// Многонациональная Россия

Ханты

Ханты
Численность народа: 31 467

Откуда вообще появились люди на земле?

Однажды Кон-Ики, который одиноко жил на небе, подумал, что ему нужен еще кто-то. Под рукой оказалась глина, и Кон-Ики сделал из глины этого «кого-то», но не знал, как оживить. Отец, к которому он пошел за советом, ответил, что в глиночеловека надо просто накачать воздух. Кон-ики вернулся домой, но у человека оказались переломаны руки и ноги. Мудрый отец ответил ему: «Человек живет, живет и умрет». Одинокий Кон-ики неожиданно узнал, что недалеко живет такая же одинокая Терас–най. Стали они жить вместе на небе. А на земле людей по-прежнему не было. «Они две березовые ветки сломили, дома положили, потом эти ветки людьми стали».

Так думали ханты. А еще они думали, что существует 2 типа душ: тени и дыхания. У мужчин было по 5 душ, у женщин по 4.

Первая душа была душой тени - могильная душа. Она идет в могилу после смерти человека. Своих мертвых ханты хоронили в специальных ящиках, внутри которых  помещался гроб-полулодка. В полулодку покойного ногами на юг, вниз по течению реки (Оби). Снаряжали человека в последний путь основательно – на ящик или рядом с ним клали вёсла, лыжи, лук со стрелами, В самой лодке, прямо рядом с телом покойного клали  нож, топор, посуду и пр. Первая, могильная душа могла «без объявления войны» покинуть могилу, вернуться в дом и увести за собою живую душу. Дабы уберечься от возможных посягательств могильной души, в порог дома втыкали топор. В течение года после смерти родственники «кормили» умершего, открывали окошко и ставили перед ним пищу, питье, вино, курево.

Вторая душа жила в голове человека. Ис - уходящая вниз по реке - представлялась в виде птицы, комара и покидала человека во время сна. Если она уходила надолго, человек терял сознание, заболевал, а затем умирал. Чтобы удержать эту душу в человеке, ему делали татуировку в виде птицы на руке или плече. После смерти человека вторая душа тоже становилась опасной и тоже могла уводить с собой души живых людей. 

Пока вторая душа где-то шлялась во время сна носителя, к нему прилетала третья душа – сонная. Улэм ис представлялась конкретно в виде глухаря. Жил глухарь в лесу. Если он долго не прилетал. человек мучился бессонницей. Чтобы дети хорошо спали, на спинках детских берестяных люлек выскребали рисунок глухаря. 

Четвертая душа, как и первые две, жила на теле человека, точнее в его волосах. Если лили покидала хозяина, он становился усталым, бессильным. Она тоже представлялась птицей и женщины в честь нее носили на концах кос подвески. изображавшие ворон, ястребов, чаек, уток или сорок. Эта душа не покидала могил, не охотилась за живыми, а просто могла возродиться в новорожденном - поселялась в специально созданную для нее куклу, а затем в новорожденного ребенка того же рода. Если умирала женщина, куклу одевали в женскую одежду,  если мужского  - в мужскую.


 «Куклу хранили в сундучке или ящике, «кормили» во время семейных трапез, на ночь укладывали спать (еще в конце XVIII в. вдова спала рядом с деревянным изображением мужа), делали ей подарки (особенно приходящие в дом родственники)».

Пятая же душа - это душа перевоплощающаяся. Сакральное значение чисел 5 и 4 проявлялось во многих других обрядах: сроках хранения вместилищ душ, траура, числе жердей, положенных поверх берестяного покрытия на могиле, и т.п.

Этнически ханты неоднородны. Территориально выделяются три группы, по диалектам хантыйского языка - северную, с четырьмя диалектами, южную, с тремя диалектами и восточную, с тремя диалектами. Внутри крупных территориальных групп есть очередные территориальные «отделения». Представители их « как правило, расселяются в бассейне одной реки». 

Ничего неожиданного в неоднородности народа нет. Антропологи считают их представителями контактной уральской расы, которая  сама по себе очень неоднородна. В зависимости от региона у представителей расы превалируют европеоидные, либо монголоидные черты. «Ханты, наряду с селькупами и ненцами, входят в западносибирскую группу популяций для которой характерно повышение доли монголоидности, по сравнению с другими представителями уральской расы». Для уральской контактной расы характерны, как следует из названия, контакты - от иранских и тюркских до пермских и индоевропейских.

Удаленность  различных групп хантов друг от друга способствовали тому, что между «отдельными локальными группами существуют большие различия по ведущим видам хозяйственной деятельности, ремеслам, верованиям, и особенно по языку. Разница между диалектами такова, что двое хантов из разных регионов, говорящие на хантыйском языке, не понимают друг друга. … «до недавних пор ханты не считали себя единой народностью. Их изолированность, собственные самоназвания, свидетельствуют о разобщенности».

Северные ханты.

Эти ханты наследуют традиции усть-полуйской культуры – таежной, промысловой культуры,  датируемой 4 веком до нашей эры - 2 веком нашей эры. Усть- полуйская культура распространена была в бассейне Оби. На сегодняшний день Усть-Полуй оказался одним из наиболее древних северных пунктов железообработки в целом по Евразии. Орудия они изготавливали из кости и камня, но известны были и бронзовые украшения, а также железные ножи. На раскопках поселений находят керамику в форме обломков сосудов на высоких конических поддонах, а также инструменты для плавки бронзы. Представители культуры жили в укреплённых посёлкеах, состоящих из землянок. Ездили на собачьих упряжках. Основными занятиями были охота и оседлое рыболовство. Значительное влияние на северных хантов оказали ненцы.

Южные ханты.

Зона расселения - вверх от устья Иртыша. Это территория южной тайги, лесостепи и степи и в культурном плане более тяготеет к югу. В их формировании и последующем этнокультурном развитии, значительную роль сыграли тюрки, южное лесостепное население, позднее русские. Тип хозяйства – промыслы, скотоводство, земледелие

Восточные ханты.

Жили и живут в Среднем Приобье . Эту группу считают наиболее близкой к автохтонному населению. Она в большей степени, чем другие, сохраняет северосибирские черты культуры. Восточным хантам свойственно тягловое собаководство,  промысловый тип хозяйствования. «В пределах современной территории oбитания восточные ханты достаточно активно взаимодействовали с кетами и селькупами, чему способствовала принадлежность к одному хозяйственно-культурному типу».

Ханты вели полуоседлый образ жизни. У них были постоянные зимние и временные летние поселения. Зимние были многолюдны, поскольку в них оседали все промысловые группы одновременно. Поселения имели свободную планировку и располагались в местах промыслов. Соответственно, по типам поселения были: летние кочевые стойбища с переносными жилищами; постоянные зимние поселения оленеводов; постоянные зимние поселения охотников и рыболовов; летние переносные «стойбища» охотников и рыболовов; постоянные зимние и переносные летние селения рыболовов; постоянные поселения рыболовов и охотников, которые дополнительно занимались земледелием и скотоводством.