// Многонациональная Россия

Осетины

Осетины
Численность народа: 701 807

Остатками древних половцев, потомками древнегерманских или финно-угорских племен, семитами – кем только не считали осетин до 19 века, пока не сошлись во мнении: предки осетин – скифы.

В начале 3 тысячелетия до н. э. распалась большая индоевропейская общность. Племена, проживавшие в Юго-Восточной Европе, назвали себя ариями, что означало «полноправные люди», в отличие от соседей или покоренных народов. Когда эта группа индоиранцев разделилась на две ветви, одна из них – индоарийская - покинула Европу и поселились в Индии, вторая – иранская - осталась на юго-востоке Европы. Среди племен иранской группы были киммерийцы, скифы, сарматы.

Максимально упростив и сократив цепочку исторических событий, получаем следующее:

  • 8 век до н.э. - скифы расселились в районах степного Крыма и областях Северного Причерноморья, между нижними течениями Дуная и Дона;

  • 7 – 6 века до н.э. – скифы проникают на Северный Кавказ и в горную полосу Северной Осетии. «Подтверждением этого служат данные антропологов, установивших наличие в могильниках кобанской культуры двух типов черепов: круглоголовых — местного населения и длинноголовых -— ираноязычного пришлого».

  • 4 век до н.э. - скифский царь Атей, завершив объединение племенных союзов, создал мощную державу;

  • 3 век до н.э. - скифы подверглись нападению родственных сарматских племен и были частично рассеяны, однако значительная их группа была ассимилирована сарматами;

  • 3 век н.э. - в скифо-сарматское царство вторглись готы, а через столетие пришли гунны, которые вовлекли местные племена в Великое переселение народов;

  • 4-5 века - из скифо-сарматского сообщества выделились аланы, часть которых отправилась на запад,  другая часть переместилась к предгорьям Кавказа, где «соединившись с местными этносами, положила начало будущему раннефеодальному государству Алания».

  • 13 век - в Аланию вторглись орды Чингисхана. Уцелевшие аланы вынуждены были уйти в кавказские горы. Они пропадают с исторической сцены на пять столетий, чтобы возродиться в новом свете под именем осетин.

Реликты скифского мира содержатся в осетинском героическом эпосе, который отражает события от скифской эпохи от 8 века до н.э. до 14 века н.э. - исхода войн с татаро-монголами. 

Многие сюжеты нартского эпоса находят полную аналогию в быте и обычаях скифов, как они описаны у Геродота и других античных авторов: волшебная чаша, поклонение мечу как богу войны, образ Сата́ны — души нартовского общества, хранительницы очага. Одним из главных героев осетинских нартских сказаний является Сослан - нарт, рождённый из камня. Сослан напоминает Ахиллеса с его уязвимой пяткой, с той лишь разницей, что у Сослана уязвимы были колени. Оба героя погибли из-за удара по слабому месту.

В осетинской версии эпоса у нартов выделяются на три фамилии: Ахсартагката, Бората и Алагата. Ахсартагката - воины. Их род небогат, но обладает силой и отвагой. Бората, постоянно враждует с Ахсартагката. Они богаты, но именно они послужили причиной гибели нартов. Род Алагата - хранители всех обрядов. Ни один праздник, посвящённый духам и богам, не обходится без них. «Это деление на три рода-касты отражает социальный строй древнего индоевропейского общества, отчего и представлено только у осетин — единственного индоевропейского народа в регионе».

Так же исследователи считают, что культ домашнего очага, бывший культ семи богов, похоронные обряды осетин  восходят к аналогичным скифским обрядам. Кроме того «языковой материал скифо-сарматского мира, охватывавшего обширные территории между Дунаем и Каспием, сохранился в нескольких тысячах топонимических названий и собственных именах. … Абсолютное большинство скифо-сарматских слов может быть идентифицировано посредством современного осетинского языка. … Так название английской столицы — Лондон — осетины воспринимают как свое, потому что на их родном языке оно означает «гавань или пристань». Есть и другие примеры. Город Дувр по-осетински звучит как «ворота», Бонн – как «день», а Лиссабон – «восходящий день». Подобных интригующих топонимов в европейских языках насчитывается не менее полутысячи».

Скифские обряды, аланские обряды…  Духовная жизнь осетин очень разнообразна. Большинство осетин-иронцев  исповедует православие. Большая часть осетин-дигорцев – ислам. Но те и другие почитают и древнюю веру отцов - уацдин.  В рамках этой веры существует единый бог-творец Стыр Хуыцау.

Между ним и людьми есть посредник Уастырджи. Он считается покровителем воинов и всех людей. Есть еще божества – дзуары. «Считается, что перед дзуарами, Уастырджи и Стыр Хуыцау никогда нельзя стоять на коленях. Роль молитвы в Уацдин выполняет тост (Ирон куывдтæ). Осетины молятся, стоя за столом, с чашей особого традиционного пива (бæгæны, алутон) в руках».

Эта религия не нуждается ни в храмах, ни идолах, ни священническом сословии. Для молитв и поклонения дзуарами осетины собираются в особых сакральных местах. Жертвоприношения делают только покровителям-духам, ибо дух – реальная сила природы, которой можно пользоваться в своей выгоде, если только уметь обращаться с нею. А Бога неразумно низводить до «пристрастного существа, способного из-за жертвоприношений исполнять просьбы, носящие большей частью эгоистический характер».

Роль священника выполняет старейший семьи или рода, собрания или общества. Он не является носителем каких-либо таинств, не называет себя посредником между богом и людьми, а лишь является выразителем общих чувств и верований. В места общих молитв верующие приезжают с жертвенными пирогами. «Считается, что вознесенные здесь молитвы имеют особую силу. А из рощи не разрешается ничего выносить. … Одно из таковых мест – священная роща Хетага (Хетæджы къох), расположенная на 13 гектарах реликтового леса в Алагирском районе Северной Осетии».

