Ритуальным действом, тесно связанным с верой, осетины считают застолье.
Настоящее застолье отражает весь национальный жизненный уклад. За столом молятся богу и небесным покровителям, соблюдают все законы почитания старших. Категорически не допускается никакое недостойное поведение, сквернословие и ругань. Не принято появляться за столом в неподобающей одежде. Все участники застолья рассаживаются в порядке строго определенном заведенными обычаями. Чтобы выйти из-за стола нужно спрашивать разрешения у старших, но в любом случае, не раньше трех обязательных тостов. Если старшие встают, произнося очередной тост, то никто из младших не имеет права оставаться сидеть. Так же запрещено выпивать между тостами и произносить тосты по собственному желанию, усмотрению. Сколько бы тостов не было произнесено, ни один осетин не подвергнет себя позору, оказавшись пьяным.
Опоздавшие садятся в конце стола. Если же гость прибыл издалека, то перед тем, как посадить визитера на предназначенное ему место, его подводят к старшим поздороваться и преподносят ему так называемый «встречный» бокал - нуазан.
Говорят, что этот обычай восходит к скифской эпохе.
Гость - божий посланник - вообще отдельное явление в кавказской жизни. Любое нарушение обычаев гостеприимства могло покрыть несмываемым позором принимающую сторону, включая всех близких и дальних родственников. Дорогого гостя сажали за стол, старший в доме все же садился рядом с гостем, остальные родственники и односельчане проявляли свое гостеприимство стоя. «К столу обязательно подавали горячие пироги с пивом или аракой, национальным алкогольным напитком. Если же гость оставался на ночь, то заведено было резать барана, вне зависимости от наличия в хозяйстве свежего мяса. В каждой семье на случай приезда гостей всегда заготавливалось впрок лучшее продовольствие. Нужда ни в коем случае не оправдывала нарушение обычаев, и даже последние запасы могли быть использованы ради соблюдения традиций».
От гостей тоже требовалось исполнение некоторых ритуалов: он останавливался у коновязи и ждал, пока хозяин дома не выйдет навстречу. Тогда он слезал с коня, здоровался с встречающими и переступал порог. Входить в дом нужно было с правой ноги, а выходить с левой. Злоупотреблять щедростью хозяев было не принято: благородный гость ест мало, даже если очень голоден.
Умеренность и сдержанность во всем – золотое правило осетинского народа и норма поведения. Жизнь осетина проходила публично, его добрая слава или позор, достоинства и недостатки были известны всем. Каждый человек мог быть поощрен или осужден на народном собрании – ныхасе.
На фамильном и сельском ныхасе собирались все мужчины. Приглашали и женщин, известных мудростью и жизненным опытом, но не всегда. Мужчины имели право голоса, независимо от возраста. Если старшие отсутствовали или по каким-то причинам не могли представлять интересы своей семьи, это мог сделать и юноша этого семейства, взявший на себя обязанности главы дома. «На фамильном ныхасе предварительно обсуждались вопросы, которые собирался решать общий сельский ныхас - народное собрание более высокого уровня. Сельский ныхас занимался текущими делами соседской общины», то есть порядком пользования пастбищами, лесом, сроками полевых работ, организовывал охрану села и земельных угодий, распределял общие расходы и пр. За нарушение постановлений ныхаса, провинившимся грозил бойкот или изгнание из общины. На сельском ныхасе мужчины могли собираться каждый вечер. «Здесь рассказывали о дневных заботах, поездке или охоте. Делились трудностями, чтобы получить дельный совет. Ныхас формировал общественное мнение, одобрял или порицал поступки членов общины. Главным правилом действий ныхаса была полная гласность».
Участники сельского ныхаса выдвигали депутатов на общий ныхас своего колена. Три общеколенных собрания избирали депутатов в ныхас большой общины. А там уже выбирали депутатскую группу в Стыр Ныхас – Великое народное собрание. Стыр Ныхас мог собраться в случаях серьезной военной опасности или проведения жизненно важных международных переговоров. Ныхас был законодательным органом, где утверждались единые нормы обычного права. «Обязанности, которые он налагал на гражданина, исполнялись добровольно и бесплатно. Военная и политическая власть передавалась избранным лицам на ограниченный срок. Ныхас строго следил за действиями своих уполномоченных, они отчитывались за каждый свой шаг».
Ныхасом, помимо народного собрания, называли и место его проведения. Являться на ныхас нужно было в праздничной одежде и при полном вооружении.
***
Осетия как единое целое, без деления на северных и южных осетин, вошла в 1774 г. в состав Российской империи. В Петербург прибыла делегация осетинских послов, сообщившая императрице Елизавете Петровне, что «весь осетинский народ желает быть подданным русской короны». Вскоре на берегу Терека вырос город-крепость Владикавказ. В конце XVIII века от стен Владикавказа через Кавказский хребет прошла важная магистраль – Военно-Грузинская дорога, охрана которой была поручена отважным воинам – осетинам.
"Многовековые осетино-русские взаимоотношения всегда носили мирный характер, что благоприятствовало налаживанию плодотворного сотрудничества. ... История повернулась так, что северные и южные осетины оказались разделенными хребтами Кавказа и государственными границами. Северная Осетия осталась в российских пределах, Южная – на территории Грузии".