народа: 4570[

Название «карагаши» происходит, скорее всего, от «кара агаш» – «черные деревья». Насчитывалось «черных деревьев» по переписи 2002 года 4570 человек, а по переписи 2010 — 16. Карагаши не входят в перечень малых народов России и сохранять в паспорте редкую национальность неудобно, поэтому остальные причислили себя к ногайцам или татарам. К татарам, потому что уже много-много лет живут бок о бок с астраханскими татарами, к ногайцам, потому что с точки зрения образования этноса они больше ногайцы, чем кто-то другой.

Тем не менее, ногайцы-карагаши в дореволюционных источниках  назывались кундровскими татарами.

Итак, в Волго-Уральском междуречье жила-была Ногайская Орда.  Часть ее в середине 16 века отделилась и ушла на Кавказ, образовав Малую Ногайскую орду.

До 18 века малая орда была вассалом Крымского ханства. «В 1723 г. эта группа была пленена калмыками и обложена данью. До конца XVIII в. они пребывали в составе Калмыцкого ханства (государственное образование калмыков-торгоутов в XVII—XVIII веках на территории современной России), кочуя в зимний период с калмыками, а в летнее время отдельно достигая территории Астраханской губернии. После ухода большинства калмыков в 1771 г. в Джунгарию карагаши освободились и перешли непосредственно в российское подданство. Им отвели для кочевания земли в Красноярском уезде Астраханской губернии. В 1788 г. карагаши основали два селения – Сеитовку на реке Ахтубе и Хожетаевку на реке Берекет). В течение XIX в … образуются другие аулы карагашей: Лапас, Ясын-Сокан, Малый Арал, Большой Джанай, Малый Джанай. В этих сёлах карагаши зимовали, а летом кочевали, живя в юртах. Скотоводство составляло основу их экономики».

Делились карагаши на роды, которые были объединены в 4 больших племени: найман, отделившееся от него тобетпес, мангыт и ас. Во главе рода стоял маслагат – совет старейшин. У каждого рода был свой родовой фамильный знак тамга, свой боевой клич, свое место на кладбище и своя мечеть.

Некоторые из родов состояли, в том числе, и из ассимилировавшихся мангышлакских туркмен и казанских татар. Браки между карагашами и татарами не воспринимались как смешанные ни внутри карагашских общин, ни у татар, ни у соседей. Казанские татары пришли на эти земли в составе регулярной армии  в конце 18 начале 19 веков и, покинув ее, остались жить в Букеевской орде. Орда считалась казахской, при этом была внутренней киргизской. Существовала до cередины 19 века и входила в Астраханскую губернию. Некоторые группы карагашей, тесно связанные с казахами Букеевской орды, испытали влияние казахского языка и культуры, и после ликвидации орды переселились к ханской ставке в Урду (в Казахстан). До сих пор в екоторых местах наблюдаются интенсивные взаимные ассимиляционные процессы с казахским населением.

Основным занятием карагашей было полукочевое скотоводство. В образованных селах в Красноярском уезде Астраханской губернии они зимовали, а летом кочевали за скотом, живя в юртах. Окончательное оседание карагашей произошло только в период колхозного строительства, в 1920-1930-е гг.Прекратив кочевать, они вынуждены были больше заниматься огородничеством и рыбной ловлей.

У карагашей были развиты своеобразные традиции изготовления нагрудных украшений женского убранства, узорной техники отделки предметов домашнего обихода, например чудесных тюфяков- мндеров с шёлковым чехлом с аппликацией (карга тел). Почти до конца 20 века они делали шерстяные узорные кийез - ковры ручной работы («кииз»).

Для этнографов особый интерес представляет целый цикл обрядов карагашей, который связан с новорожденным. Часть из них сохраняется по сей день и свидетельствует о сохранении патриархальных отношений.

Тело новорожденного карагаши считали сырым и, чтобы оно поскорее «затвердело», младенца сорок дней купали в подсоленной воде. За эти же дни младенца укладывали в колыбель, давали ему имя, одевали в «собачью рубашку» и в конце сбривал волосы.

Ийт коьйлек – собачью рубашку - шили из подола нательной рубахи почтенного старца или свекра матери. Таким образом, ребенок должен был перенять мудрость старца и жить так же долго, как он. При совершении обряда снятия рубашки пекут три круглых лепешки (хлеба) с дыркой посередине. Один такой калакай полагается собаке, остальные детям. Снятую рубашку продевают через дырку в хлебе, который привязывают на шею собаке. Дети гоняют собаку, чтобы она унесла все плохое в младенце.

«Обряд сбривания волос проводит дедушка (нагаш атасы) или дядя со стороны матери (нагаш акасы), к которому привозят ребенка. Мужчине, отправляющему обряд, родители дарят рубашку, а он преподносит ребенку ценный подарок в виде барана или бычка. Первые волосы называют карын шаш («утробные волосы»). В народе считают, что если их не сбрить, ребенок будет болезненным и у него будет плохой глаз, его проклятия будут сбываться. У мусульман сбривание волос на голове ребенка мыслится как очищение. Отправление этого обряда вводит ребенка в мусульманскую общину и с этого момента человек должен придерживаться законов Шариата. Волосы мальчика заворачивают в кусок ткани или платочек и привязывают к хвосту лошади. Верили, что это сделает ребенка сильным, выносливым, быстрым, как лошадь. Волосы же девочки хранили дома в сундуке, чтобы она стала хранительницей домашнего очага, была хозяйственной и трудолюбивой»

Есть и обряд перерезывания пут, который призван скорее заставить ребенка ходить. Ребенка ставят на платок или ткань и завязывают ножки тесьмой, сплетенной из разноцветных ниток. Для перерезывания тесьмы приглашают специальную женщину - бойкую, здоровую, хозяйственную.

Ее хорошие качества перейдут ребенку. Родители не принимают прямого участия ни в одном обряде, зато на них присутствуют бабушки, тети и соседки. На платок перед ребенком кладут монетки, подарки. Женщина обычно говорит: «Сендей болсын!- Пусть будет таким (ой) как ты!» и перерезает путы.