Уацдин осетины воспринимают как нечто свое, свойственное лишь им. Что-то, что является исконным символом древней аланской нации и придает ей жизненные силы.



Ритуальным действом, тесно связанным с верой, осетины считают застолье.

Настоящее застолье отражает весь национальный жизненный уклад. За столом молятся богу и небесным покровителям, соблюдают все законы почитания старших. Категорически не допускается никакое недостойное поведение, сквернословие и ругань. Не принято появляться за столом в неподобающей одежде. Все участники застолья рассаживаются в порядке строго определенном заведенными обычаями. Чтобы выйти из-за стола нужно спрашивать разрешения у старших, но в любом случае, не раньше трех обязательных тостов. Если старшие встают, произнося очередной тост, то никто из младших не имеет права оставаться сидеть. Так же запрещено выпивать между тостами и произносить тосты по собственному желанию, усмотрению. Сколько бы тостов не было произнесено, ни один осетин не подвергнет себя позору, оказавшись пьяным.

Опоздавшие садятся в конце стола. Если же гость прибыл издалека, то перед тем, как посадить визитера на предназначенное ему место, его подводят к старшим поздороваться и преподносят ему так называемый «встречный» бокал - нуазан.

Говорят, что этот обычай восходит к скифской эпохе.

Гость - божий посланник - вообще отдельное явление в кавказской жизни. Любое нарушение обычаев гостеприимства могло покрыть несмываемым позором принимающую сторону, включая всех близких и дальних родственников. Дорогого гостя сажали за стол, старший в доме все же садился рядом с гостем, остальные родственники и односельчане проявляли свое гостеприимство стоя. «К столу обязательно подавали горячие пироги с пивом или аракой, национальным алкогольным напитком. Если же гость оставался на ночь, то заведено было резать барана, вне зависимости от наличия в хозяйстве свежего мяса. В каждой семье на случай приезда гостей всегда заготавливалось впрок лучшее продовольствие. Нужда ни в коем случае не оправдывала нарушение обычаев, и даже последние запасы могли быть использованы ради соблюдения традиций».

От гостей тоже требовалось исполнение некоторых ритуалов: он останавливался у коновязи и ждал, пока хозяин дома не выйдет навстречу. Тогда он слезал с коня, здоровался с встречающими и переступал порог. Входить в дом нужно было с правой ноги, а выходить с левой. Злоупотреблять щедростью хозяев было не принято: благородный гость ест мало, даже если очень голоден.

Умеренность и сдержанность во всем – золотое правило осетинского народа и норма поведения. Жизнь осетина проходила публично, его добрая слава или позор, достоинства и недостатки были известны всем.  Каждый человек мог быть поощрен или осужден на народном собрании – ныхасе.

На фамильном и сельском ныхасе собирались все мужчины. Приглашали и женщин, известных мудростью и жизненным опытом, но не всегда. Мужчины имели право голоса, независимо от возраста. Если старшие отсутствовали или по каким-то причинам не могли представлять интересы своей семьи, это мог сделать и юноша этого семейства, взявший на себя обязанности главы дома. «На фамильном ныхасе предварительно обсуждались вопросы, которые собирался решать общий сельский ныхас - народное собрание более высокого уровня. Сельский ныхас занимался текущими делами соседской общины», то есть порядком пользования пастбищами, лесом, сроками полевых работ, организовывал охрану села и земельных угодий, распределял общие расходы  и пр. За нарушение постановлений ныхаса, провинившимся грозил бойкот или изгнание из общины. На сельском ныхасе мужчины могли собираться каждый вечер. «Здесь рассказывали о дневных заботах, поездке или охоте. Делились трудностями, чтобы получить дельный совет. Ныхас формировал общественное мнение, одобрял или порицал поступки членов общины. Главным правилом действий ныхаса была полная гласность».

Участники сельского ныхаса выдвигали депутатов на общий ныхас своего колена. Три общеколенных собрания избирали депутатов в ныхас большой общины. А там уже выбирали депутатскую группу в Стыр Ныхас – Великое народное собрание. Стыр Ныхас мог собраться в случаях серьезной военной опасности или проведения жизненно важных международных переговоров. Ныхас был законодательным органом, где утверждались единые нормы обычного права. «Обязанности, которые он налагал на гражданина, исполнялись добровольно и бесплатно. Военная и политическая власть передавалась избранным лицам на ограниченный срок. Ныхас строго следил за действиями своих уполномоченных, они отчитывались за каждый свой шаг».
 Ныхасом, помимо народного собрания, называли и место его проведения. Являться на ныхас нужно было в праздничной одежде и при полном вооружении.

***

Осетия как единое целое, без деления на северных и южных осетин, вошла в 1774 г. в состав Российской империи. В Петербург прибыла делегация осетинских послов, сообщившая императрице Елизавете Петровне, что «весь осетинский народ желает быть подданным русской короны». Вскоре на берегу Терека вырос город-крепость Владикавказ. В конце XVIII века от стен Владикавказа через Кавказский хребет прошла важная магистраль – Военно-Грузинская дорога, охрана которой была поручена отважным воинам – осетинам. 

"Многовековые осетино-русские взаимоотношения всегда носили мирный характер, что благоприятствовало налаживанию плодотворного сотрудничества. ... История повернулась так, что северные и южные осетины оказались разделенными хребтами Кавказа и государственными границами. Северная Осетия осталась в российских пределах, Южная – на территории Грузии".