Давным-давно в центре неба жила семья из 5 человек: муж, жена, две их дочери, теща. Но даже давным-давно тещи не любили зятьев. Противостояние такое же неизбывное, как у кошки с собакой. Так вот эта древняя теща, после ссоры с зятем, разделила небо гребнем на 2 части. Между частями образовался стремительный водный поток – Тхун Хэ – Серебряная река, она же Млечный путь. Зять, разумеется, остался в меньшей части неба, теща с дочерью и внучками – в большей. И теперь муж с женой встречаются раз в семь месяцев по лунному календарю. И плачут от радости. Та́зы утверждают, что если в это время взять полую трубку стебля какого-либо растения и направить ее в небо, то можно услышать разговор разлученных супругов. Очень похожая история есть у удэгейцев. У китайцев, которые являются предками та́зов, тоже есть очень похожая легенда, только про пастуха и ткачиху. Вообще Млечный путь считается «рекой» у манчьжуров, японцев, нанайцев, корейцев и т.д.
Кто такие тазы? Относительно молодой этнос, образовавшийся в результате смешения китайцев с аборигенами Уссурийского края. В конце 19 века сюда доходят китайцы в поисках женьшеня. Поначалу сборщики оставались здесь только на период сбора. Затем стали оставаться навсегда, охотно женясь на местных женщинах – удэгейках и нанайках.
Позже к женьщеньщикам присоединились грибники, добытчики морепродуктов, охотники за пантами, потом пришли и торговцы с земледельцами.
Это была «мирная версия», но есть и почти американская: «Как ни парадоксально, предками тазов были преимущественно беглые ссыльные, политические заключенные или разбойники. Чтобы выжить в дикой тайге, они прибивались к стойбищам коренных народов. Кроме того, влились в этногенез тазов и китайцы. Они хитростью загоняли удэгейских и нанайских охотников в долговую зависимость. За долги забирали себе их жен и дочерей. Иногда китайские купцы продавали в рабство соплеменникам целые семьи аборигенов».
Так или иначе, но образовавшееся постепенно многочисленное смешанное население стали называть китайским словом да-цзы – туземцы. Сначала этим словом, модифицировавшимся в тазы, добравшиеся сюда русские, называли всех подряд в Приморье. Но когда пришло время для более подробной классификации, тазами стали называть «окитаенных» удэгейцев. Говорили те на разновидности китайского языка, его северного диалекта, но отличались от китайцев по культуре и хозяйственному укладу, да и сами себя китайцами не считали.
Той самой разновидностью китайского языка, которая стала считаться тазским диалектом, владело все население. К началу 21 века диалектом пользоваться перестали. Но часть его сохранилась в мелодичных топонимах, которые иногда еще звучат в речи. Например, река Ингоу переводится как «участок, где много желудей», река Квандагоу – казенная дорога, река Улахэ – место, где растет ситовник для подстилки в обувь и так далее.
Названия были утилитарны. Месяцы года отмечали сезонность или время промысла: цунзянь - март - начало весны; се ве – снежный месяц – декабрь; уйве – рыбный месяц – август. Ориентировались и по созвездиям. Например, Три звезды – Санга сингся – Пояс Ориона – появлялся в период сильных морозов. Другое выделенное ими созвездие - Сансин - помогало ориентации в пространстве. В созвездии было 6 звезд, располагались звезды на трех параллельных линиях, появлялось оно на западе осенью и указывало направление торгового пути. Венеры – Лянсини – у тазов было две. Одна была Армаолун – первая вечерняя звезда – и указывала время ужина. Вторая же – Танизе – была звездой утренней. По ней приступали к завтраку.
Китайское прошлое внесло свои коррективы в уклад жизни тазов. В отличие от других приморских народов жили они в фанзах. Фанзу складывали из плоских камней и обмазывали глиной с обеих сторон. Пол в фанзе был тоже из плотно утрамбованной глины. Отапливали «дом» не очагом, расположенным в центре, а с помощью специальной системы. Очаг располагался в первом помещении фанзы, у входа. От очага вели несколько дымоходов, играющих роль батарей. Разогреваясь от дыма, они отдавали тепло, согревая воздух. Дымоходы являлись частью канов, которые представляли собой широкие глиняные нары вдоль стен фанзы.
Также сохранились женьшеневый промысел и сбор древесных грибов. Считалось при этом, что найти женьшень может только тот, у кого чистые помыслы. Знахари верили, что корень женьшеня возвращает молодость и прописывали его пожилым людям для ежедневного употребления. Может поэтому среди тазов было много долгожителей? Кстати, исследователи отмечают, что у них было очень продуманное и здоровое питание, на основе злаков, орехов корнеплодов и рыбы с моллюсками. Тем не менее, кухня тазов включает в себя и много элементов китайской. Рис – один из самых распространенных злаков. Много используется соевого соуса. Тазы сочетают соленое и сладкое, что характерно для северных народов Китая. В уху, опять же добавляя соевый соус вместо соли. Безусловно, в рационе присутствует и мясо. Тазы выращивают свиней, любят пельмени и мясные бульоны с лапшой. А у нанайцев тазы позаимствовали квашеную оленину, которую квасят, закапывая в снег в мешке. Во время ритуальных обрядов мужчины ели мясо медведя. Для жертвенной и поминальной пищи использовали куриное мясо, особенно ценили голову, ею угощали гостей. Если у китайцев употребление сырой животной пищи было запрещено, то тазы ели строганину из сырого мяса или рыбы.
Славились они и умелым целительством: «С помощью глины они вытягивали из организма шлаки и яды. Широко применялись методы акупунктуры.
При помощи серебряных игл местные знахари избавляли соплеменников от головной и зубной боли. Народная медицина тазов призывала к соблюдению гигиены и умеренности во всем. Особенно тщательно ухаживали за волосами. Считалось, что волосы наделены магической силой и связаны с памятью и разумом»